История закрутилась после того, как, отвечая на вопросы итальянской телекомпании «Медиасет» и имея в виду президента Украины Зеленского, глава российского МИДа заметил: «Слышал, как он сказал, что мы демилитаризацию и денацификацию даже не будем обсуждать на переговорах… Нацификация есть: захваченные в плен боевики и батальоны «Азов», «Айдар» и других подразделений, носят на одежде, своем теле символ и татуировки свастики, нацистских батальонов Ваффен-СС, открыто читают и пропагандируют «Майн кампф». Он выдвигает аргумент: какая у них может быть нацификация, если он еврей. Могу ошибиться, но у Гитлера тоже была еврейская кровь. Это абсолютно ничего не значит. Мудрый еврейский народ говорит, что самые ярые антисемиты, как правило, евреи. «В семье не без урода», как у нас говорят...».
Последовавшее заставило вспомнить о письме Александра Куприна Ф.Д. Батюшкову (1909 год) на тему, о которой мы лишь «шепчемся в самой интимной компании на ушко, а вслух сказать никогда не решимся». Посла России в Израиле Викторова вызвали в израильский МИД, ему было указано, что «обвинение самих евреев в антисемитизме – это самый низменный уровень расизма в отношении евреев». Министр иностранных дел Израиля Лапид посчитал высказывание Лаврова «непростительным и возмутительным заявлением, а также ужасной исторической ошибкой». МИД Израиля потребовал извинения за высказывания Лаврова. Премьер-министр Израиля Беннет назвал его слова ложью. Включился в дело главный раввин России (почему России, а не евреев в России?) Берл Лазар: «Я не считаю себя вправе давать советы главе российской дипломатии, но было бы неплохо, если бы он извинился перед евреями и просто признал свою ошибку».
По сообщению канцелярии израильского премьера, Путин извинился перед Нафтали Беннетом за слова главы МИД РФ о том, что «самые ярые антисемиты, как правило, евреи». Было ли само извинение? Если было, то в какой форме выражено? Неизвестно. Но политика – искусство компромиссов, а межнациональные отношения – материя деликатная, тонкая. России на государственном уровне ни к чему усложнять свои отношения с Израилем. Мне понятна ответственная, взвешенная позиция Путина, учитывающая и фактор внутренней стабильности. Русские и евреи самой историей обречены на соседство внутри России и поиски взаимопонимании и конструктивного сотрудничества вне ее пределов.
Но чем всё-таки были слова Сергея Лаврова? «Ложью», «ужасной исторической ошибкой», «непростительным заявлением» или близким к правде предположением?
Про нацистскую символику «Азова» и «Айдара» не знает только ленивый. Зеленский утверждал, что таких батальонов много, «они такие, какие они есть». О своём понимании антисемитизма написал в своё время знающий национальные особенности своего народа, почитаемый в Израиле создатель Всемирной сионистской организации Теодор Герцль. В его книге «Еврейское государство» сказано: «Из того факта, что враги евреев принадлежали к самым разнообразным племенам, что они жили в странах, весьма друг от друга отдалённых, что они подчинялись различным законам и управлялись противоположными принципами, что они не имели ни одинаковых нравов, ни одинаковых обычаев, что они были движимы отличными друг от друга психологиями, не позволявшими им одинаково судить обо всем, – вытекает заключение, что общие причины антисемитизма всегда коренились в самом Израиле, а не у тех, которые с ним боролись».
