Написанная в жанре хронографа, книга рассказывает обо всех основных мировых событиях, предваряющих появление на карте Земли нового государства, которому уготовано особое предназначение.
Когда забираешь из типографии новую книгу, то первым делом, нервно вскрывая упаковку, смотришь на цвет обложки: совпали типографские краски с дизайнерским замыслом или нет. Вот и в этот раз сердце нервно стучало – тот ли «небесно-Богородичный», который задумывался. «Тот» - выдохнула я и потянулась рукой к телефону. Но небесные «связные» меня опередили и телефон уже в руке зазвонил сам. На том конце – Марина Викторовна Коняева, вместе с которой мы готовили к изданию последнюю книгу Николая Михайловича Коняева (в соавторстве с Мариной Коняевой) «Русь изначальная от Потопа до 1125 года». И нам очень нужен был голубой «Богородичный» на обложке…
Фото автора
Конечно, непросто издавать книгу, когда автора с нами уже нет. И хотя рукопись была сдана в редакцию издательства еще при жизни автора, существовала договорённость, что «шлифовать» текст будем в процессе вёрстки. Увы, внезапная кончина автора не просто отсрочила издание книги (а точнее, трёх последних книг), но и заставила меня глубоко войти в тексты рукописи, чтобы разобраться во всех авторских замыслах. Благо, что на связи всегда была Марина Викторовна Коняева – не просто жена, а ближайший соратник писателя-историка Николая Коняева. И вот что она пишет в предисловии к книге:
«Русь изначальная от Потопа до 1125 года» написана в жанре исторической хроники, над которой мы совместно с Николаем Михайловичем работали более тридцати лет («Русский хронограф»). По названию книги понятен охватываемый период истории. Краткий пересказ библейских событий логично перетекает в события, подготовившие уверенное вступление Русского государства на мировую историческую арену.
Так получилось, что эта книга стала последним историческим трудом Николая Михайловича Коняева. В память о муже и соратнике добавлю, что это не просто хронологическая таблица. Таблицы не читают — в них ищут и находят нужные сведения. Нам же хотелось, чтобы наш «Хронограф» можно было читать. Он и задуман как предельно краткое и сжатое повествование. Единое историческое полотно. Чтобы побудить читателя к самостоятельному размышлению над событиями нашей истории, которая, несмотря на различие политических воззрений и симпатий, одна у всех нас. И которая, если внимательно всмотреться в её уверенную поступь, совершалась по воле и замыслу Божиему.»
Пожалуй, в этих словах предельно кратко и точно определён замысел книги: через последовательное изложение событий восстановить в общественном сознании связь времён и развернуть картину ЖИВОЙ ИСТОРИИ. Прежде всего относительно судьбы нашей страны - той территории, которую Господь старательно сохраняет в обозначенных в начале времён границах. События же, происходящие вне этой территории, так или иначе подготавливают по замыслу автора появление нового государства. Поэтому в качестве эпиграфа мы взяли эту цитату автора:
«Известно немало дат, от которых, если условиться, можно вести отсчёт русской истории. Можно принять, например, в качестве точки отсчёта первый век нашей эры, когда в античных источниках начинают упоминаться венеды. Или четвертый век, когда начинается расселение славян в Восточной Европе. Или шестой век, когда образуется союз ильменских славян. Подойдёт и 811 год, которым датируется первое упоминание о Руси («Ruzzi») в «Баварском хронографе».
Можно продолжать перечисление далее, но и приведённого перечня достаточно, чтобы увидеть, что все эти даты свидетельствуют не столько о появлении нового государства, сколько об ожидании, о предощущении этого появления. Более того, если приглядеться внимательнее, нетрудно обнаружить, что Божия Воля в появлении нашей страны явно превалирует над прочими историческими обстоятельствами, и утверждение православия на Руси совпадает по сути дела с созданием её государственности».
Предощущением этого появления наполнена вся книга: и Потоп – как начало нового мира, и расселение потомков Ноя, и появление в Стране Степей киммерийцев и скифов, из которых позже выделятся племена скифов-пахарей – будущих славян, движение ариев и даже строительство Великой китайской стены для защиты от неведомого грозного народа хунну, впоследствии заслонившего собой территорию нашей страны от Римской империи. В беспристрастной фиксации дат и событий автор словно обнажает невидимые небесные нити, из кружева которых соткана история и мира, и каждого человека. В связи с этим вспоминается как-то вдруг обронённая Николаем Михайловичем фраза: «Почаще обращайте внимание на те даты, когда лично с вами происходят важные события. Будете понимать, что всё случайное неслучайно…»
Так вот эти даты при внимательном их рассмотрении в книге вдруг в один момент складываются в удивительно гармоничную карту мира, читая которую начинаешь понимать ограниченность научных исторических споров, заполонивших информационное пространство...
В книге 9 глав. Каждую из них предваряет вступительная статья, сжато, но предельно точно характеризующая эпоху.
1 гл. - «Киммерийская Русь» - начинается с начала формирования Русской и Сибирской геологических платформ 3,5 млрд. лет назад и заканчивается 585 г. до н.э уходом скифов из Передней Азии.
2 гл. «Великая Скифия» (6 в. до н.э – 2 г. до н.э).
3 гл. «Новая эра» - (1–180 гг. н.э).
