Опыт России в реализации школьной языковой политики

Выступление на Калязинских чтениях

Калязинский район - решение вопросов по-русски  Русская школа  Закон об Образовании в РФ  Калязинские Чтения Русского Собрания 
0
481
Время на чтение 8 минут
Фото: Из личного архива автора

Работа выполнена в рамках госзадания РАНХиГС.

Один из заявленных тезисов настоящей конференции является «необходимость консолидации и мобилизации всех патриотических сил общества». Это тезис, в настоящее время, не случаен. Идет война. Война двух цивилизаций, война за ценности. Триггером, конечно, стало отношение к языку, к русскому языку и культуре на Украине. Не случайно в июле 2020 года русский язык конституционно закреплён как язык государствообразующего народа, что определяет специфику русского языка, его особый статус.

События, происходящие на Украине, заставляют многих переосмыслить значимость содержания и механизмов реализации языковой политики, особенно в сфере образования. Весь постсоветский период и, по настоящее время, идет поиск механизмов направленных на реализацию оптимального баланса интересов: между качеством владения русским языком и сохранением и развитием родного языка народов России, между формированием общероссийской идентичности и этнической, между интересами меньшинства и большинства. Отсутствие, до настоящего времени такого баланса, как показывает практика, не приводит к консолидации нашего многонационального общества, что в современных условиях просто недопустимо.

В России проживает 194 народа и функционирует более 270 языков и диалектов.

Анализируя постсоветский период развития России, можно выделить три этапа законодательных изменений и как следствие реализации языковой общеобразовательной политики и поиска механизмов, направленных на консолидацию многонационального общества.

Первый этап с 1992 года по 2007 год

Это период существования компонентов содержания образования: федерального, школьного и национально-регионального. Предполагалось, что через них мы сформируем и общероссийскую идентичность и этническую. Так же создадим условия для сохранения родных языков народов России. Что мы получили и почему были вынуждены их удалить.

Главная черта этого этапа – динамично растущее расширение в школьном образовании роли родного языка и в содержании образования национальной культуры. На национально-региональный компонент отводилось до 30% учебной нагрузки. К 2007 году число изучаемых языков увеличилось до 89, а на 29 из них велось обучение.

Поскольку все вопросы, связанные с реализацией национально-регионального компонента, были полностью переданы в компетенцию субъектов федерации, то школа, в некоторых субъектах, стала использоваться как инструмент культурной мобилизации молодежи, на достижение самостоятельных политических целей, как инструмент автономизации политического пространства, формирования гражданина субъекта федерации. Даже учебники русского языка, которые издавались в республиках, использовались для максимальной передачи культуры титульного народа. Такой подход приводил к разрушению единого образовательного и цивилизационного пространства России.

С 2005 года в рамках национально-регионального компонента в ряде субъектов Российской Федерации в школах стали вводить обязательное изучение нового предмета «Государственный язык республики», что на практике приводило к увеличению количества часов на родной язык и уменьшение на русский. Так в Республике Татарстан на русский язык стали выделять 3 часа в неделю, а на татарский 6 часов. В целом данные процессы приводили к нарушению баланса языковых интересов субъектов образовательного процесса, деформации структуры языковой подготовки русскоязычных учащихся (большинства), усилению несбалансированного двуязычия в республиках, что вызывало большое недовольство со стороны русскоязычного населения.

Второй этап

.Он начался с декабря 2007 года и длился до декабря 2012 года. Это этап нового принципа структурирования содержания образования через примерную основную образовательную программу, удалив все компоненты. Программа должна состоять из двух частей: обязательной (включающей базовые предметы) и части, формируемой участниками образовательных отношений. Во вторую часть включаются предметы по желанию этих участников.

В соответствии с новыми законодательными нормами необходимо было разработать новый федеральный государственный образовательный стандарт и на его основе разработать примерные образовательные программы с учетом уровней и направленности. Школа разрабатывает свою образовательную программу с учётом соответствующей примерной основной образовательной программы. Закон предусматривает разработку программ различной направленности. Данный подход предполагал интеграцию этнокультурной составляющей в содержание обязательной части основной образовательной программы, включающую предметы гуманитарного цикла, транслирующие ценности российской и общечеловеческой культуры. Кроме того, этнокультурная составляющая содержания гуманитарного образования могла быть представлена и в части формируемой участниками образовательного процесса в соответствии с их запросами, направленными на удовлетворение этнокультурных образовательных потребностей. До настоящего времени такая программа не разработана, что вызывает определенное недовольство со стороны национальной интеллигенции и общественности.

В рамках федерального государственного образовательного стандарта необходимо было предусмотреть двуязычную и бикультурную образовательную среду как условие реализации основной образовательной программы, для так называемой школы диалога культур, что до сих пор не сделано. Для такой школы необходимо разрабатывать специфические образовательные программы и содержание гуманитарных предметов, обеспечивающих формирование гражданского общероссийского сознания на базе этнического самосознания. Модель образовательной деятельности в такой школе должна опираться на двуязычную и бикультурную основу с использованием методики сравнительно-сопоставительного изучения материала на принципах диалога культур. В реальной практике всех школ республик двуязычие функционирует, что приводит к ухудшению условий изучения русского языка.

