Я не берусь давать определённую оценку событиям, происходившим в истории обеих церквей, хочу лишь подчеркнуть схожесть в их развитии. Она проявляется не в датах, а скорее в событиях, которые происходили в обеих церквях.
Прежде всего необходимо начать с главного события, которое, несомненно, коснулось Католической и Православной церквей, а именно – Великий церковный раскол 1054 г. В этом году Вселенская церковь была разделена на Римско-Католическую (Западную) и Греко-Кафолическую (Восточную).
В этот период Русская православная церковь существовала в виде митрополии и не имела самостоятельности. Митрополия входила в состав Константинопольского патриархата. Спустя чуть более четырехсот лет в 1448 г. русская митрополия получает автокефалию, а затем происходит установление патриаршества в 1589 г. Она перестаёт входить в состав Константинопольской церкви и обретает независимость, становясь отдельной церковью.
События, имеющие историческую схожесть с Католической церковью, начались до получения автокефалии Русской православной церковью. Анализируя историю обеих церквей, можно прийти к выводу, что явления, начавшиеся в Католической церкви, опережают Русскую православную церковь примерно на 150 лет. В определённый момент может показаться, что существует некая закономерность в историческом развитии каждой из вышеперечисленных церквей, но я не берусь об этом судить и оставлю это для размышления читателю данной статьи.
В период XII-XV вв. присутствие Католической церкви в основном приходилось на Западную Европу. В XII в. в Католической церкви начал назревать социальный кризис, результатом которого стало возникновение большого количества ересей. В XIII-XIV вв. в Южной Франции и Северной Италии еретиков было больше, чем католиков. В этих регионах была высокая концентрация арнольдистов, катаров, вальденсов, альбигойцев, апостоликов, флагеллантов и др.
Возникший кризис, спровоцировавший появление ересей, был связан, прежде всего, с контрастом бедности населения и богатства монастырей. Например, вальденсы хотели вернуть христианство первых веков, которое характеризовалось неимением частной собственности и бедностью. Апостолики были похожи на вальденсов в части бедности и простоты. Их идеалом считались апостолы, которые странствуя и неся проповедь Евангелия по всей земле, не имели при себе ничего.
Наряду с проблемой контраста бедности и богатства начали возникать антиклерикальные течения, а именно: богомилы, которые в дальнейшем повлияли на французских катаров. Богомильство появилось в X в. на территории Болгарии, позже распространилось в Западной Европе. Богомилы отрицали не только церковную иерархию, но и другие атрибуты: иконы, литургию, мощи и т.д. Такие тенденции в дальнейшем будут присущи протестантизму XV-XVI вв.
Сомнения и инакомыслие проникали не только в умы простых людей. Монахи разных католических орденов стали задумываться о проблеме. Проходили жаркие диспуты по поводу вопроса нестяжательства: каким должен быть католический орден и монастырь, как должен жить монах. Такие споры привели к внутреннему разделению Католической церкви на два лагеря.
В начале XIV в. разгорелся спор о наличии личного имущества у Христа и его учеников между францисканцами и доминиканцами. Спор достиг таких масштабов, что папа Иоанн XXII решил провести теологическую экспертизу. В результате этой экспертизы папа принял 12 ноября 1323 года решение: «Тот, кто упрямо утверждает, что Иисус Христос и апостолы не имели денег и имущества, стоит вне закона и подлежит проклятию».
Умберто Эко в своём произведении «Имя розы», в художественной форме воссоздал атмосферу споров начала XIV в. между католическими орденами. Автор писал, что при воссоздании атмосферы того времени, он использовал мемуары монаха, написанные на латинском языке. Нельзя доподлинно установить: говорил ли писатель правду или нет, но произведение имеет большую долю историчности. Поэтому советую с ним ознакомиться.
Таким образом, в Великом споре о нестяжательстве внутри Католической церкви победу одержали сторонники, имеющие имущественный интерес. Продолжала расти пропасть между еретиками, основную массу которых составляли беднейшие слои населения, и Католической церковью. Поэтому еретические учения приобретали более радикальные формы, начиная с отказа от имущества и доходя до полного отказа от таинств Церкви, института священства и т.д.