Насчет Гитлера трудно сделать стопроцентно категоричные выводы. Но, с другой стороны, вышло немало исследований с обоснованием предположения о наличии в жилах фюрера и его ближайших сподвижников еврейской крови. Хеннеке Кардель (бывший подполковник немецкой армии, обладатель железного Рыцарского креста) в своей достаточно известной книге «Адольф Гитлер – основатель Израиля» уже в предисловии к основному тексту подчеркнул:
«Читателю придется очень долго искать, прежде чем он найдёт исчезнувшее с книжного рынка чрезвычайно поучительное исследование немецкого еврея, преподавателя высшей школы Дитриха Брондера, который в своей книге «Перед тем, как пришел Гитлер» рассказывает о результатах своих исследований в 1964 году:
«Сами были еврейского происхождения или находились в родстве с еврейскими семьями: фюрер и рейхсканцлер Адольф Гитлер; его заместители рейхсминистр Рудольф Гесс и рейхсмаршал Герман Геринг; рейхсляйтеры НСДАП Грегор Штрассер, д-р Иозеф Геббельс, Альфред Розенберг, Ганс Франк и Генрих Гиммлер; рейхсминистры фон Риббентроп (который однажды пил на брудершафт со знаменитым сионистом Хаимом Вейцманом, умершим в 1952 году первым президентом Израиля) и фон Кейделль; гауляйтеры Глобочник (истребитель евреев), Иордан и Вильгельм Кубе; высшие руководители СС, принимавшие участие в уничтожении евреев, Рейнхард Гейдрих, Эрих фон дем Бах-Зелевский и фон Кейделль 2-й; банкиры и спонсоры Гитлера до 1933 года Риттер фон Штраус (вице-председатель нацистского рейхстага) и фон Штейн; генерал-фельдмаршал и государственный секретарь Мильх, помощник государственного секретаря Гауе, физики и старые члены партии Филипп фон Ленард и Абрахам Зау; старые члены партии Ханфштенгель (начальник отдела зарубежной прессы) и проф. Хаусхофер. Этот список неполон. Тот, кто захочет заняться взаимосвязями между болезненной ненавистью к родной крови у Гитлера и у его паладинов, с одной стороны, и основанием государства Израиль, с другой, найдёт в нем подтверждение этих взаимосвязей».
Известный исследователь Григорий Климов, подвергнув анализу книгу Карделя, внёс дополнения (http://www.ddlinks.com/klimov). В частности, привёл издания, подтверждающие выводы немецкого историка: книги «Гиммлер» (автор Вилли Фришауер), «Братство Бормана» (автор Уильям Стивенсон), «Канарис» (автор Чарльз Уайтинг). «Я думаю, – подчеркнул Климов, – при более тщательном изучении этого вопроса всплывет еще много интересных деталей, но для этого понадобятся целые институты по изучению проблем высшей социологии».
А Юрий Воробьевский в своей книге «Неизвестный Гитлер» (М., 2012), опираясь не только на исследование Карделя, отметил: «Гитлер, конечно, знал своего отца. Ходили ведь слухи о том, что дедом фюрера по материнской линии был богатый еврей Френкербергер… В камере нюрнбергской тюрьмы, в ожидании скорой смерти на виселице, Франк писал: «Эти Франкенбергеры много лет переписывались с бабушкой Гитлера, и общей тенденцией этой переписки было то, что обе стороны знали, хотя и умалчивали о том, что внебрачный ребенок г-жи Шикльгрубер был зачат при обстоятельствах, накладывающих на Франкенбергеров обязательства платить алименты».
Автор продолжил: «Председатель германского трудового фронта Лей. Он просто изменил свою фамилию Леви… был с Гитлером постоянно», «…гитлеровский министр Франк! Этот сын еврея-адвоката из Бамберга являлся даже членом общества Туле… При Гитлере Франк решал «еврейский вопрос» в той части оккупированной Польши, которая стала генерал-губернаторством… По словам Воробьевского, оберштурмбанфюрером СС был Адольф Эйхман, также занимавшийся «еврейским вопросом». После войны скрылся в Аргентине, но в 1960 году был пойман израильской разведкой «Моссад». Перед казнью, во исполнение последней воли осужденного, ему разрешили принять иудаизм, и Эйхман ушёл в иной мир обрезанным.
По итогам процесса над Эйхманом, Ханна Арендт написала документальную книгу «Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме» (М., 2008). Вот две цитаты из нее.
