Пути развития Русской Православной и Католической церквей

О параллелях, сходстве и различии

0
1357
Время на чтение 10 минут
Фото: duckproxy.com

Я не берусь давать определённую оценку событиям, происходившим в истории обеих церквей, хочу лишь подчеркнуть схожесть в их развитии. Она проявляется не в датах, а скорее в событиях, которые происходили в обеих церквях.

Прежде всего необходимо начать с главного события, которое, несомненно, коснулось Католической и Православной церквей, а именно – Великий церковный раскол 1054 г. В этом году Вселенская церковь была разделена на Римско-Католическую (Западную) и Греко-Кафолическую (Восточную).

В этот период Русская православная церковь существовала в виде митрополии и не имела самостоятельности. Митрополия входила в состав Константинопольского патриархата. Спустя чуть более четырехсот лет в 1448 г. русская митрополия получает автокефалию, а затем происходит установление патриаршества в 1589 г. Она перестаёт входить в состав Константинопольской церкви и обретает независимость, становясь отдельной церковью.

События, имеющие историческую схожесть с Католической церковью, начались до получения автокефалии Русской православной церковью. Анализируя историю обеих церквей, можно прийти к выводу, что явления, начавшиеся в Католической церкви, опережают Русскую православную церковь примерно на 150 лет. В определённый момент может показаться, что существует некая закономерность в историческом развитии каждой из вышеперечисленных церквей, но я не берусь об этом судить и оставлю это для размышления читателю данной статьи.

В период XII-XV вв. присутствие Католической церкви в основном приходилось на Западную Европу. В XII в. в Католической церкви начал назревать социальный кризис, результатом которого стало возникновение большого количества ересей. В XIII-XIV вв. в Южной Франции и Северной Италии еретиков было больше, чем католиков. В этих регионах была высокая концентрация арнольдистов, катаров, вальденсов, альбигойцев, апостоликов, флагеллантов и др.

Возникший кризис, спровоцировавший появление ересей, был связан, прежде всего, с контрастом бедности населения и богатства монастырей. Например, вальденсы хотели вернуть христианство первых веков, которое характеризовалось неимением частной собственности и бедностью. Апостолики были похожи на вальденсов в части бедности и простоты. Их идеалом считались апостолы, которые странствуя и неся проповедь Евангелия по всей земле, не имели при себе ничего.

Наряду с проблемой контраста бедности и богатства начали возникать антиклерикальные течения, а именно: богомилы, которые в дальнейшем повлияли на французских катаров. Богомильство появилось в X в. на территории Болгарии, позже распространилось в Западной Европе. Богомилы отрицали не только церковную иерархию, но и другие атрибуты: иконы, литургию, мощи и т.д. Такие тенденции в дальнейшем будут присущи протестантизму XV-XVI вв.

Сомнения и инакомыслие проникали не только в умы простых людей. Монахи разных католических орденов стали задумываться о проблеме. Проходили жаркие диспуты по поводу вопроса нестяжательства: каким должен быть католический орден и монастырь, как должен жить монах. Такие споры привели к внутреннему разделению Католической церкви на два лагеря.

В начале XIV в. разгорелся спор о наличии личного имущества у Христа и его учеников между францисканцами и доминиканцами. Спор достиг таких масштабов, что папа Иоанн XXII решил провести теологическую экспертизу. В результате этой экспертизы папа принял 12 ноября 1323 года решение: «Тот, кто упрямо утверждает, что Иисус Христос и апостолы не имели денег и имущества, стоит вне закона и подлежит проклятию».

Умберто Эко в своём произведении «Имя розы», в художественной форме воссоздал атмосферу споров начала XIV в. между католическими орденами. Автор писал, что при воссоздании атмосферы того времени, он использовал мемуары монаха, написанные на латинском языке. Нельзя доподлинно установить: говорил ли писатель правду или нет, но произведение имеет большую долю историчности. Поэтому советую с ним ознакомиться.

Таким образом, в Великом споре о нестяжательстве внутри Католической церкви победу одержали сторонники, имеющие имущественный интерес. Продолжала расти пропасть между еретиками, основную массу которых составляли беднейшие слои населения, и Католической церковью. Поэтому еретические учения приобретали более радикальные формы, начиная с отказа от имущества и доходя до полного отказа от таинств Церкви, института священства и т.д.

