Русский путь Ольги Шейпак

О новом романе писательницы «Тарбагатай»

0
1223
Время на чтение 5 минут

В мае 2020 года Издательский дом «Алдоор» выпустил книгу «Тарбагатай». Автор романа – Ольга Шейпак, член Союза писателей России, прозаик, автор художественных и публицистических книг (на фото). Лауреат Всероссийской литературной премии имени И.А. Гончарова, Всероссийской православной литературной премии им. св. Александра Невского.

Этот роман Ольга Георгиевна задумала давно, после очередного путешествия по Бурятии, родным местам, где жили ее предки. Забайкальских старообрядцев здесь называют семейскими: во времена правления Екатерины II их семьями высылали из Гомельской Ветки (территория Речи Посполитой) в Забайкалье. Поиски истоков родословной привели писателя в XVII век к церковному расколу, к побегу предков из Москвы после казни протопопа Аввакума, а затем и И.А. Хованского.

Раскол и сопутствующие ему исторические события XVII века ярко отражены в нашумевших произведениях Владимира Личутина и Николая Коняева, других известных авторов. Сейчас много и открыто пишется о том, что никонианство внесло в православие чуждые ему западные элементы. В романе Николая Коняева «Аввакумов костер» разоблачается Никоновский идеал: могущественная Церковь, контролирующая все сферы жизни.

Приступая к работе над романам, Ольга Шейпак многократно консультировалась с Николаем Коняевым по вопросам раскола, изучала работы известных исследователей старообрядчества: Ю.П. Кутузова, Н.И. Субботина, К.М. Товбина, А.В. Пыжикова. Но если у Владимира Личутина трилогия «Раскол» – масштабная историческая эпопея, то «Тарбагатай» Ольги Шейпак – семейная сага, где на фоне исторического полотна раскручиваются драматические личностные конфликты, напрямую связанные с вопросами веры и христианского служения.

В аннотации сказано: книга о любви, о подлинной, неисчерпаемой любви. Но что такое любовь в представлении писателя? На первой стороне обложки читаем: «Только великая любовь открывает путь к спасению». На обратной стороне – цитата Ивана Ильина: «Злоба стала доктриною. А это значит, пришел час заговорить о любви и встать на ее защиту». Вот почему Ольга Шейпак в интервью на сайте «Росписатель» говорит: «Я встала на защиту Любви как истины». Это признание отражает её духовную позицию: только через любовь к Христу можно дорасти до любви к родине и роду, к земле, на которой живешь, ко всем людям, независимо от вероисповедания. Это единственно верный путь к спасению.

Восхищаясь семейскими старообрядцами, Ольга Шейпак не идеализирует их. Обратимся еще раз к ее интервью:

– Я должна была показать, что древлеправославие к концу ХХ века зашло в тупик. Невозможность причастия ослабила духовный огонь семейских, у них появилось чувство превосходства над иноверцами, оно отдалило их от живого Христа. Главный герой романа – Илларион – один из немногих, кто не гнушается общения с бурятами и сибиряками, его конфликт с Дарьей и другими семейскими – конфликт веры и христианской любви. Но если бы я в душе не восторгалась семейскими, не было бы и романа. Их есть за что уважать. О них с восторгом писали декабристы, Ф.М. Достоевский, В.Г. Распутин. Все исследователи отмечали их трудолюбие, высокую культуру земледелия, порядочность и честность. Семейским близко товарищество, они жили общиной с XVII века, имели общую казну. «Помочь» сельчанам, у которых не хватало мужских рук, сохранялась до конца ХХ века. 300 лет они стерегли древнее апостольское Слово. Что ими двигало? Глубоко погрузившись в тему раскола и староверия, я пришла к неожиданному для себя выводу. Теперь, когда язык поруган, стоит всерьез задуматься: а ведь древность сакральна, и Слово, изначально данное, сакрально.

Действительно, не потому ли в последнее время заметно возрос интерес к старообрядчеству? Один из героев романа «Тарбагатай» старец Иоасаф (глава II, начало раскола, XVII век) наставляет Егория, которому предстоит пройти нелегкий путь изгнания: «Слово живое стеречь надо. Как оно у апостолов изначально записано, так из рода в род переходить должно. Слово немереную силу имеет. И небо приближает так, что конечная правда видна как на ладони».

