Про село Мугреево-Никольское много рассказывал митрофорный протоиерей Александр Соколов, мой духовный наставник, который служил в Балахне Нижегородской области. В Мугреево-Никольском отец Александр бывал неоднократно: собирал материалы для написания книг о Нижегородском ополчении 1612 года. От него-то и узнал, что это – родовое имение Дмитрия Пожарского, где князь провел детские годы.
В Мугреево-Никольском Дмитрий Михайлович лечился от ран, полученных при обороне Москвы в составе Первого ополчения под руководством Прокопия Ляпунова. Здесь и принял посольство из Нижнего Новгорода во главе с нижегородским земским старостой Кузьмой Мининым, прибывшим в село для «уговора» князя возглавить очередное и решающее Народное ополчение против иноземных захватчиков.
Также знал, что в Мугреево-Никольское еще в начале 90-х годов перебрался из Москвы иеромонах, а ныне всей православной России известный схиигумен Митрофан (Лаврентьев). Благодаря его поистине подвижнической деятельности в селе восстановлены древние храмы, сохраняется память о Спасителе Отечества князе Дмитрии Пожарском.
И так было судьбе угодно, что со схиигуменом Митрофаном я познакомился в свое время в Москве на одном из мероприятий патриотического звучания. Тогда в ходе разговора понял, что передо мною – образованнейший, интеллигентный человек с очень активной духовной и гражданской позицией. Тогда же получил от отца Митрофана приглашение посетить его приход в Ивановской области.
Однако приехать все как-то не складывалось… Долго не складывалось, пока не сдружился с земляком, а «по совместительству» титулованным журналистом и писателем, председателем Нижегородского отделения Международной общественной организации «Русское Собрание», координатором Движения «Народный Собор» Сергеем Скатовым.
Оказывается: Сергей Васильевич уже два десятка лет дружен со схиигуменом Митрофаном! Много раз бывал в Мугреево-Никольском! А все потому, что так же, как и отец Митрофан, почти четверть века занимается непреходящей темой – победой над польско-литовскими оккупантами Народного ополчения 1611-1612 гг. под руководством земского старосты Кузьмы Минина и доблестного воеводы князя из рода Рюриковичей Дмитрия Пожарского.
Стал уговаривать соратника, мол, поехали в Мугреево-Никольское! Скатов соглашался: «Да, ехать надо!». Но что-то из-за «текучки» мешало и мешало… Наконец, «проснулся» Сергей Васильевич: «Едем!».
Даты выбрали знаковые – 22 февраля текущего года, чтобы с ночевкой и на следующее утро как раз в Мугреево-Никольском отметить День защитника Отечества!
Погода в Нижнем вряд ли благоприятствовала поездке... В лобовое стекло моей «легковушки» летел дождь со снегом, встречные грузовики усугубляли «картину», поливая в лоб дорожной грязью. А Сергей Васильевич через свой айпод анализировал интернет, дескать, началась война или нет? Все, и мы в том числе, ждали развитие тревожных событий на границах Украины с ДНР и ЛНР…
В Пурехе, почти уже на границе с Ивановской областью, сделали остановку. Это село – тоже родовое имение Пожарских.
Установлен здесь в центре великолепный памятник Дмитрию Михайловичу работы Народного художника России П.И. Гусева. Зашли в музей Дмитрия Пожарского при местном Доме культуры, расположенном рядом.
Там обратили внимание на копию картины Василия Савинского «Нижегородское посольство у князя Дмитрия Пожарского», где запечатлен момент; делегация нижегородцев с иконой на руках просит князя возглавить Второе ополчение. По преданию, еще плохо чувствующий себя Дмитрий Пожарский ответил: «Скажите пославшим вас, что я рад за православную веру страдать до смерти»… Две молодые замечательные сотрудницы музея провели нам краткую экскурсию. Обменялись телефонами, будем сотрудничать…
Сотрудник музея Дмитрия Пожарского в Пурехе Татьяна на фоне копии знамени Минина и Пожарского, с которым Нижегородское ополчение освобождало Москву
По идее, в Юже Ивановской области, райцентре, нас также ждала остановка.
Схиигумен Митрофан заранее пытался договориться с районными властями и местным патриотическим сообществом, чтобы мы, нижегородцы, выступили у них в Юже в ДК. Было бы интересно и даже красиво! «Толканули» бы речи, поделились планами на будущее. Завязались бы новые контакты, а Сергей Скатов в заключение дал бы авторский концерт из своих патриотических и военных песен (он у нас известный бард, автор-исполнитель, концертную гитару с собой взял). Планам не было дано свершиться – ковид, понимаете ли, и… все поголовно в Юже «больны», будут, очевидно, «болеть» и дальше…
Забегая вперед, скажу, что и в Мугреево-Никольском есть свой уютный ДК. Но и там нам не дали выступить, поскольку кто-то высоко «сверху» заботится о духовном и физическом здоровье «ра-ассиян» (южские власти здесь, в принципе, не особо и при чем).
Схиигумен Митрофан и его сестра монахиня Нила встретили нас как родных. Отобедав с дороги, отправились по сельским местам. Вел экскурсию, разумеется, отец Митрофан.
Каждая встреча с отцом Митрофаном – это большое счастье! Столько в нем, в его словах, лучезарном прищуре голубых глаз доброты, излучает он такой положительный заряд, что с лиц собеседников не сходит улыбка.