«Для евреев роль еврейских лидеров в уничтожении их собственного народа, несомненно, стала самой мрачной страницей в и без того мрачной истории… И в Амстердаме, и в Варшаве, и в Берлине, и в Будапеште на еврейских функционеров можно было положиться во всём – в составлении списков людей и их собственности, в собирании с депортированных средств, призванных возместить расходы на их депортацию и уничтожение, в составлении перечня опустевших квартир, в предоставлении полиции сил для отлова евреев и последующей посадки их в поезда и – в качестве заключительного акта – в передаче всех средств и собственности самой общинной администрации для окончательной конфискации».
«Хорошо известный факт, что реальная работа по уничтожению велась руками еврейских отрядов, был чётко и в деталях подтверждён свидетелями обвинения – рассказами о том, как трудились члены этих отрядов в газовых камерах и крематориях, как вырывали у трупов золотые зубы и отрезали волосы, как копали могилы, а затем снова раскапывали их, чтобы уничтожить следы массовых убийств, как еврейские техники строили в Терезине газовые камеры – там, в Терезине, еврейская «автономия» была настолько полной, что вешателями тоже были евреи».
К евреям относят главного редактора антисемитской и антикоммунистической газеты «Штурмовик» Юлиуса Штрейхера (Абрама Гольдберга), казнённого по приговору Нюрнбергского трибунала. В круг богатев, спонсировавших Гитлера, входили и влиятельные еврейские промышленники. Например, Рейнольд Геснер и Фриц Мандель, Макс Варбург, Оскар Вассерман, Ганс Привин. По данным американского историка Брайана М. Ригга, десятки тысяч евреев, в том числе 130 офицеров высшего ранга, сражались на стороне Гитлера, среди них 17 обладателей рыцарского креста («Новый Петербургъ», 2003, N 39).
К слову, как-то у меня спросили, какой национальности был Степан Бандера. На сайте «Мономах» идеолог украинского национализма представлен чистокровным евреем. Якобы исследования нидерландского историка Борбалы Обрушански, которая изучала биографию Бандеры три года, говорят, что Штефан Бандера – крещёный еврей, униат. Происходил из семьи крещёных в униатство евреев (выкрестов). Отец Адриан Бандера – греко-католик из мещанской семьи Мойше и Розалии (в девичестве – Белецкая, по национальности – польская еврейка) Бандер. Мать предводителя украинских националистов Мирослава Глодзинская – тоже польская еврейка. Есть основания предполагать, что и ближайшие соратники Бандеры Стецько и Шухевич тоже были не этническим украинцами. Действия бандеровцев отличались звериной жестокостью. Только с 1945 по 1955 год ими было убито 55 тысяч мирных граждан. Не жалели даже учителей и врачей. В борьбе с бандеровщиной сложили свои головы более 25 тысяч советских военнослужащих, пограничников, милиционеров.
Видимо, не слишком удобные для Израиля вопросы вызывает то, что представитель еврейской национальности олигарх Беня Коломойский причастен к созданию и финансированию (об этом неоднократно сообщали СМИ) нацистского батальона «Азов», который также известен своей жестокостью. А недавно главный раввин Киева Моше Реувен Асман с гордостью сообщил, что в ВСУ воюет 200 наемников-граждан Израиля. Львовское информагентство Zaxid.net, подтверждая слова Асмана, изложило краткую биографию одного такого израильтянина – старшего лейтенанта ЦАХАЛ, с апреля воюющего за нацистскую хунту на Херсонском направлении. Думается, не станет удивлением, если представители Израиля окажутся (как в Грузии) среди иностранных советников в ВСУ и украинских спецслужбах.
Конечно, прав Сергей Викторович Лавров в своём утверждении, что «в семье не без урода». Его мнение можно дополнить известным высказыванием одного из теоретиков сионизма Владимира (Вольфа) Жаботинского: «В качестве одного из первых условий равноправия, требуем признать за нами право иметь своих мерзавцев, точно так же, как имеют их и другие народы». Известно, Жаботинский являлся автором идеи выпустить еврейский народ «в новом издании», т.е. осуществить селекцию этого народа. А вот здесь-то следует серьезно задуматься. Куда, спрашивается, девать неполноценных, тех, кто не укладывался в параметры «селекционеров»?
