6 июля главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт покинул свою должность в связи с «истечением контракта». Об этом сообщили в Московской еврейской религиозной общине (МЕРО). Сообщили и слукавили, поскольку накануне рокового события 7 июня раввин в 33-й раз был переизбран главой Московской хоральной синагоги.
Причиной увольнения безсменного сотрудника, а точнее последней каплей переполнившей чашу, стало его зубодробительное интервью американскому СМИ о положении дел в современной России, пределы которой Гольдшмидт торжественно покинул в марте 2022 года, аккурат в начале СВО. Тогда главный раввин говорил, что срочно едет ухаживать за своим умирающим отцом… Однако вскоре невестка Гольдшмидта написала в соцсетях о «боли и страхе» в их семье, которые «невозможно передать словами», что на раввина со стороны российских госорганов идёт жестокая травля, что на него давят, вынуждая публично поддержать спецоперацию на Украине, но он героически отказывается.
Выждав какое-то время и поняв, что в РФ перемены пришли всерьёз и надолго, Гольдшмидт разразился публичным откровением, в котором ненависть к России зашкаливала неимоверно. Но (о ужас!) в результате усилий вышел сущий каламбур. Ослепившее несчастного еврея желание отомстить сыграло с ним злую шутку, ибо понаговорил бывший раввин такого, что выказал себя как минимум евреем лишённым хитрости. Уже не говоря о том, что здорово подставил своих соплеменников, оставшихся куковать в «треклятой рашке».
- Ребе, вы ведь нас не подставите? - Саша, ну ты же меня знаешь… - Вот именно потому, что я Вас знаю… Увы, знание меня не подвело. Раввин Пинтхас Гольдшмидт выступил против страны, благодаря которой он сделал карьеру и кинул общину, которая кормила его последние 30 лет. Написал позже в своём ТГ бывший коллега Гольдшмидта, директор программ Московской хоральной синагоги Александр Каргин.
«По поводу статей в международной прессе: то, что там изложено Гольдшмидтом, – это ложь, – спешили оправдываться преданные соратники. – На господина Гольдшмидта никто не давил. Никто не звонил, не приходил… Печально, что люди, зараженные антироссийской истерией, тупо верят всему, что говорится против России. И ничего другое для них не важно».
Но самое смешное началось чуть позже. Уже изрядно нашумевшую статью и интервью бывшего главного раввина редакция журнала вдруг начала судорожно редактировать, причём по очень любопытному поводу.
На сайте издания в конце оригинального материала появилась приписка: «В предыдущей версии этой истории говорилось, что раввин Александр Борода из ФЕОР высказывался в поддержку войны. На основании его заявления, размещённого в Интернете, это неверно». Так вскоре в отредактированном варианте статьи упоминание о поддержке Бородой СВО оказалось вымарано.
В свете известного противоборства еврейских течений в России, Гольдшмидт верно желал притопить конкурента в глазах «хозяев», но неожиданно получил по штраймлю…
Так что, сколько Путин не приручал волков, сколько в прессе не писали о «хабаде имени Путина»… они-то из рук ели, да всё в лес глядели. Мнение Запада для команды Лазара всегда было и остаётся определяющим.
Если вернуться к ситуации в Москве, то Главный раввин России Берл Лазар еще в начале спецоперации написал в своём заявлении: «Остановите кровопролитие, чтобы больше не умирали люди», а затем раскритиковал министра иностранных дел России Сергея Лаврова за то, что он сказал, что у Адольфа Гитлера была еврейская кровь, пытаясь провести аналогии между лидером нацистской Германии и президентом Украины Владимиром Зеленским, который является евреем. «Было бы неплохо, если бы он извинился перед евреями и просто признал, что ошибался», – написал Лазар о Лаврове. И Лазар, и Гольдшмидт подтвердили, что тысячи евреев покинули Россию после начала войны.
В интервью «Deutsche Welle» (внесена в список СМИ-иноагентов) Гольдшмидт заявил, что «очень значительная часть» российского еврейства, которое, согласно демографическому исследованию 2020 года, насчитывало 155 000 членов, уехала, и что другая «значительная часть думает об отъезде». Другие раввины в России также публично говорили об обстоятельствах, вызвавших эмиграцию.
«За одну неделю я увидел, как многие ведущие члены общины собрались и уехали, – писал Гольдшмидт из Иерусалима, – почти все в Израиль. В России были заблокированы независимые новостные сайты. Это было радикальное изменение к худшему. 90 процентов сообщества не поддерживает вторжение на Украину. У меня есть ощущение, что подавляющее большинство не захочет жить в новом Советском Союзе, изолированном от мира».