В его скромном деревенском доме всегда уют и порядок. Возле дома много машин и техники. Сразу видно, что немалый у батюшки объем строительных и сельхоз работ.
Большое хозяйство у отца Митрофана. Теплица, сад, огород… А каково хозяйство церковное! И сие при том, что далеко за 80-т батюшке, истинно он убеленный сединами старец! Остается только догадываться, откуда силы берутся…
Представьте себе: в отдаленном даже по российским меркам селе (от Южи, райцентра, около 20 километров, да и до Южи надо еще добраться), где проживает всего около 400 человек, сразу… три действующих храма! Это батюшка, как переехал в Мугреево-Никольское, их со своей преданной паствой восстановил! А до того были это в полном смысле слова руины…
Восстанавливал вначале самый маленький храм при местном погосте, чтобы было где вести богослужения, – церковь во имя Артемия Веркольского. Этому святому на Руси не так много храмов, хотя в старину усердно ему молились, прежде всего об исцелении от тяжелых недугов.
Позже приспела очередь Никольского храма. Он самый большой: величественно возвышается над селом. В нем проводятся службы по большим праздникам.
Никольский храм в Мугреево-Никольском
А вот и Троицкий храм. Здесь сейчас ведутся объемные внутренние работы, а фасад уже выглядит просто замечательно! В переднем приделе храма отец Митрофан планирует открыть музей князя Дмитрия Пожарского.
Троицкий храм в Мугреево-Никольском
У отца Митрофана много забот. О своих планах он продолжал рассказывать во время вечернего чаепития. Разумеется, святые имена Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского не сходили с наших уст.
- А помнишь, Серёжа, с каким торжеством мы открывали Памятный крест на въезде в Мугреево-Никольское? – обратился батюшка к Сергею Скатову.
Давние друзья: схиигумен Митрофан и нижегородец Сергей Скатов
Конечно же, Сергей Васильевич помнит. Въезжая в село, мы остановились у монумента… Красивейший знак в виде креста с барельефом, на котором изображены скачущие всадники и надпись: «Спасителям Отечества Дмитрию Пожарскому и Кузьме Минину. Подвигу народного ополчения – вечная слава. 1612-2012» Заслуга в установке памятника опять-таки принадлежит в первую очередь отцу Митрофану.
Сергей добавил, что мероприятия в селе по открытию памятного знака в 2012 году, на 400-летие победы Нижегородского ополчения, посетили гости из Москвы, Нижнего Новгорода, Иванова и многих других городов.
Памятный знак героям Народного ополчения 1612 года на въезде в село Мугреево-Никольское
Еще припомнил, как в 2008 году в Юже торжественно заложили камень на месте будущего памятника Дмитрию Пожарскому. На торжествах были представители администрации Ивановской области и другие уважаемые лица, обещали помощь в изготовлении и установке монумента по проекту, выполненному замечательным скульптором Вячеславом Клыковым. Памятника пока нет. Увы, автор не дожил до реализации своего проекта.
- Ребята-реконструкторы тогда в стрелецкой форме маршировали, – продолжал вспоминать Сергей Скатов. – Под мой Марш Нижегородского ополчения! Не удержался и стал сам себе подпевать, народ – давай в ладоши нахлопывать! Видеоклип даже сняли – в Ютубе можно найти…
- А памятника так и нет… – загрустил отец Митрофан.
За чашкой чая: схиигумен Митрофан и Андрей Завьялов
И тут солнышко ударило в окно… И отправил нас отец Митрофан в деревенскую баню, с легким паром.
Переночевав, вновь засобирались в дорогу.
На обратном пути в Нижний Новгород произошел со мной, как водителем, казус: свернул не там, не туда. И оказались мы… в селе Холуй (ударение на первом слоге) все того же Южского района Ивановской области. Сергей Васильевич стал смеяться и критиковать мои географические познания. А потом смотрим: стоим мы… на набережной Дмитрия Пожарского! Да, есть в этом селе такая великая набережная!
И все четыре часа до Нижнего был у нас разговор об одном – сколь важна историческая память народа, особенно в душах молодежи, подрастающих поколений!
И почему так происходит, что памятники закладываются и не устанавливаются?!
А дорога от Южи до Мугреево-Никольского – это нечто! Где-то асфальт положен, а в основном – грунтовка, еле в распутицу доедешь! То есть: начали асфальт прокладывать, а потом надоело и… бросили!
А ведь какой, друзья, замечательный туристический маршрут может получиться (власти на всех уровнях твердят о развитии отечественного туризма)! Нижний Новгород – Мугреево-Никольское, Ярославль – Мугреево-Никольское и т.д., и т.п.
И чтобы каждый школьник исконной России хоть раз побывал в этих экскурсиях, воочию убедился, сколь велик наш народ и как ему, молодому человеку, строить свой жизненный путь.
Пока же это – лишь мечты в наших головах и душах, в молитвах схиигумена Митрофана.
И, наконец…
Утром следующего дня на Украине начались боевые действия.
Андрей Иванович Завьялов, заместитель директора Института консервативно-аналитических решений, участник Нижегородского отделения Международной общественной организации «Русское Собрание», г. Нижний Новгород
Марш Нижегородского ополчения. Автор-исполнитель Сергей Скатов. Город Южа Ивановской области, ноябрь 2008 г.