Эта идея напоминает замыслы нацистов по улучшению германской нации. Протоиерей Сергий Булгаков в свое время написал: «Германский расизм воспроизводит собою иудейский мессианизм, который является противником и соперником христианства уже при самом его возникновении». Не случайно, теперешние российские аналитики, ведущие телепрограмм (в частности, Вячеслав Никонов, Никита Михалков, Владимир Соловьев) подчёркивают, что в Донбассе и на Украине речь идёт не просто о военной освободительной операции, а, прежде всего, о столкновении России на духовном поприще с языческой западной цивилизацией.
Отступим в прошлое от украинской темы. Переворот 1993 года в России носил явно русофобский характер. На стороне Ельцина с его командой принимали участие боевики из произраильской организации «Бейтар», о чем написал в книге «Последний удар по России» (М., 1996) Владимир Жириновский. Тогда же (видимо, для придания сторонникам конституционного порядка облика красно-коричневых) была создана некими силами таинственная организация РНЕ, впоследствии тихо растворившаяся, хотя русофобы типа Швыдкого еще некоторое время эксплуатировали идею несуществующего «русского фашизма». Подписанное в основном представителями либеральной интеллигенции «Письмо 42-х» призывало Ельцина к расправе над защитниками Конституции. Как отметил писатель и философ Александр Зиновьев, оно «не имело прецедентов по подлости, жестокости и цинизму». Значилась под письмом и фамилия уроженца Твери поэта Дементьева. Об отношении Андрея Дмитриевича к Израилю говорят хотя бы названия его стихотворений, связанных с периодом пребывания поэта в этой стране: «Я в Израиле, как дома», «Я молюсь о тебе в иудейской стране», «Российские израильтяне»…
Странно выглядела затеянная в Твери уже в 2000-е годы кампания по рекламированию славолюбивого Дементьева, возведению его чуть ли не в классики мировой поэзии? Сначала вывесили в центре города огромный портрет поэта с подписью «Гордость земли Тверской», затем построили Дом поэзии Андрея Дементьева с памятником поэтам-шестидесятникам возле него. Есть мнение: бывший губернатор, офицер, Герой России Андрей Шевелев не доработал свой срок из-за того, что противился возвеличиванию Дементьева. После кончины поэта, городские чиновники и депутаты, без учёта народного мнения, спешно нарекли именем поэта одну из главных улиц Твери, после чего установили на ней памятник ему. Таким образом, в старинном русском городе образовалось нелепое, как мне кажется, соседство либерального и православного, ибо совсем рядом находится памятник благоверному князю Михаилу Тверскому.
Зато патриотка, поэтесса Юнна Мориц (еврейка по национальности), на мой взгляд, фигура куда более значимая в поэтическом мире, чем Дементьев, пришлась либералам не по душе. Понятно – почему. Вот правдивые строки Юнны Петровны:
Диктатура либералов, тирания либералов,
Либеральное гестапо: кто не с ними – тот нигде!
Действительно, тягостная атмосфера либеральной диктатуры сложилась в России после 1993 года. Шло активное разграбление наследства СССР. На слуху фамилии прихватизаторов, опустивших страну и народ в бездну нищеты и бесправия. Березовский. Гусинский, Смоленский, Малкин, Фридман, Авен, Невзлин… Напомню выказывание русского философа А.С. Панарина:
«Нынешним заправилам мира, идентифицирующим себя с системой всепереламывающего рыночного общества, не знающего барьеров и границ, выгодно выдавать рыночный отбор за высшую инстанцию, селекционирующую достойных и бракующую недостойных. Гибкий еврейский ум моментально приспособился к этой новой конъюнктуре и рискует выступить в роли глашатая нового фашизма. "Еврейский фашизм" – понятие, способное шокировать благонамеренного наблюдателя, памятующего о том, насколько евреи пострадали от немецкого фашизма и расизма. Однако разве мы, русские, меньше от него пострадали? Каждая советская семья ведёт свой мартиролог жертв германского проекта покорения мира, жертв великой войны. Тем не менее, еврейская публицистика не стесняется оперировать понятиями "русского фашизма" и "красно-коричневого большинства". Здесь кроется не только злонамеренная раздражительность и неблагодарность. Здесь чувствуется и какое-то стремление увести общественное мнение в сторону, скрыть действительные источники нового фашизма и расизма» («Стратегическая нестабильность в XXI веке». М., 2004).
