Праздник в честь обретения Казанской иконы Божией Матери — напоминание о том, что собирание сил ради спасения Церкви и Отечества нашего совершается Промыслом Божиим издалека. Мы знаем, что эта икона явлена ради будущих испытаний русских людей — особенно тех, которые будут в смутную эпоху начала XVII века, когда «суд об Отечестве нашем предстательством Пречистой будет изменен на милость».
«Радуйся, в скорбных обстоятельствах на помощь нас предваряющая» — вот что начертано на месте пожарища, где девятилетней девочкой Матроной была обретена эта чудотворная икона и передана в руки благоговейнейшему иерею — будущему патриарху-исповеднику Ермогену. Что происходит сегодня? Как совершается собирание сил в России в предвидении будущих битв за освобождение ее «от ига, ужаснейшего паче всякого иного»? Где дети наши, где священники, готовые не пощадить живота своего ради «Дома Пресвятой Богородицы»?
Мы постоянно предупреждаем о двух опасностях. Первая — когда говорят, что все происходящее сегодня с нашим Отечеством, — это политика, это то, что Церкви не касается. И мы знаем, до чего может доходить такой взгляд — до предательства. Сама Божия Матерь Своим участием в судьбах Православной Церкви и Отечества нашего через чудотворные образы, и особенно через Казанский, дает на это ответ. Наши святые, и особенно такие, как священномученик Ермоген, вместе с ангелами благоговейно предстоя Ее образу, научают нас тайне судов Божиих в человеческой истории. И наша проповедь — непрестанно о том, что когда дом охвачен огнем (дом Пресвятой Богородицы — вся Святая, еще недавно единая Русь: великая, малая и белая) и все спят, долг Церкви — будить и предупреждать о смертельной опасности. Тем более, когда речь идет о вечном огне.
Вторая опасность заключается в очень малой воцерковленности или даже полном отсутствии ее среди тех, кто искренне любит Россию и исполнен решимости ничего не пожалеть ради нее. У одних — только констатацияновых тяжелых испытаний и непонимание глубинного смысла происходящего. У других (в том, что касается нынешней России), понимающих невозможность возвращения кнедавнему безбожному прошлому, — слишком внешнее обращение к православию, которое для них не более чем традиционная идеология и вековая слава России. В лучшем случае, они, подобно ненавистным им «новым русским» (как называли их в 90-е годы прошлого века) могут зайти вхрам, чтобы поставить свечку, не обременяя себя нисоблюдением постов, ниутренними и вечерними молитвами, нипосещением богослужений даже в воскресные и праздничные дни, ниисповедью, нипричастием. И потому, конечно, неслучайно, что говоря от имени Родины об ограбленном в 90-е годы прошлого веканароде с надеждой, что теперь, может быть, все начнет меняться,они почти не обращают внимания на нравственный и духовный ущерб, нанесенный миллионам людей. На самом деле это означает, что они не видят главную беду русского человека и не видят его самого.
О чем говорит сегодняшнее Евангелие, которое мы слышим за литургией почти вовсе Богородичные праздники? О любви к Богу. Оно напоминает нам, что недостаточно любить нашего ближнего. Надо любить также Бога. Надо посвящать свои мысли и труды также и Ему. И это надо делать в первую очередь. В этом смысл слов, с которыми Христос обращается к Марфе: «Марфа, Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом. А одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется от нее» (Лк. 10, 41—42).
Мы знаем, что христианство являет небывалую любовь к человеку. К каждому без исключения человеку, который на языке Писания называется нашим ближним. Как никогда, должны мы сегодня услышать апостола Иоанна Богослова: «Кто говорит, что любит Бога, а брата своего не любит, тот лжец». Без любви к ближнему не существует веры. Невозможно любить Бога, не любя ближнего. Но мы призваны также любить Бога. И эта любовь должна быть конкретно выражена. Любить Бога, посвящая себя Ему, отдавая Ему свое внимание и время. Марфа думала, что ее сестра Мария не занята делом, что она теряет время, сидя у ног Христа и слушая Его. «Господи, или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне». Марфа была уверена, что Христос поймет ее. И скажет Марии, чтобы та помогла ей. Но нет, Господь отвечает Марфе, что Мария права, пребывая около Него и впитывая в себя каждое Его слово. Более того, Он говорит, что как раз это и нужно, что это «благая часть», лучшая часть.