Всё это привело к массовым восстаниям крестьян и таким явлениям, как, например, Крестьянская война. Логическим итогом стало образование Протестантизма, в который перешла практически половина населения Европы в XVI в.

В истории Русской православной церкви не случалось событий подобного масштаба как в Католической церкви в виде появления Протестантизма, но похожие явления и тенденции как появление ересей и раскола старообрядцев имели место быть.

На Руси в XIV в. появилась ересь стригольников, которая, прежде всего, отрицала церковную иерархию. Ересь возникла в Пскове, позже распространилась в Новгороде. Псков и Новгород были торговыми городами, поэтому появление ереси связывают с занесением ее из Европы (альбигойцами или богомилами). Появление и развитие ереси было напрямую связано с социальными протестами в Пскове, причиной которых стала симония.

Во второй половине XV в. на Руси появляется ересь жидовствующих, которые не хотели признавать иконы. Учёные дают разные оценки этому явлению, говоря об этой ереси как некой совокупности проявлений иудаизма без четко разработанного учения. Считается, что эта ересь была проявлением вольнодумства и оппозиционных настроений в обществе против Церкви. Эта ересь захватила умы не только мирян, но и клириков в Новгороде и Москве.

Начинаются богословие споры на тему жидовствующих. Тема выносится на повестку церковного собора 1490 г. После собора позиции еретиков продолжают усиливаться, т.к. в их ряды начинают переходить верхи власти. Ересь переходит из теологической плоскости во внутриполитическую борьбу.

Наряду с этим по православной пасхалии приближается год конца света – 1492. Ничего не происходит. Для еретиков этот фактор является сильным аргументом в борьбе против Православной церкви.

Таким образом, мы видим, что в Русской православной церкви, также существовали ереси, отрицающие церковную иерархию, иконы и каноны, а также традиции, как это было в Католической церкви.

1492 год является не просто годом конца света, а вектором экономических и социальных изменений в стране. По мере приближения к этой дате русские князья и бояре в надежде на спасение своей души жертвовали монастырям земли и различные подарки, а перед смертью старались постричься в монашество, принять схиму. К 1492 году монастыри становятся экономическими центрами Руси. Несмотря на строгие порядки и требования к монашеской жизни того времени, сами по себе монастыри становились богатыми землевладельцами.

Если споры о нестяжательстве монастырей в Католической церкви вспыхнули в первой половине XIV в., то в Русской православной церкви они начались во второй половине XV в.

Спор Иосифа Волоцкого и Нила Сорского и их последователей иосифлян и нестяжателей длился почти 50 лет. Иосиф Волоцкий выступал за то, что монастыри могут иметь имущество, но при этом должны разумно распоряжаться им во благо общества и Церкви. Иосиф Волоцкий показывал пример другим: его монастырь ежедневно кормил до 600 человек, попавших в сложные ситуации. Монастыри того времени могли приютить, дать работу, кров и еду.

Спор о нестяжательстве русских монастырей был выдвинут на повестку московских соборов 1503-1504 гг., по решениям которых видно, что у иосифлян было больше сторонников. Стоглавый собор 1551 г. принёс имущественные ограничения для монастырей. Иван Грозный пожелал, чтобы монастыри и архиереи не имели право принимать в дар или покупать земли без предварительного уведомления царя.

Во второй половине XVII в. в Русской православной церкви произошёл раскол. Его причиной стало проведение церковных реформ патриархом Никоном, а не социальный кризис расслоения общества по имущественному признаку, как это было в Европе. В отличие от появления Протестантизма как конечного результата социально-политических факторов, раскол в Русской православной церкви лежал в теологической и традиционной плоскостях. Поэтому раскол не является следствием спора иосифлян и нестяжателей.

В таблице можно увидеть четкую событийную параллель с небольшими отличиями.

Сравнение исторических путей развития Русской православной и Католической церквей

Событие

Русская православная церковь

Католическая церковь

Великий раскол

Митрополия в Греческой церкви

Появление церкви

Ереси, отрицающие церковную иерархию, иконы и т.д.

Стригольники и жидовствующие

Катары, альбигойцы и т.д.

