История? История, брат мой, наука неточная.
В истории факты мало что значат, потому что существуют ещё и комментарии. А комментарии зависят от того, с какой стороны посмотреть на факты, а ещё больше – от того, какие цели преследует тот, кто берётся их комментировать.
Если ты слышишь об объективной оценке исторических событий – можешь сразу поворачиваться и уходить, потому что это лукавство, здесь-то и начинается ложь.
Проигравший войну и победивший в ней всегда будут по-разному её оценивать и всегда будут по-разному подбирать аргументы и факты, выделяя одни и замалчивая другие. В глазах одного историка победитель будет героем, другого – агрессором. А почему началась война, какие деяния к ней привели, какие события ей предшествовали? И как далеко нужно искать её причины, каким промежутком времени ограничиваться? Если пытаться разбираться в этом действительно беспристрастно, окажется, что ограничиваться вообще нельзя и нужно идти вспять до самого начала человеческой истории, до Каина и Авеля, до грехопадения Адама и Евы… Такая беспристрастность доступна только Богу.
Но историки свой анализ начинают всегда из промежуточной точки, отбрасывая всё, что привело к ней.
Если хочешь узнать подлинную историю своего Отечества – читай не тех авторов, которые во многих томах приводят многочисленные факты и свидетельства. Читай только того, кто ЛЮБИТ свою Родину.
Что, говоришь, любящий не может быть объективным? Конечно, не может! Но объективным не может быть никто, только любящий скажет об этом, не смущаясь, а «беспристрастный» исследователь будет лгать вольно или невольно, настаивая на своей объективности.
Ты спрашиваешь, что значит любить своё Отечество, как понять, кто пишет с любовью? Это то же самое, что любить любимую женщину. Восхищаться красотой, умом, добротой, всеми её достоинствами и прощать ошибки и недостатки. Любовь ведь покрывает всё… Что? Можно ли переносить человеческие отношения на исторические события? А почему нет? Мы ведь не говорим, что нужно возводить ошибки и грехи в ранг добродетелей. Речь мы ведём о прощении и стремлении к совершенству, пусть и не достижимому… Именно в силу этой недостижимости нельзя оценивать события одной эпохи с точки зрения законов и морали другой…
А отличить подлинную любовь к Отечеству от ложной нетрудно – любовь не совместима с ненавистью. Если человек говорит, что он любит свой народ и свою Родину и при этом пылает ненавистью к иным народам – он обманывает всех, возможно, и себя тоже.
Если вас со школы, с детского сада приучают люто ненавидеть братьев по другую сторону искусственно возведённой границы – где здесь любовь?
Нельзя одобрять тех, кто, называя себя русскими патриотами, служил Гитлеру и приветствовал «дранг нах остен» – разве Гитлер собирался возродить святую и великую Русь? Нет, он обещал сровнять Москву с землёй, погрузить Ленинград на дно моря, а русских недочеловеков изгнать в сибирские болота и использовать исключительно как примитивную рабочую силу. Где здесь любовь?
Любить своё Отечество нужно, даже когда оно не право. А если оно в опасности и ведёт священную борьбу с силами зла – нужно отбросить личные амбиции, обиды и недовольство и изо всех сил поддерживать его…
Как истинная любовь к любимому человеку облагораживает душу и отчасти проецируется и на других людей, меняя к лучшему отношение к ним, так и подлинная любовь к Отечеству своему не может не возвышать отношение к другим народам. Если этого нет – значит, вождь или историк всего лишь использует свой народ, свою страну, её трагедии и победы для удовлетворения собственной гордыни и жажды славы или власти…
И вот ведь какая штука, брат: мы же не только про седую старину говорим.
Никогда не слушай политика, который ругает свою страну, а также оскорбляет чужую – здесь нет любви. Отворачивайся от мужа учёного, или «заслуженного», или «народного», хулящего своё Отечество – он за словами о толерантности или справедливости просто прячет свою корысть. Не читай писателя или журналиста, ругающего свою мать и вытирающего грязные сапоги о свою Родину – он лжец.
Потому что ложь – это не просто искажение фактов. Это прежде всего отсутствие любви.
Вот так-то, брат… Что скажешь? Хочешь потереть чело или покрутить у виска? Да ладно, не переживай ты так, у меня была тройка с плюсом по истмату. Сужу как умею; как говорится, «не стреляйте в пианиста»…
А всё же подумай над этим…
Дорофеев Геннадий Кузьмич, член Союза писателей России