Мы не должны противопоставлять Марфу и Марию. Мы должны видеть в них два образа служения Богу, дополняющих друг друга. Пусть будет это напоминанием нам о необходимости любить Бога и любить нашего ближнего. Требуется не только служение ближнему, но слушание Бога. Мы часто склонны противопоставлять одно другому. Многие, и, кажется, не без основания, особенно внаше многоскорбное время, отдают предпочтение деятельной любви по отношению к ближнему. Но сегодняшнее Евангелие говорит, чтобы мы были осторожны в категоричности этих суждений. Господь подчеркивает, что необходимо уделять больше внимания Богу. Мы должны слушать Его, и надо, чтобы Бог был у нас на первом месте.
Марфа не делала ничего плохого. Напротив, она делала нечто очень хорошее и нужное. Она накрывала стол, она готовила трапезу. Но она делала это, не занимаясь своим Гостем. Она так хлопотала, что забыла о Том, Кто пришел к ней. Нечто подобное нередко происходит и с нами. Мы думаем, что самое важное — это что-то делать, а не сидеть на месте. Вне сомнения, это важно. Но есть то, что важнее. Самое важное — находить время для живых конкретных людей. Уметь слушать их, любить их за них самих, пребывая рядом с ними. Если мы будем уделять больше времени этим людям, стараясь узнать богатство тех, с кем мы рядом живем и кого мы встречаем на своем пути каждый день, наша жизнь, несомненно, станет иной. Наше видение всех сегодняшних событий изменится. Всевнашей жизни изменится. Это относится и квидению нами того, что происходит снашим народом. Невозможно обрести подлинное понимание, видя только материальную сторону жизни человека.
Евангелие сегодняшнего дня напоминает нам, что необходимо не только делать что-то для людей, но быть внимательными кним. И оно напоминает, что необходимо быть внимательными кБогу. Бог заслуживает того, чтобы мы посвящали себя Ему, чтобы мы слушали Его. Он достоин того, чтобы мы любили Его — ради Него Самого. Пусть никто никогда не скажет: «Как можно сголовой погружаться вБожественные слова, когда перед нами такие неотложные земные задачи!» И пусть никто никогда не подумает, что Господь упрекает Марфу зазаботу, которой она окружает Его. За самый скромный труд Господь воздаст вдень Суда: «Был странником, и вы приняли Меня» (Мф. 25, 35). Насколько большее воздаяние будет тем, кто лично послужил Ему! Если и есть какой-то упрек уГоспода Марфе, то это по поводу ее тревоги, ее непонимания части Марии, которая вся превратилась вслух, и слагает каждое Его слово в сердце своем. Слушать Христа — столь же неотложно, если не более неотложно, сегодня и всегда. Это лучшая часть.
Но благая часть не отнимается и у Марфы. Именно этого пока не понимает она. Ибо как Мария не должна оставлять свой блаженный покой, чтобы заняться многими хлопотами, так Марфа не должна оставлять своего служения, чтобы сесть рядом с сестрой. Но какбы она нибыла погружена в свои дела, она тоже призвана, как и ее сестра, слушать неустанно Христа — даже в самой гуще своих забот. И мы знаем, что Христос, Которого она принимает, всегда присутствует всамом малом изтех, кто принадлежит Ему. Никто не должен выбирать между Марфой и Марией. Не мы выбираем — нас выбирает Господь. Но кем бы мы ни были, больше Марфой или больше Марией, мы должны всегда предпочитать лучшую часть — находить всю сладость жизни и всю радость вслушании Христа и вечного пребывания сНим.
Явлением Своего чудотворного образа Божия Матерь дает нам благословение на любое служение Церкви и Отечеству. Но все любящие Россию должны понять — ничего уних не получится без Бога. Без заступничества Божией Матери не былобы у нас земной победы ни в XVII веке, нипотом. Не будет и сегодня. Что может значить сама по себе земнаяпобеда в нынешнем и будущих сражениях?Сегодняшнийпраздник возвещает нам, что все временные земные победы только тогда имеют смысл, когда они несут на себе печать вечной победы Христовой.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
1. Современная победа — это оживление в душе памяти Божией!
Вот сейчас многие помнят о присутствии Божием? Я – забыл... Какая уж тут любовь?!