Но возмущались не только русские. Автор книги «Двойное дно. Записки скандалиста» (М. 1996) В. Топоров отмечал: «Вторая еврейская революция (как и первая – в 1917-м) грозит обернуться трагедией – и для всей страны, и для торжествующего сиюминутную победу еврейства». Более известно открытое письмо Борису Березовскому «Возлюбите Россию, Борис Абрамович!» в газете «Аргументы и факты» (№38, 1998) писателя Эдуарда Тополя со словами: «Впервые за тысячу лет с момента поселения евреев в России мы получили реальную власть в этой стране. Я хочу спросить вас в упор: как вы собираетесь употребить [власть]? Что вы собираетесь сделать с этой страной? Уронить ее в хаос нищеты и войн или поднять из грязи? И понимаете ли вы, что такой шанс выпадает раз в тысячу лет? И чувствуете ли свою ответственность перед нашим народом за свои действия? Сегодня народ, среди которого мы живём, в настоящей беде. В стране нищета, хаос, отчаяние, голод, безработица, мародёрство чиновников и бандитов. Наши возлюбленные, русские женщины, на панели. Так скиньтесь же, черт возьми, по миллиарду или даже по два, не жидитесь и помогите этой нации на ее кровавом переходе от коммунизма к цивилизации. И скиньтесь не только деньгами – скиньтесь мозгами, талантами, сноровкой, природной и Божьей сметливостью, употребите всю свою силу, волю, власть и богатство на спасение России…».
Прислушались еврейские олигархи к обоснованной тревоге В. Топорова, Э. Тополя, иных прозорливых евреев? Ничего подобного. Владимиру Путину пришлось приложить немалые усилия, чтобы ограничить влияние олигархата на политическую жизнь, отодвинуть страну от пропасти распада. Последовала «мюнхенская речь» президента (апрель 2007 года), где был проведён рубеж, за который Россия не намерена отступать. Следом была защита Южной Осетии от грузинской агрессии, за которой стояли Америка, Израиль, их сателлиты.
Заведующая кафедрой Академии Генштаба Вооруженных Сил РФ Татьяна Грачева в книге «Святая Русь против Хазарии» (Рязань, 2010) отмечала: по объему помощи от США иностранным странам Грузия занимает второе место после Израиля. Наёмники, сотрудники частных военных компаний, базирующиеся в Израиле, отставные генералы и старшие офицеры армии обороны этой страны передавали грузинским военным опыт ведения боёв в условиях поселений. Израильские специалисты модернизировали самолеты Су-25, стоявшие на вооружении грузинской армии. Начиная с 2000 года, Израиль поставил для оснащения грузин оружия и военной техники на сотни миллионов долларов. Немаловажная деталь: министр обороны Грузии Давид Кезерашвили являлся гражданином Израиля. Среди других персоналий Т. Грачева назвала бывшего израильского министра и мэра Тель-Авива Рони Мило, а также нескольких высших офицеров израильской армии. Один из них, бригадный генерал Галл Хириш, командовал израильскими силами на границе с Ливаном в июле 2006 года во время второй ливанской войны. Уйдя в отставку, организовал частную военную компанию. Хириш лично проводил учения грузинских военных, где отрабатывались боевые действия по «очистке» домов и улиц.