Причина появления ересей

Социальный фактор, связанный с недовольством богатства монастырей, контраста бедности и богатства, а также принимаемых решений со стороны церковных иерархов

Социальный фактор, связанный с недовольством богатства монастырей, контраста бедности и богатства, а также принимаемых решений со стороны церковных иерархов

Споры о нестяжательстве

Иосифляне и нестяжатели

Споры католических орденов

Раскол внутри церкви

Старообрядчество

Протестантизм

Причина раскола

Теологическая и традиционная плоскости

Социальная и политическая напряженность, вызванная контрастом бедности и богатства

В таблице видна хронология событий, присущая обеим церквям: Великий раскол; ереси, отрицающие иконы, церковную иерархию и т.д.; споры о нестяжательстве; раскол внутри церкви.

Можно подвести обобщающие выводы, проведя историческую параллель между церквями.

  1. Одной из главных причин появления и развития ересей в обеих церквях является социальный фактор, точнее говоря недовольство общества текущей обстановкой или принимаемыми решениями со стороны церковных иерархов.
  1. В обоих церквях ереси переходили из теологической плоскости в политическую.
  1. На церковных соборах церквей поднималась тема нестяжательства, т.е. проблема богатства монастырей, выражающаяся в наличии большого количества земель.
  2. Отличием исторической параллели Католической и Православной церквей является следствие споров о нестяжательстве. В России исследуемого периода в отличие от Европы богатство монастырей не вызывало массовых протестов бедных слоев населения. Спор иосифлян и нестяжателей был инициирован иерархами Церкви, а не народом, поэтому в истории Русской церкви не было раскола, связанного с проблемой богатства монастырей. В Европе наоборот спор о нестяжательстве монастырей был вызван нарастающим недовольством бедных слоев населения, поэтому Католическая церковь была вынуждена реагировать.

Петр Васильевич Арронет, финансовый и церковный аналитик

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

14. Ответ на 13, Vladislav:

СПАСУТСЯ ЛИ ЛЮДИ ВНЕ ЦЕРКВИ? https://pravlife.org/ru/content/spasutsya-li-lyudi-vne-cerkvi
Без понимания, что католики еретики, невозможно понять и принять сердцем, что они все являются носителями противного духа - духа хулы на Святой Дух. Поэтому не надо говорить, что католики нам братья по духуи тоже веруют в Святую Троицу. Если крещеные в православии являются новителями Спасительной Благодати дара Духа Святого, то мы так и говорим: "Русский православный народ - народ Богоносец", что нельзя сказать о католиках, до момента его письменного покаяния, миропомазания и отречения от католических ересей через крещение в православии. Через миропомазание покаявшийся католик получает печать Дара Духа Святого и становится полноправным членом Апостольской и Единственной в этом падшем мире Церкви Христовой.
Уважаемый Владислав, Вы утверждаете, что католицизм не является ересью, а есть раскол, который случился в результате недопонимания латинян с восточной церковью. Это же утверждает и митрополит Иларион Алфеев в своих публичных ТВ интервью. Отвечу, что враги Христовы действуют скрытно, подменяя понятия, чтобы мы простые православные не догадывались о впрыснутом яде в православное духовно – нравственное предание. Латиняне были преданы анафеме в 1054 году в результате догматического расхождения и нарушения Догматов, утвержденных Семи Вселенскими соборами (ересь фелиокве). А анафема на старообрядцев в 17 веке и последующий раскол произошел в результате внутри обрядового искажения и он не затронул Догматы. Что касается раскола 17 века, мое личное мнение – была совершена грубейшая ошибка, вылившаяся в многовековое противостояние между православными и в ряд ли будет исправлена до Второго пришествия.
Поэтому католики являются еретиками, нарушителями Догматов – носителями противного духа хулы на Святой Дух и если не покаются, то эта хула не проститься им ни в этом, ни в будущем веке. Я с сожалением об этом говорю. С НАМИ БОГ!
Валерий / 16.02.2022, 05:33

13. Ответ на 12, Валерий:

Вы почитайте того же Марка Ефесского или нашего Феофана Затворника ит.д. святые избегали осуждать людей, католиков! Обличались ереси, которые содержались в Католической церкви, но с другой стороны признавались, например, и благодать апостольского приемства, крещения, миропомазания, исповеди, причастия. Про последнее есть споры ,да и мирян причащают только кровью. Но это совсем не новшество, не считать католицизм ересью, оно ведь возникло не как ересь, а как раскол. Как наше старообрядчество мы не называем ересью, а расколом, хотя и признаём, что со времени раскола в нём всё более и более возникает ересей. Так что тут есть разные мнения, некоторые католицизм объявляют ересью, другие признают его расколом, содержащим различные ереси. А в защиту уважаемой Е.О. скажу, что у мужчин, конечно, логика и рассудительная часть развита более, а у женщин -интуиция. Вы правы, что и технически и духовно мир стоит гораздо ближе к приходу антихриста. Но согласитесь, что Е.О. тоже права, что несмотря на все расчёты тайны беззакония Премудрость Божия с лёгкостью их обнуляет. Взять к примеру кирпич. Он такой ровный, крепкий, симметричный и преградить им ручеёк. И что, разве это остановит ручеёк? Вот такое соотношение между расчётливостью тёмных сил и Премудросью Божией. Почему нельзя всех католиков обвинять в хуле на Духа Святого -потому что это когда человек осознаёт свой грех, но в нём не кается, а это не всех католиков касается.
Vladislav / 16.02.2022, 03:08

12. Ответ на 8, E.O. : продолжение


Вот и вся правда. Примерно с 80 года, мы друг друга еретиками не считаем, значит в силу этого автоматически, они признают действия Таинств у нас, а мы автоматически, не считая их еретиками, признаем таинства Благодатными у них. И это объявлено ОТКРЫТО и без стеснения, но у нас пока нет между собой общения, т.е. пока вместе не служим. А что мешает исполнить последнюю часть о совместном церковном служении? А мешает Православный русский народ – Богоносец, который в силу своего исторического, наследственного самосохранения и воспитания на протяжении прошедшего тысячелетия, не может понять, что католики «перестали» быть для нас еретиками. Вот мы оказывается какие «тупые и отсталые», что католики нам уже и не враги Христа:) А то, что русский народ считает католиков еретиками – это заложено в нашем сознании, благодаря святым отцам Церкви Христовой и их священным преданием. Но некоторые наши пастыри так не считают, а значит, ересь, осужденная в 1054 году, как Фелиокве – ересью для них не является, а значит и Дух Святой, исходящий от Сына, есть православное учение. Получается так. Как в народе говорят: «Приехали». Но мы простые миряне об этом не понимаем, об этом не слышим и чаще всего нам до всего этого дела нет, а процесс идет и идет семимильными шагами. С одной стороны развивается экуменизм, где во ВСЦ участвуют почти все православные поместные церкви, кроме двух, Грузинской и Болгарской, которые обличая остальных православных, вышли из этого шабаша, посчитав, что эта организация еретическая, что святые отцы обличали экуменизм, как ересь ересей, что совместные молитвы с еретиками – это отступление от церковных законов, что нельзя миру вместе с еретиками проповедовать Евангелие, когда у нас и у них разное понимание Евангельской проповеди. С НАМИ БОГ!
Валерий / 15.02.2022, 17:13

11. Ответ на 8, E.O. :продолжение

Да, как же не ёрничать, любезный, если Вы далеко не первый в длинном списке тех, кто предрекая неотвратимый и незамедлительный приход антихриста на основании обстоятельного изучения Священного Писания и ответов там содержащихся, сами неотвратимо и незамедлительно садились в лужу? А Вы опять на те же грабли!

Далее.Если нас не накрутить, то зачем мы тогда пойдем к нему кланяться? Поэтому ему надо накрутить, пролить кровь среди народов и в результате объявить всем, что он даст мир и хлеб, чтобы все поклонились, но не просто так, как мы кланяемся обычно людям, сделавшим нам добро, а поклониться как политическому и религиозному лидеру одновременно, получив при этом ту «драгоценную» печать, с помощью которой мы сможем жить в этом мире. Вот так будут повязаны все. Но это не случится до тех пор, пока присутствует в Церкви Благодать. Благодать запрещает ему прийти. Почему так делает Бог, хотя антихрист давно уже готов? Потому что пока в Церкви присутствует Благодать, то Есть и люди, которые хотят спасаться. Вот ради этого малого, скудного остатка людей, Бог терпит все то, о чем мы говорили выше – о забвении нравственного предания, о нарушении понимания смысла Церковных Таинств, Он терпит не понимания нами ни Догматов, которые постоянно раскачиваются, терпит нарушения церковных законов семи вселенских соборов, терпит не понимания нами Евангелия, терпит совместные службы и молитвы с католиками. Совместные молитвы с еретиками – «Да будет отлучен» от причастия. Получил подарки от еретиков – «Да будет отлучен». Если православный пастырь дозволит еретикам у себя в церкви какие - то богослужебные действия – «Да будет извержен из Церкви». Таковы Церковные законы! Так почему же они, наши пастыри, все это нарушают? Они же обучались в академиях, семинариях, где все четко прописано про эти нарушения канонов? А причина в том, что они, наши пастыри, престали считать канонические нарушения (совместные молитвы, получение подарков и т.д.), прописанные вселенскими соборами – перестали считать эти сами нарушения нарушениями канонов. Но как можно перестать считать католиков, которые 1000 лет считались еретиками, и за эти нарушения отлучали от причастия и извергали из церкви? А сейчас это делают первые представители церкви и делают это открыто и без всяких последствий для них. Почему? Просто перестали считать католиков еретиками. С НАМИ БОГ!
Валерий / 15.02.2022, 16:37

10. Ответ на 8, E.O. :Объединение с католиками и признаки антихриста

Да, как же не ёрничать, любезный, если Вы далеко не первый в длинном списке тех, кто предрекая неотвратимый и незамедлительный приход антихриста на основании обстоятельного изучения Священного Писания и ответов там содержащихся, сами неотвратимо и незамедлительно садились в лужу? А Вы опять на те же грабли!

Как последние 50 лет происходило сближение с католиками? Начали со слова «ересь», которое убрали из речевого оборота со всех официальных встреч православных с католиками. Католики в частности перестали считаться еретиками. Затем на Втором Ватиканском соборе 1965 год, католики сняли с православных анафему 1054 года, ожидая, что и мы тоже снимем с них анафему. И в том же 1965 году вселенский патриарх Афинагор, возглавлявший в то время Константинопольский патриархат, снимает анафему с католиков. Читая Апокалипсис Иоанна Богослова и Послания апостола Павла - антихрист не может прийти к власти до тех пор, пока не произойдет отступление от Истины, пока не будут преданы Догматы, пока Церковь земная не уклонится в заблуждения соборного плана и Благодать тогда отступит от всей Церкви, кроме только того небольшого числа пастырей, которые будут хранить истину 3.5 года до конца, возможно претерпевая гонения, мучения, пытки и смерть. А антихрист будет требовать, чтобы ему поклонились, как Христу, как спастителю, но спасителю не небесному, а земному, который спасет от бед, трагедий, войн, эпидемий, и которые перед этим ему самому надо будет накрутить.Со слов нашего патриарха, только слепой этого не видит, что сейчас происходит вокруг нас. С НАМИ БОГ!
Валерий / 15.02.2022, 15:51

9. Ответ на 7, Vladislav: Католики -еретики! Они хулители Духа Святаго!

Он молится Иисусу Христу целый день, у него парализованные ноги, а руками с помощью компьютера и фотошопа и аппаратуры дома делает картонные иконки ,вполне канонические по изображению.

Уважаемый Владислав. Не путайте милосердного самарянина - язычника с волками в овечьих шкурах. У меня есть близкие друзья мусульмане и у меня никогда не возникало пренебрежения к их религии. И разговоры о вере я всегда старался не навязывать им, если они сами того не хотели и не задавали мне вопросы. А вопросы были такие: почему мы православные верим в трех богов, когда Бог у них (аллах), один; и почему мы поклоняемся иконам, ну и т.д. и много еще чего. И если бы я не изучал священное писание и толкования святых отцов, то в ряд ли правильно бы ответил. Поверьте, сегодня многие крещеные в православии не имеют правильного понимания Истинной веры, и часто впадают в ереси и кривоверие, а потом идут и причащаются в осуждение и в последствии бегут из церкви, не понимая, за что же их наказывает Господь. Еще раз повторюсь для православной братии - католики нам по вере - еретики, хулители Святаго Духа и это я с сожалением говорю, поэтому всячески стараюсь гнушаться еретических сборищь и не идти на совет нечестивых, потому что там нет спасения! Мы должны быть не просто христианами, а д.б. христовыми воинами -всегда быть готовыми постоять за Святую Веру наших отцов и дедов и прадедов!!! С НАМИ БОГ
Валерий / 15.02.2022, 09:47

8. Ответ на 6, Валерий:

Интересно, какой по счету это будет приход антихриста (из тех, что в этот раз-то уж точно! ), который сорвался?

Зря ёрничаете, уважаемый. Изучайте священные писания, там Вы найдете все ответы.



Да, как же не ёрничать, любезный, если Вы далеко не первый в длинном списке тех, кто предрекая неотвратимый и незамедлительный приход антихриста на основании обстоятельного изучения Священного Писания и ответов там содержащихся, сами неотвратимо и незамедлительно садились в лужу? А Вы опять на те же грабли!
E.O. / 15.02.2022, 03:10

7. Ответ на 6, Валерий:

Во первых, не уважаемый, а уважаемая! Во вторых, никто не собирается объединяться с католиками. Я что-то не слышал ни на наших соборах ни из уст патриарха или архиеереев какие то слова в защиту католической веры. В третьих, будем различать католиков и католицизм. Ересь будем обличать, а осуждения людей избегать, а то впадём в то же фарисейство, которое мы вспоминаем на этой неделе. В четвёртых, православные богословы в отношении католицизма избегали резких высказываний, например те же Марк Эфесский и Феофан Затворник. Когда Доктор Гааз скончался, полПетербурга шло его хоронить и уж никто не посмел бы говорить такие резкие слова, которые вы говорите. В полемике, действительно были резкие высказывания, но никто же с вами и не спорит. Я тут был в гостях у знакомого католика. Он индус, из Индии. У него весь дом в иконах. Причём любит иконы, писанные по канонам, много русских. Любимый святой -Серафим Саровский. До дыр зачитал книгу "Откровенные рассказы странника своему духовному отцу" Службы уважает на которых поют древними церковными распевами. И что, я ему буду говорить ,что ты еретик и хулишь Духа Святого и пр.? Он молится Иисусу Христу целый день, у него парализованные ноги, а руками с помощью компьютера и фотошопа и аппаратуры дома делает картонные иконки ,вполне канонические по изображению.
Vladislav / 14.02.2022, 21:58

6. Ответ на 5, E.O. : Католики - еретики! Они хулители Духа Святаго!

Интересно, какой по счету это будет приход антихриста (из тех, что в этот раз-то уж точно! ), который сорвался?

Зря ёрничаете, уважаемый. Изучайте священные писания, там Вы найдете все ответы. Не забывайте и о частном суде, вспоминайте о смерти и об аде. Может быть тогда Ваше сердце начнет сокрушаться и печалиться, что мы все находимся в плену у дьявола и своих страстей и у нас одна дорога - в ад. Вы думаете что мы попадем в рай? Тогда для этого нам нужно стать, хотя бы как благоразумный разбойник, висящий на кресте, как исповедник Святой Троицы, как хранитель священного духовно-нравственного предания и Церковных Догматов. Но когда на православном сайте печатается духовный яд, то тут же появляются такие, как Е.О. и все переводят в параллельную шутку. "Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете." (Лк.6.25) С НАМИ БОГ!
Валерий / 14.02.2022, 20:09

5. Ответ на 3, Валерий:

Сегодня этот падший мир находится на пороге свершения пророчеств апокалипсиса и времени на покаяние осталось совсем мало. С НАМИ БОГ!!


Так же как в 1492 году.

В 1492 году мир не был готов технически к исполнению пророчеств Иоанна Богослова.
Сегодня мир и технически и духовно готов к принятию начертания и приходу антихриста. Только слепой и спящий этого не видит. С НАМИ БОГ!



Интересно, какой по счету это будет приход антихриста (из тех, что в этот раз-то уж точно! ), который сорвался?
E.O. / 14.02.2022, 12:50
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Петр Арронет
Как финансируется Католическая церковь в США
Об особенностях финансовой системы фондирования американских диоцезов
01.09.2021
Развитие личности Георгия Гапона
В свете воспоминаний современников и его самого
20.05.2021
Код да Винчи
Что правда, а что вымысел?
30.11.2020
Все статьи Петр Арронет
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 18:52