Читая роман далее, мы узнаем, как сам Егорий и его потомки берегли древнее апостольское Слово. Глупо рассматривать этот факт как простое упрямство. Старообрядческая культура сохранила ментальность древней православной Руси. В тот период народ воспринимал Русь как святую землю с особым присутствием Бога. При всей своей смиренности русские люди гордились древнерусским православием, греческому христианству они придавали второстепенное значение, а Русь называли богоизбранным Израилем и Третьим Римом.

Сегодня, когда глобалисты подмяли под себя полмира, Русский мир вспомнил, что у него – свой путь. Русский путь. Многовековое староверие не угасло в нашем сознании, закрепилось на генном уровне, а это значит, нами нельзя манипулировать, мы не воспринимаем никакие идеологические версии, навязанные извне.

Вот почему мы можем говорить о романе «Тарбагатай» как об актуальном и очень своевременном произведении. «На этом названии строится сверхзадача романа, – говорит Ольга Шейпак. – Мне важно было воссоздать честную картину мира. Тарбагатай для меня не просто географическая точка – это символ твердости духа и веры, залог верного исторического пути. Если Россия является святой землей, значит, она способна решать судьбы мира».

Невольно вспомнишь Валентина Распутина и его оценку старообрядчества: «Мы должны быть благодарны старообрядчеству за то, в первую очередь, что на добрых три столетия оно продлило Русь в её обычаях, верованиях, обрядах, песне, характере, устоях и лице».

Рассуждая о философской стороне романа «Тарбагатай», не могу не остановиться на самой сильной стороне творчества Ольги Шейпак: умении живописать родную природу. Она благодарит Бога за то, что ей дано было родиться близ Байкала, а деда и отца – за воспитание.

– Природа Забайкалья всегда в моем сердце. Она одухотворена. Так воспринимал её мой дед. Отец говорил о Селенге как о своенравной женщине, о Байкале – как о суровом старике. Как только на Селенге начинался ледоход, мы ехали на рыбалку, и отец окунал нас, дочерей, поочередно в воду, отгоняя плывущие льдины. По характеру я – Селенга. Горячность, упертость, энергия, быстрота течения – всё от неё. Я любила бывать в дедовом зимовье за Убукункой – мы с отцом шишковали там каждую осень. В октябре он брал отпуск и уходил в тайгу соболятничать. Нас, дочерей, научил метко стрелять, ориентироваться в тайге, ценить лес и все его дары».

Острый, напряженный сюжет, живые картины природы, любовь, как духовная, так и плотская, яркие, запоминающиеся судьбы – всё это интересно широкому кругу читателей, независимо от вкусов и интересов, философского мировоззрения и вероисповедания.

Действие захватывает с первых страниц, роман читается на одном дыхании. Хочется погрузиться в природу Забайкалья и культуру семейских. Не случайно духовная культура тарбагатайских семейских объявлена «шедевром устного и нематериального наследия человечества» и находится под охраной ЮНЕСКО.

По этой ссылке можно познакомиться с полной аннотацией на книгу.

Наталья Викторовна Цуканова, генеральный директор издательства «Алдоор», член Союза писателей России

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Викторовна Цуканова
«Русь Изначальная от Потопа до 1125 года»
Вышла в свет последняя книга писателя-историка Николая Михайловича Коняева
20.05.2022
Эпоха освобождения, или О своих и чужих
О новой книге Николая Коняева «Переселение народов»
18.03.2022
«Рождение и крах Великой Скифии»
Вышло посмертное издание исторического труда писателя Николая Коняева
15.02.2022
Все статьи Наталья Викторовна Цуканова
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
24.11.2024 19:38
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от учитель
24.11.2024 18:19
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
24.11.2024 17:33
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Рабочий
24.11.2024 16:05
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.11.2024 15:13
«А ныне только лишь слова»
Новый комментарий от Человек
24.11.2024 13:33
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
24.11.2024 12:34