Впрочем, бегство Гольдшмидта из России было предсказуемо. Как сообщает хабадский «Лехаим», статус раввина уже был поколеблен в прошлом. В 2005 году Гольдшмидту, работавшему в Москве с 1989 года, внезапно отказали во въезде в страну. Прошло несколько недель, прежде чем ему разрешили вернуться. Власти не дали официального объяснения по поводу отказа во въезде, но некоторые чиновники ссылались на «вопросы национальной безопасности». Гольдшмидт отказался комментировать это, но дело совпало с борьбой за власть, которая закончилась тем, что Главный раввин России Берл Лазар и его связанные с Хабадом раввины стали доминировать в российской еврейской жизни.
Гольдшмидту в конце концов разрешили въехать в Москву, но траектория его карьеры всё больше ориентировалась на Западную Европу. Такова предыстория.
Полностью нашумевшую «исповедь» беглого раввина американскому изданию «Мишпаха» можете прочитать по ссылке. В своём же обзоре я обойдусь самыми сочными выдержками… Начинается сей юмористический опус, как в триллере:
«Была ночь на 23 февраля, и давний главный раввин Москвы рав Пинхас Гольдшмидт лёг спать дома; на следующее утро он проснулся в чужой стране. Это была не очередная дальняя поездка для одного из самых влиятельных еврейских лидеров в Европе, который практиковал дипломатию от Персидского залива до Америки. Это произошло потому, что страна, которую он знал в течение 33 лет – от сумерек Советского Союза до высот эпохи Путина – исчезла в одночасье. В то утро, когда танки Владимира Путина пересекли границу с Украиной, а спецназ пытался захватить аэропорт Киева, Кремль решительно попытался покончить с последними остатками свободы по всей России. Тысячи антивоенных демонстрантов были схвачены, независимые СМИ были закрыты, а религиозные лидеры были вынуждены поддержать агрессию Кремля, либо им грозят репрессии. Даже вторая по величине фигура в Русской Православной Церкви митрополит Иларион был отодвинут в сторону».
Далее собственно следует история странствий Пинхаса по кругам российского ада длиною в 33 года, приравнивающаяся автором ни много ни мало к истории самой современной России – «теплой и ласковой при Ельцине и угрожающей при нынешнем правительстве».
Любопытно было узнать о том, какими способами внедрялась сионистская агентура в ткани постсоветской умирающей России. Оказывается при содействии раввина Адина Штейнзальца из Израиля, при поддержке рава Моше Соловейчика из Цюриха, который получил одобрение от рава Шаха, Советская академия общественных наук в своё время открыла Центр еврейской цивилизации, который был прикрытием для первой иешивы Советской России.
Ну а дальше… еврейские группы торговцев алмазами из Антверпена, запакованные «на случай» чемоданы, таинственные связи со свидетелями защиты в суде над Менделем Бейлисом, первая в Союзе машинка Xerox, которую героический Пинхас контрабандой ввёз в страну по частям и на которой распечатывал чуть ли не первый в России Талмуд, треклятая русская картошка с кашей, когда так хотелось салями и пр. и пр., а в итоге: «За последние годы гигантская еврейская экосистема, бюджет которой в настоящее время составляет около 11 миллионов долларов, созрела до такой степени, что Москва и Россия теперь находятся на европейской еврейской карте в таком объёме, который было бы невозможно и предсказать».
Знаменитый еврейский пафос, когда гордость настолько зашкаливает, что сначала пронзительно трещит, а потом стремительно улетает в космос пуговица от штанов, захлестнул героического Пинхаса во время повествования о трагедии 1991 года: «Переворот сорвался, когда Ельцин отказался отступать. Первым сигналом о том, что для евреев наступила новая эра, был мемориал Илье Кричевскому, еврею, который был убит, стоя лицом к советским танкам. Мемориальная церемония включала в себя чтение Кадиша... Момент, когда в российском эфире прозвучали слова «исгадал в искадеш шмей рабба», был основополагающим. Это было объявление любому, кто услышит это, что евреи вернулись в Россию. Нас угнетали, нас заставляли молчать, нас унижали, но мы вернулись».
Да, они вернулись и началось… «Российские олигархи были евреями, – продолжается эпическое повествование. – Борис Березовский, Владимир Гусинский, Михаил Ходорковский. Огромное количество грязных русских денег, поступающих в британскую столицу, создало то, что стало известно как «Лондонград» – роскошные районы города, где российские деньги евреев правили бал. Все трое процветали в ельцинские годы, но столкнулись с репрессиями Владимира Путина. Березовский бежал в Великобританию в 2000 году, где умер – один и почти банкрот – в 2013 году. Ходорковский был заключён в тюрьму по сфабрикованным обвинениям в финансовых преступлениях, а его компания была конфискована в 2005 году. Но именно беды Гусинского грозили поставить еврейскую общину под прицел».