4 гл. «Martys» (Свидетели») – (190 - 313 гг. н.э).
5 гл. «Переселение народов» (314 – 379 гг. н.э).
6 гл. «Бич Божий» (380 – 476 гг. н.э.).
7 гл. «Тёмные века» (477- 850 гг.н.э.).
8 гл. «Крещение Руси» (851 – 1051 гг. н.э)
9 гл. «Расцвет Киевской Руси» (1015 – 1125 гг. н.э)
Уже из названия глав и временного охвата описываемых событий явствует тот глобальный замысел, который автор вложил в свой последний труд. Но ценность её для нас сегодняшних не просто в масштабности осмысления истории, в 2022 г. актуальность глубины постижения автором всего происходящего уже воспринимается в сакральном смысле. И чтобы не расплываться общими словами, приведу полностью вступительную статью к 7 гл. «Тёмные века». Вывод за читателем.
«Эпоху, следующую за падением Римской империи, изучает медиевистика — наука, название которой на русский язык можно было бы перевести как "средневековика".
Впрочем, сам перевод на русский язык не вполне корректен, поскольку наука эта изучает историю европейского Средневековья, а история народов и племён, проживавших и проживающих на территории нынешней России, находится вне её интересов.
И происходит это не только в силу эгоистического, но закономерного европоцентризма, а главным образом потому, что и сама история возникновения Руси и её дальнейшего развития не вмещается в концепции медиевистики.
Разумеется, далеко не всё вмещается в концепцию темной ночи феодализма и светлой зари Возрождения и в западно-европейской истории, но если вест- готские и германские государства, возникавшие на обломках Римской империи, хранили память о былом величии Рима, и свет его славы действительно вызывал ощущение некоей тьмы, на долгие века окутавшей Западную Европу, то на Востоке все было не так.
Страна Степей, изгнав готов из Приднепровья и Причерноморья, заодно обрушила и Римскую империю, обладавшую неизмеримо большей военной и экономической мощью, но при этом и сама растворилась в порождённых ею катаклизмах.
Когда прослеживаешь события того времени, возникает ощущение, что Ев- ропа высосала все силы страны, которую называли раньше Великой Скифией и Великой Сарматией, и в обезлюдевшие пространства начали просачиваться племена и народы, которым ещё предстояло сплавиться между собою в той вы- сокой температуре, что нагоняли угли персидско-тюрко-византийских войн, бушевавших вдоль её границ.
Там, в потёмках истории, возникали и исчезали племена и народы, рушились и возвышались каганаты и империи, и само это движение беспрерывное, зачастую никуда не направленное, тоже проваливалось в бессмысленный хаос, пока, как яркая вспышка, не возникло среди этой мути движение, возглавленное пророком Мухаммедом.
Ничего не было, только откровения, данные пророку, и этого оказалось достаточно, чтобы за ничтожно короткий срок, вмещающийся всего в два десятилетия, никому не ведомые племена арабских кочевников превратились в халифат, уверенно побеждающий многовековые империи…
Противостояние мусульманского и христианского мира, определившее дальнейший ход мировой истории, определило и то неповторимое и пока ещё невоспроизводимое своеобразие истории Страны Степей.
Мы видим, например, как ускользая из-под власти Западно-Тюркского каганата, возникает Великая Булгария, чтобы тут же под ударами хазар рассыпаться на сохраняющие родовое имя, но уже совершенно непохожие друг на друга этносы, ставшие предшественниками современных болгар, казанских татар и чувашей.
Франческо Петрарка назвал период европейской истории от падения Западной Римской империи до Возрождения — «тёмными веками». Этими словами он определял тот упадок культуры и искусства, который, по мнению идеологов Возрождения, происходил в средние века, но применительно к истории нашей страны обнаруживается в словах поэта и прямой смысл.
Темны и неотчётливы эти столетия нашей истории, и только отсветы, только неверные отблики её на событиях евразийской истории сохраняют источники средневековья.
И сложно, наблюдая за ними, проникнуть вглубь, но именно в этой, окутанной непроницаемой темнотой глубине и совершался сокровенный процесс превращения Страны Степей в Русь…»
Что тут добавишь в тревожные дни 2022… Лишь вернусь к теме, что прозвучала в начале этой статьи. Когда нами задумывалось общее оформление серии последних книг Николая Михайловича, замысел был прост: от темного синего как образа туманных скифских далей (книга «Рождение и крах Великой Скифии») через зелёный, символизирующий огромные пространства Страны Степей («книга «Переселение народов») до голубого – цвета чистого неба, так органично сочетающегося со словом Русь. Но, впервые увидев макет книги, Марина Викторовна Коняева с волнением произнесла: – «Как на иконах Богородицы».
В предисловии к первой книге «Рождение и крах Великой Скифии» я написала о том, что в этих книгах «автор смотрит на историю в обратной перспективе – как это делается в православной иконописи, где не мы смотрим на икону, а икона смотрит на нас: взглядом из иного. Наверное, впервые сделана попытка – пусть и человеческая! – взглянуть Глазами Творца на судьбу и предназначение каждого народа… Едва окончив работу над рукописями, Николай Коняев и сам ушёл в иное», в тот небесный свет, к которому он так стремился.
Наталья Цуканова, издатель книги «Русь изначальная от Потопа до 1125 года»
Фото автора