Ссылаясь на интервью дипломатического советника Елисеевского дворца Жан-Давида Левита журналу «Nouvel Observateur», Т. Грачёва пишет: «12 августа Николя Саркози встретился с Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым, чтобы убедить их прекратить боевые действия в Грузии». По мнению Грачёвой, «мирное урегулирование» привело к тому, что Грузия по-прежнему остаётся источником напряжённости в этом регионе, и на её территории базируются американские представители, в том числе около 1500 «советников» самой крупной и влиятельной в США частной военной компании «Blackwater». Со временем открылись факты, свидетельствующие о том, как повёл себя Путин в тот сложный для России период. Находясь в Пекине на олимпиаде, он, узнав о грузинской агрессии, сразу же призвал «друга Буша» дать указание Саакашвили, чтобы тот прекратил боевые действия. Ответ Буша был уклончив: «Мир лучше войны»…
То есть, давать указания грузинскому президенту он отказался, фактически оставив за собой право вмешаться в ситуацию, когда она начнет развиваться в неблагополучную для США сторону. Чтобы лишить Буша такой возможности, Путин вылетел на Кавказ и одобрил действия Вооруженных сил, препятствующие иностранной интервенции. Морское побережье было блокировано Черноморским флотом, а взлетно-посадочные полосы грузинских аэродромов, где могли бы приземлиться для защиты «демократии» американские вояки, были уничтожены с воздуха.
Россия продолжала укрепляться, поэтапно избавляясь от ельцинского наследства. Президент обронил фразу: «троцкизм нам не нужен». Понятно, что имелся в виду неотроцкизм либералов. Далее Владимир Владимирович сказал о важности патриотизма (фактически реабилитировал это понятие). Последовало возвращение Крыма. Потом мы услышали из уст президента, что «либерализм себя изжил». Произошло возвращение в общественное сознание «умеренного консерватизма», практически тождественного русскому традиционализму, представители которого ясно видели его отличие от «гражданского общества». Надо заметить, советское общество, несмотря на ряд особенностей, в целом тоже было традиционным.
Политикам, продолжающим твердить о «гражданском обществе» (таковое сложилось в США) и его «ценностях», неплохо бы задуматься, насколько эти «ценности» сообразуются с действиями Запада в отношении России. Вскрылась полная их фальшивость. А украинский вопрос высветил, не только, что есть что, но и кто есть кто. Представители либеральной интеллигенции, уехавшие в Израиль и страны Запада, показали, что Россия им духовно чужда. В этом смыслу он оказались порядочнее засевших во властных российских структурах либералов-чиновников (в том числе и русских), еще недавно делавших из убежавших «звёзд», а сегодня перекрасившихся в патриотов. Ну, уехали, и уехали. Возможно, со временем вернутся с покаянным видом, и будут прощены
Русские ведь великодушны, им чужды этнический национализм, чувство превосходства над другими народами. «Русская душа, гений народа русского, может быть, наиболее способны, из всех народов, вместить в себе идею всечеловеческого единения, братской любви, трезвого взгляда, прощающего враждебное, различающего и извиняющего несходное, снимающего противоречия», – писал Ф.М. Достоевский. «В русской стихии поистине есть какое-то национальное бескорыстие, жертвенность, неведомая западным народам», – отмечал Н.А. Бердяев. Другой русский мыслитель Л.А. Тихомиров считал, что «русская национальность есть мировая национальность, никогда не замыкавшаяся в круге племенных интересов». Говорят, русским следовало бы поучиться у евреев защите интересов своей нации. Во всяком случае, если бы евреев показывали на либеральном российском ТВ в столь неприглядном виде, как показывают в ряде передач русских, еврейская общественность дружно возмутилась бы. Русские же, позволяя над собой изгаляться, терпеливо переносят внешнюю и внутреннюю русофобию. Но душа-то протестует!