И кто бы вы думали спасал лучшего друга еврейской общины Москвы? Конечно же, героический Пинхас. «Я позвонил президенту Всемирного еврейского конгресса Эдгару М. Бронфману, и через несколько часов Билл Клинтон выступил с заявлением против этого шага. Через несколько дней власти РФ позволили Гусинскому покинуть страну».
Статус Главного раввина Москвы был не единственной шляпой, которую носил Пинхас. Будучи президентом Конференции европейских раввинов (CER), Гольдшмидт общался с европейскими и американскими политиками, ненавидящими Россию. Трижды – в июне 2000 года, затем в 2005 и 2017 годах – правительство пыталось выслать Гольдшмидта, аннулировав его визу. Только поддержка со стороны российской еврейской общины и международных игроков позволила ему остаться.
Почему, однако, раввин Гольдшмидт не стиснул зубы и не подчинился властям, как это на благо общины всегда делали все раббаним в галуте? «Действительно, традиция всегда заключалась в том, чтобы делать то, что говорит цезарь, но сегодня всё по-другому по нескольким причинам, – отвечает Гольдшмидт. – Спустя восемьдесят лет после Холокоста мы, евреи, умеем обвинять немцев и поляков в том, что они не высказываются, когда могли бы. Мы живём в глобальной деревне, и весь мир прислушивается к тому, что мы говорим или не говорим. Поэтому мы не можем молчать».
Другим фактором, который убедил его в том, что молчание не вариант, стало существование Израиля, который изменил статус еврейского народа. «Сегодня мир не рассматривает нас как преследуемое меньшинство. Мир смотрит на Израиль и еврейский народ и знает, что мы лидеры».
А поэтому совершенно логично, что для главного раввина самым страшным было прослыть в глазах «хозяев» «рав-митаамом» – как называли связанных с правительством раввинов в царские времена. Собственно этим самым «митаамом» Пинхас по сути и обозвал хабадского Бороду. Последний обиделся и поспешил отмагендовиться. О забавном ералаше уже говорилось выше. «Причина кажущейся свободы, предоставленной раввину Лазару, заключается в том, что раввин Борода уже ясно обозначил прорежимную позицию их организации». Нет, ну вы представляете ТАКОЕ ляпнуть, когда весь мир – одна глобальная деревня?!
А дальше моё любимое место интервью… Сага Пинхаса близилась к концу. Широкими мазками беглый раввин рисовал апокалиптическую картину новейшей путинской России, когда «их маленькая семья крепко держалась вместе в море штормов». И вот, последний раз они заперли свой дом, выгрузили два чемодана в аэропорту и направились в Восточную Европу, чтобы быть вместе с еврейскими беженцами, спасающимися из Украины. «Это было похоже на сон в Москве и пробуждение в Тегеране! Старая Россия ушла».
Пробуждение Пинхаса в Тегеране – это вообще верлибр. По-моему, смешнее анекдота придумать просто невозможно.
Дальше по тексту идёт душещипательное повествование о «десятках тысяч (!) контуженных» путинскими бомбами евреях и о нём – героическом Пинхасе, вынужденном курсировать между Иерусалимом, Европой и Америкой, повышая осведомлённость человечества о «бедственном положении российских евреев». А «бедственность», догадываетесь, в чём заключается?
«Украинские евреи получают огромную помощь – и это правильно, – размышляет бывший раввин. – Но гораздо большая российская еврейская община находится в глубокой беде. Санкции в отношении олигархов, которые поддерживали сеть учреждений, сократили своё финансирование. Дефицит в нашей собственной сети учреждений в настоящее время составляет 5 миллионов долларов как прямой результат войны и санкций. У евреев появилось чувство страха!».
Действительно, настоящая еврейская катастрофа выглядит именно так: олигархические деньги, которые были источником жизненной силы постсоветского еврейского возрождения, оказались отрезаны. И что же теперь? Снова пустыню топтать сандалиями и пенять на Моисея? Читатели, а вы не задумывались о том, кто и зачем сыграл с несчастными такую злую шутку? Чего же они снова своих-то по галутам глушат? Целились в Путина, а попали в кого?
Мария Андреевна Мономенова, член Союза журналистов России
2.
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
1. Послание иудеям из прошлого
(Евангелие От Иоанна 8:44)