Русские гении

Николай Константинович Кольцов (1872–1940)

Бывший СССР
Фото: Предоставлено автором

150 лет назад, 2 июля (ст. ст.) 1872 года, родился Николай Константинович Кольцов – всемирно знаменитый биолог, автор основополагающей идеи о матричном синтезе хромосом, один из создателей учения о социальной генетике, основатель русской школы экспериментальной биологии, член-корр. Императорской Петербургской академии наук и Академии наук СССР, академик ВАСХНИЛ.

Он предсказал свойства генетической информации, разрабатывал теорию гена, первым выдвинул идею о молекулярном строении хромосом, предвосхитил принципиальные положения современной генетики и молекулярной биологии. Ещё в магистерской диссертации Кольцов наметил совершенно новое направление в биологии — физико-химическое объяснение формы живых образований. «Правилом Кольцова» (чем мощнее клеточный каркас, тем больше форма клеток отходит от шарообразной) пользовались микробиологи всего мира.

Родился Н.К.Кольцов в Москве, в семье бухгалтера крупной меховой фирмы. С золотой медалью в 1890 г. окончил гимназию, в 1895 г. – естественное отделение Московского ун-та (тоже с золотой медалью), был там оставлен для подготовки к профессорскому званию, служил также профессором на Высших женских курсах и в Народном университете им. Шанявского.

Летом 1917 г. он возглавил новый Институт экспериментальной биологии, в котором сделал бòльшую часть своих научных открытий. В 1938-м институт переименовали, передали в ведение Академии наук, а в 1939-м Кольцова уволили – учёные бездарности объявили генетику лженаукой и под флагом марксизма повели ожесточённую борьбу с русской научной элитой за места «под солнцем».

Ещё в 1920 г. Николая Константиновича, в числе 19 других русских учёных, приговорили к расстрелу (дело «Тактического центра», сфабрикованное известным русофобом, будущим комиссаром ГБ 1-го ранга Аграновым). Это была «плата» русским интеллигентам за прежние революционные симпатии: в 1906 г. Кольцов поддержал забастовку студентов Московского университета, а в день открытия первой Думы даже опубликовал брошюру «Памяти павших. Жертвы из среды московского студенчества в октябрьские и декабрьские дни» (о жертвах среди полицейских, военных и госслужащих в брошюре не упоминалось). Лишь по ходатайству П.П. Кропоткина, А.М. Горького и А.В. Луначарского его освободили.

После ареста Н.И. Вавилова (1940) Кольцова неоднократно вызывали на допросы. Сердце его не выдержало: он умер от обширного инфаркта в Ленинграде, куда приехал с докладом на юбилейное заседание Общества испытателей природы. Похоронен он на Введенском кладбище Москвы вместе с женой, принявшей яд после его кончины.

Он очень много сделал для отечественной науки: создал первые научные лаборатории и кафедру экспериментальной биологии в МГУ, организовал три биостанции и издание нескольких научных журналов (был их гл. редактором), а главное – создал фундамент русской школы экспериментальной биологии, из которой вышли многие знаменитые учёные.

В знак признания заслуг Н.К.Кольцова его именем назван Институт биологии развития РАН и посёлок под Новосибирском, где расположен один из крупнейших в мире центров вирусологии, биотехнологии и молекулярной биологии.

Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств