itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Рождение и крах Великой Скифии»

Вышло посмертное издание исторического труда писателя Николая Коняева

0
2283
Время на чтение 8 минут
Фото: russian.rt.com

«Пытаясь понять, по какому пути определено нам идти, не следует начинать отсчёт с истории Киевской Руси. История России гораздо старше, и рождалась она в той полосе степей, что прорезает нашу страну от Уссури до Дуная» – эти строки Николай Михайлович Коняев записал в своём дневнике 8 апреля 2016, они же послужили эпиграфом к его книге «Рождение и крах Великой Скифии», вышедшей в издательстве «Алдоор» в конце 2021 г. Увы, уже через три года после кончины писателя.

Моя первая встреча с Николаем Михайловичем Коняевым состоялась 5 апреля 2016 г. в Шолоховском зале Союза писателей. Я предложила ему написать для нашего издательства серию книг об истории России – «от Ноя до наших дней». Николай Михайлович, с интересом выслушав о наших издательских планах, согласился. И уже несколько дней спустя записал в своём дневнике.

ИЗ ДНЕВНИКА. 8 апреля 2016 г. Идея серии книг (многотомного издания) по истории России, повернутая в плоскости "духовный смысл русской истории", мне нравится. Собственно говоря, я уже давно работаю в этом направлении – Романовы, Хронограф, Русские святые. Интересно и расширение временных границ. Действительно, не исследована, вернее, не осмыслена история жизни народов на территории нашей страны практически до самого Крещения Руси. Да и дальше, хотя о Киевской Руси написано немало, но процессы, происходившие там, не могут быть замкнуты только в границах древнерусских княжеств. Выход на более широкое территориальное осмысление процессов, включая и степи, чрезвычайно интересен и, возможно, поможет по-новому взглянуть на многие события.

Так глубоко в «прикровенный сумрак» времён летописец русской истории, писатель-историк Николай Михайлович Коняев ещё не заглядывал. Предстояла длительная подготовительная работа. Но уже через несколько недель он прислал план работы над книгами и свои соображения.

ИЗ ДНЕВНИКА. 26 июля 2016 года. Я собираюсь писать книгу так, чтобы и киммерийцы, и скифы, и хунну, и булгары, и славяне, и монголы воспринимались как жители нашей страны, как народы, созидавшие единую государственность нашей Российской державы.

1 августа 2016 года. Поразительно много надо осваивать неизвестного материала, но освоение это весьма полезное и поучительное. Вообще как-то промыслительно, что работа над этой книгой началась именно сейчас. Ведь именно в девяностые и нулевые годы оказалось выпущено много книг даже из самой древней классики, которые раньше (Страбон, например) не были доступны, но без которых осмысление древней истории нашей страны просто невозможно. Опять же и археологи немало успели за последние десятилетия, а главное, общество, наконец, созрело для подлинного понимания древней истории и тянется к этому пониманию… Это и нужно ввести в книгу.

Итогом первого года работы стала книга ­– «Рождение и крах Великой Скифии». Временной охват повествования, как и было задумано, ­– от Всемирного потопа и расселения потомков Ноя по Евразии до разрушения скифского государства. В описываемую автором эпоху «прикровенного сумрака» первых тысячелетий вошли и библейские события – появление на арене мировой истории потомков Ноя по линии внука Гомера – киммерийцев, древнейшего народа, населявшего территорию современной России (гл. «Киммерийские сумерки Руси»); и строительство Аркаима, тайны которого не разгаданы до сих пор; и киммерийско-скифский выход в Переднюю и Малую Азию (гл. «Киммерийско-скифский выход»). Рождение и расцвет скифского государства происходит уже под пристальным вниманием греков, летописи которых сохранили немало занимательных, но часто субъективных сведений о представлениях скифов о небесном и земном. Для автора же документальные и археологические свидетельства – тот материал, внимательно вглядевшись в который он приходит к своим выводам: «Это были наши предки, они жили точно так же, как живём и мы, по тому же самому генотипу. Вспомним нашествие могущественной армии Дария на скифов. Отражение этого нападения происходило по точно такому же сценарию, как и в 1812 г. (гл. «Двадцать три века до 1812 г. – прим. авт.)… И когда ты это понимаешь, то проблемы исторические, да и сегодняшние тоже воспринимаются совершенно иначе – и глубже, и проще…».

ИЗ ДНЕВНИКА. 13 августа 2016 года. Во сне начал вспоминать что-то очень важное про Скифию. И вспомнил еще во сне. И даже проснулся – так важно было то, что я вспомнил. И долго лежал и всё не мог вспомнить, что же я все-таки вспомнил во сне… Но всё-таки вспомнил. Скифия – это самое великое, что было в нашей истории. От этого великого и загораживались стенами и Китай, и Передняя Азия, потому что боялись впустить в себя это великое. Оно осталось у нас...

Итак, по мнению автора, скифы – наши предки. И генетические (тут он соглашается с мнением Б. Рыбакова), и духовные. Что же мы о них знаем? И, главное, чьими глазами смотрим? Тема и проблема не нова – глазами чужеземцев-греков судим мы о скифах. Они же – древние летописцы – как обычно, взирают свысока и с презрением. Но и со страхом тоже, потому что понять не в силах. Впрочем, сами себе и противоречат, причисляя скифа Анахарсиса к семёрке великих мудрецов. А он вот что говорил о своих соотечественниках: «Зависть и страсть – верные признаки дурной души. Зависть заставляет переживать, когда друзья и сограждане благоденствуют, а страсть вызывает надежду, основанную только на пустых словах. Скифы не любят подобных людей, и радуются, когда другим хорошо, и стремятся только к тому, что кажется им разумным. Ненависть, злобу и любую страсть, вызывающую недовольство, они всегда решительно отвергают как вредящие душе» (из письма Анахарсиса Медоку).

ИЗ ДНЕВНИКА. 5 марта 2017 года. Все-таки в первой книге надо… ввести рассуждение «a la Рыбаков» о том, что скифы-пахари были славянами. Одни скифы перенимали греческий образ жизни, тянулись к городам, к морю. Другие – пахари! – становились славянами. Третьи, продолжая заниматься исключительно скотоводством, становились сарматами и хуннами.

28 марта 2017 года. Перемещаясь по степи, скифы словно бы впитывали в себя ее пространство и становились непохожими на себя прежних, но становятся такими, какими они нужны были Стране Степей, чтобы сохранить ее пространство. Скифы становились сарматами, сарматы превращались в алан, аланы в гуннов и уже сами не узнавали себя прежних. Но это они изнутри не узнавали сами себя, а из внешнего пространства в них сразу узнавали прежних скифов.

Победа скифов над Дарием сыграла с ними злую шутку. Эллины, продолжая считать скифов варварами, стали относиться к ним с пиететом как к непобедимым варварам, которых нужно было сделать своими варварами. И греки усердно начали создавать новую скифскую идеологию, выключив из неё традиционные представления скифов, вплоть до имён. Так у скифов вместо Папая появился Зевс, да и сами они из сколотов – так называли они себя до греков – превратились в скифов. Так со временем появилась мода отправлять на обучение в Элладу детей богатых скифов, одеваться по-гречески, брать в жёны гречанок и презирать тех, кто сохранял традиции предков. Со временем появились и те, кто хлеб выращивал и те, кто этот хлеб отнимал и продавал грекам. Царские скифы стали, говоря прямым языком, обворовывать скифов-земледельцев, считая их своими рабами. Их же, своих соотечественников, «бесспорно отличнейших рабов» (по свидетельству древних историков) наряду с зерном, мёдом, рыбой и шкурами животных царские скифы доставляли грекам. Обратно везли вино, предметы роскоши – украшения и дорогую одежду. Как известно, греки использовали скифов в качестве рабов-полицейских, образ которых запечатлели греческие комедии V – IV вв. до н. э. Скифских рабов-землекопов или каменотёсов античные авторы в свою литературу не допускали, но их трудом обогащались.

«Но чем дальше всматриваешься в схожие со степными миражами события скифской истории, тем очевиднее становится, что нам досталась от скифов не только территория, но и сами принципы государственного устроения со всеми великими прорывами и свершениями и столь же великими падениями. Парадоксально, но мы унаследовали от скифов не только опыт победной Отечественной войны, но и крепостное право Российской империи, преобразовавшееся в Советской России в замаскированную формами коллективного производства кабалу сталинских и хрущёвских колхозов», – с горечью пишет автор в книге «Рождение и крах Великой Скифии», добавляя, что сегодня к экспроприации продукции земледельческого и охотничьего труда добавилась экспроприация природных богатств нашей страны.

Как говорится, без комментариев.

ИЗ ДНЕВНИКА. 2017 г. Скифы. Рождалось мало, а гибло много. Все сошлось. И демографические проблемы, и необходимость отстаивать свою территорию, и реформа – катафрактарии – армии.

Из книги «Крах и рождение Великой Скифии»: Сумев устоять против фаланг Александра Македонского, скифы не сумели защититься от разъедающей их народообразующую мифологию идеологии эллинизма, разделились внутри себя и исчезли… Еще более странно, что и многие столетия спустя, ситуация эта снова и снова будет повторяться на территории Великой Скифии с новыми народами, с новыми империями.

«Русь слиняла в два дня. Самое большее — в три. Даже «Новое Время» нельзя было закрыть так скоро, как закрылась Русь! — воскликнет через два тысячелетия Василий Васильевич Розанов. — Поразительно, что она разом рассыпалась вся, до подробностей, до частностей. И собственно, подобного потрясения никогда не бывало, не исключая «Великого переселения народов». Там была — эпоха, «два или три века». Здесь — три дня, кажется даже два. Не осталось Царства, не осталось Церкви, не осталось войска, и не осталось рабочего класса. Чтó же осталось-то? Странным образом — буквально ничего».

Схожие ощущения испытывали многие наши современники и в декабрьские дни 1991 года, когда исчез вдруг могучий и непобедимый Советский Союз...

И, наверное, еще и потому нужно помнить историю Великой Скифии, что уроки ее важны не только для скифологии, но еще и для понимания процессов, происходивших и происходящих на территории нашей Родины, когда для опившихся оловом луны народов нашей страны уже невозможным становится путь назад, возвращение к первоистокам. Апрель 2016 – 6 января 2017 года.

Едва закончив работу над первой книги серии, в январе 2017 г. Николай Михайлович Коняев приступает к работе над второй – «Переселение народов»…

P.S. По желанию автора в книгу также вошли отрывки летописей Геродота, Страбона, Диодора Сицилийского и др. античных авторов.

Наталья Викторовна Цуканова, издатель книги «Рождение и крах Великой Скифии»

АННОТАЦИЯ КНИГИ

НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ КОНЯЕВ «РОЖДЕНИЕ и КРАХ ВЕЛИКОЙ СКИФИИ». Научно-популярное издание 16+. Ульяновск: Алдоор, 2021. – 540 с. – (Кочевые империи). Вес - 1030 г. ISBN 978-5-6040011-9-6 Тираж – 500 экз.

В зыбком тумане далёкого прошлого можно найти ответы на самые злободневные вопросы современности. Например, с каких народов начинается история России, какими землями очерчены её исконные границы и чем обусловлены взлёты и падения? Кто стал прародителем киммерийцев, как сами себя именовали скифы и откуда взялись амазонки? Опираясь на труды древних летописцев и новейшие археологические открытия, писатель-историк Николай Михайлович Коняев не просто описывает — осмысливает судьбы народов, ареал обитания которых удивительным образом совпадает с границами Российской и Советской империй. Случайность? Об этом — в книге «Рождение и крах Великой Скифии». В книгу также вошли отрывки летописей Геродота, Страбона, Диодора Сицилийского и других античных историков.


Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Наталья Цуканова
«Русь Изначальная от Потопа до 1125 года»
Вышла в свет последняя книга писателя-историка Николая Михайловича Коняева
20.05.2022
Эпоха освобождения, или О своих и чужих
О новой книге Николая Коняева «Переселение народов»
18.03.2022
Русский путь Ольги Шейпак
О новом романе писательницы «Тарбагатай»
29.05.2020
Все статьи Наталья Цуканова
Последние комментарии
Одна большая ошибка длиною в 9 лет
Новый комментарий от Владимир Петрович
27.11.2022 15:13
Терновый мой венец
Новый комментарий от Сергей Григорьев
27.11.2022 06:54
Образец великого борца за Россию и русскую литературу
Новый комментарий от Мирянин
27.11.2022 03:37
Корни астрологии – в Вавилоне
Новый комментарий от E.O.
27.11.2022 00:48
Нам нужны заметные, прорывные результаты
Новый комментарий от Адриан Послушник
26.11.2022 21:07