Третий этап с декабря 2012 по настоящее время

В декабре 2012 года принимается новая редакция федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Можно говорить о третьем этапе реализации языковой образовательной политики. Он характеризуется тем, что в статье 14 «Язык образования» впервые в систему образования вводится понятийный аппарат, определяющий статус языков. В соответствии со статьёй преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации, родного языка из числа языков народов России осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Преподается и изучается в системе школьного образования предмет и следовательно в образовательных ведомственных документах эти предметы так и должны называться. Однако предмета «Гос. яз. РФ» до сих пор нет, а гос. яз республики есть. Статус русского языка не рассматривался ни как государственный язык Российской Федерации, ни как родной язык для тех, кто его родным считает. Использовалось понятие «русский не родной», «русский как иностранный». Изучение предмета «Родной язык», за исключением русского языка, предусматривалось в обязательной части основной образовательной программы. Такая ситуация не удовлетворяла образовательные потребности населения ряда республик Российской Федерации. Русскоязычное население утверждало, что количество часов, выделяемое на изучение русского языка, значительно меньше, чем в школах федеральных городов (Москвы, Санкт-Петербурга). За счет русского языка увеличивали количество часов на изучение государственного языка республики, заставляя его изучать всех учащихся независимо от их этнической принадлежности. Другая часть населения, желала качественно изучать свой литературный родной нерусский язык (в основном это касалось татарского, башкирского языков) и тоже проявляла недовольство образовательным процессом. Такая ситуация приводила к многочисленным обращениям граждан к Президенту Российской Федерации. В целях изменения ситуации в августе 2018 года за русским языком законодательно был закреплен статус родного языка. В этих изменениях впервые русский язык законодательно закреплен как предмет в статусе родного языка. В Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, русский язык для всех без исключения может быть или государственным языком Российской Федерации, или родным языком для всех, кто его таким считает.

Очевидно, что раз есть два предмета по русскому языку, следовательно, они должны различаться по целям, задачам и соответственно содержанию. Однако, в ведомственных документах родной язык (русский) рассматривается не как самостоятельный предмет, а как дополнение к базовому.

Мы считаем, что предмет «Государственный язык РФ» в содержательной части реализации воспитательных задач должен быть направлен на доминанту обеспечения гражданского единства многонационального народа России, поддержку культурного многообразия через взаимообогащение, сохранение культурных ценностей российского общества, формирование сознания гражданской идентичности и патриотизма, позволяющие трактовать российский народ как гражданскую, политическую нацию. Предмет «Родной язык (русский)» в содержательной части реализации воспитательных задач должен быть направлен на доминанту углубленного изучения письменной традиционной культуры русского народа. Предмет призван показать роль русского языка и культуры как исторической основы российской государственности, их определяющую роль в формировании самоидентичности и в тоже время их роль в укреплении единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) в условиях российского федерализма.

Нужно отметить, что предмет «Родной язык», независимо от того, язык какого народа изучается, должен выполнять вышеперечисленные задачи.

Для нового предмета «Родной язык (русский)» разработан учебник для всех классов с 1 по 11, а также примерные образовательные программы, вошедшие в федеральный перечень учебников и в реестр примерных программ. Очевидно, что новый предмет должен быть направлен на углубленное изучение русского языка, подготовку к сдаче единого государственного экзамена, содержать лингвокультурологическую составляющую, обеспечивающую сохранение русской культурной доминанты. Введение нового предмета в учебный процесс должно было создать для обучающихся условие свободного выбора между русским языком (родным) или государственным языком Российской Федерации. К сожалению, такой выбор законодательно не предусмотрен.

Нужно отметить, что качество учебников по предмету «Родной язык (русский)» не удовлетворяет многих родителей, которые считают, что учебник содержит много не структурированной, случайной и усложненной информации. В нашем экспертном заключении на эти учебники отмечалось, что они не будут удовлетворять потребность родителей в изучении русского языка в статусе родного. На практике так и происходит.

Многие родители откровенно отмечают низкий уровень преподавания русского языка в статусе родного, часто называют такое преподавание вредительством по отношению к русскому языку, так как в итоге к нему формируется отрицательное отношение. Не положительная ситуация складывается по изучению родного языка народов России. Для большинства языков отсутствуют учебники и учителя. В полиэтнических классах предлагают изучать русский язык в качестве родного языка, что не способствует гармонизации межнациональных отношений.

Становится очевидным, что пока не будут продуманы механизмы реализации языковой школьной политики, направленной на оптимальное удовлетворение интересов большинства и меньшинства, эффективной консолидации многонационального российского общества, скорее всего, не произойдет.

Ольга Ивановна Артеменко, директор НИЦ национальных проблем образования ФИРО РАНХиГС, член-корреспондент РАЕН (геополитика)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Артеменко
Все статьи Ольга Артеменко
Калязинский район - решение вопросов по-русски
100 лет ветерану!
Век в строю, век служения Отечеству!
17.04.2024
В Год семьи – юбилейные свадьбы
Душевное, тёплое и красивое мероприятие в зале бракосочетаний
05.04.2024
Сохрани себя и будущие поколения!
Объединить усилия в борьбе с абортами, алкоголизмом и наркоманией!
03.04.2024
К столетию богоборческих времён…
О передвижной выставке «Русская Голгофа»
29.03.2024
Ветер весны
Стихи
22.03.2024
Все статьи темы
Русская школа
Стодвадцатый пленэр Русской Атлантиды
Проект давно приобрёл все формальные черты настоящего общественного движения
19.04.2024
«Определиться с целью способен помочь только живой пример»
Нужно методично вбивать в голову молодёжи простое знание, что, не имея внятной цели в жизни, рискуешь однажды оказаться в абсолютной пустоте
18.04.2024
Инстасамка, разрешённая в России
Стране нужна своя массовая культура
17.04.2024
Народное почитание – это и есть самое настоящее свидетельство о святости человека
Подведены итоги Всероссийской суворовской конференции: «Имя победы – Суворов»
15.04.2024
Все статьи темы
Закон об Образовании в РФ
Все статьи темы
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59
Неизвестное об известном
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 12:54
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 12:35
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Так говорил Заратустра…
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17