Не ошибусь, если скажу, что у всех русских есть родственники друзья, просто товарищи, представляющие иные национальности. Есть они и у меня. Украинцы, белорусы, карелы, евреи… Моя тетя по линии отца вышла замуж за офицера-артиллериста, уроженца Сумской области, освобождавшего Андреаполь. После этого в наших местах распространилась фамилия Володько. Тетя по линии мамы (муж тети погиб в боях под Великими Луками) эвакуировалась с четырьмя дочерями в Грузию, где вскоре умерла меньшая дочь и сама тетя. Двух девочек, Валю и Тамару, взяли на воспитание мегрельские семьи, а Вера после войны оказалась с детским домом в Прибалтике. Позже вышла замуж за литовца. С двумя другими сёстрами она так и не смогла увидеться. Мои родители приложили немалые усилия, чтобы спустя пятнадцать лет после войны разыскать племянниц. Уж в 70-е мы с супругой поехали в Грузию и сполна познали грузинское радушие. Тамара, её воспитывали в горном селении, не знала русского языка. Добрались мы в это селение, стоит на крыльце дома русоволосая, с веснушечками на лице, женщина, плачет, повторяя по-грузински одну и ту же фразу, мне перевели – «хотя бы одно слово понимала по-русски?». Валя с дочерью, сыном и внучкой гостили у нас в Твери. Римма, темноволосая, кареглазая, с русским овалом лица, села за фортепьяно. Заиграла «расцветай под солнцем, Грузия моя», а потом – «что стоишь, качаясь, тонкая рябина». Две крови сошлись в этой красавице…
Мой двоюродный брат Дмитрий был женат на еврейке Софье, обычной медицинской сестре. Я часто останавливался у них в Ленинграде, и всегда встречал с её стороны доброе отношение. Знавал эстонцев и евреев – блестящих хозяйственников. Моим учителем истории в школе был Эдуард Эдуардович Шимкевич, по отцу поляк, по матери латыш. Добровольцем ушёл на фронт, с мая 1943 года был откомандирован в состав 1-й Польской армии (дивизия имени Костюшко). После войны – начальник штаба контрразведки Краковского воеводства. Кавалер советских и польских орденов. Отважно воевали в Красной Армии два его родных брата-офицера. Имя Эдуарда Эдуардовича носит созданный им местный краеведческий музей. Примечательно, что из пятерки наиболее значимых краеведов Верхнего Подвинья двое – евреи, у меня с ними вполне дружеские отношения.
У любой нации, наряду с положительными героями, присутствуют и совершенно недостойные люди. Но это не характеризует нацию целиком. Разгром поработившей Европу фашистской орды был достигнут усилиями всего многонационального народа СССР, в том числе и евреев. Многие из них сражались на фронте, активно работали и продолжают работать над обеспечением безопасности страны, проявляют себя в науке, других отраслях и направлениях. Русские, внесшие набольший вклад в Победу, осознавая своё горе от огромных утрат, питают сочувствие к еврейскому народу, также ставшему жертвой нацистского геноцида. Нацизм не имеет конкретной национальности. Кто бы мог подумать, что нацистскую бациллу удастся вживить в сознание украинского народа?
…На днях, сажая на огороде картошку, подцепил лопатой рваный осколок бомбы. Вплоть до 1943 года немцы бомбили находящийся поблизости Кушелевский мост (когда-то рядом было поместье дворянина Андрея Кушелева, прапрадеда известного музыканта Игоря Бутмана). Сколько лет прошло после войны, а пашня всё выводит наружу ее отметины. Положил находку на видное место, чтобы показать правнучке. Подумалось: у обильно политой кровью русской земли намного крепче память, нежели у большинства стран «цивилизованной» Европы, не усвоивших должным образом уроков истории. Жалко мне Европу. Пожнёт ведь то, что сеет, хотя она Россию и наш народ не жалеет. Впрочем, и свой тоже не жалеет. И, тем более, не жалко ей украинцев, избранных в этот раз для нацистского эксперимента.
Валерий Яковлевич Кириллов, член Союза писателей России, г. Андреаполь, Тверская область