Всё это привело к массовым восстаниям крестьян и таким явлениям, как, например, Крестьянская война. Логическим итогом стало образование Протестантизма, в который перешла практически половина населения Европы в XVI в.
В истории Русской православной церкви не случалось событий подобного масштаба как в Католической церкви в виде появления Протестантизма, но похожие явления и тенденции как появление ересей и раскола старообрядцев имели место быть.
На Руси в XIV в. появилась ересь стригольников, которая, прежде всего, отрицала церковную иерархию. Ересь возникла в Пскове, позже распространилась в Новгороде. Псков и Новгород были торговыми городами, поэтому появление ереси связывают с занесением ее из Европы (альбигойцами или богомилами). Появление и развитие ереси было напрямую связано с социальными протестами в Пскове, причиной которых стала симония.
Во второй половине XV в. на Руси появляется ересь жидовствующих, которые не хотели признавать иконы. Учёные дают разные оценки этому явлению, говоря об этой ереси как некой совокупности проявлений иудаизма без четко разработанного учения. Считается, что эта ересь была проявлением вольнодумства и оппозиционных настроений в обществе против Церкви. Эта ересь захватила умы не только мирян, но и клириков в Новгороде и Москве.
Начинаются богословие споры на тему жидовствующих. Тема выносится на повестку церковного собора 1490 г. После собора позиции еретиков продолжают усиливаться, т.к. в их ряды начинают переходить верхи власти. Ересь переходит из теологической плоскости во внутриполитическую борьбу.
Наряду с этим по православной пасхалии приближается год конца света – 1492. Ничего не происходит. Для еретиков этот фактор является сильным аргументом в борьбе против Православной церкви.
Таким образом, мы видим, что в Русской православной церкви, также существовали ереси, отрицающие церковную иерархию, иконы и каноны, а также традиции, как это было в Католической церкви.
1492 год является не просто годом конца света, а вектором экономических и социальных изменений в стране. По мере приближения к этой дате русские князья и бояре в надежде на спасение своей души жертвовали монастырям земли и различные подарки, а перед смертью старались постричься в монашество, принять схиму. К 1492 году монастыри становятся экономическими центрами Руси. Несмотря на строгие порядки и требования к монашеской жизни того времени, сами по себе монастыри становились богатыми землевладельцами.
Если споры о нестяжательстве монастырей в Католической церкви вспыхнули в первой половине XIV в., то в Русской православной церкви они начались во второй половине XV в.
Спор Иосифа Волоцкого и Нила Сорского и их последователей иосифлян и нестяжателей длился почти 50 лет. Иосиф Волоцкий выступал за то, что монастыри могут иметь имущество, но при этом должны разумно распоряжаться им во благо общества и Церкви. Иосиф Волоцкий показывал пример другим: его монастырь ежедневно кормил до 600 человек, попавших в сложные ситуации. Монастыри того времени могли приютить, дать работу, кров и еду.
Спор о нестяжательстве русских монастырей был выдвинут на повестку московских соборов 1503-1504 гг., по решениям которых видно, что у иосифлян было больше сторонников. Стоглавый собор 1551 г. принёс имущественные ограничения для монастырей. Иван Грозный пожелал, чтобы монастыри и архиереи не имели право принимать в дар или покупать земли без предварительного уведомления царя.
Во второй половине XVII в. в Русской православной церкви произошёл раскол. Его причиной стало проведение церковных реформ патриархом Никоном, а не социальный кризис расслоения общества по имущественному признаку, как это было в Европе. В отличие от появления Протестантизма как конечного результата социально-политических факторов, раскол в Русской православной церкви лежал в теологической и традиционной плоскостях. Поэтому раскол не является следствием спора иосифлян и нестяжателей.
В таблице можно увидеть четкую событийную параллель с небольшими отличиями.
Сравнение исторических путей развития Русской православной и Католической церквей |
||
Событие |
Русская православная церковь |
Католическая церковь |
Великий раскол |
Митрополия в Греческой церкви |
Появление церкви |
Ереси, отрицающие церковную иерархию, иконы и т.д. |
Стригольники и жидовствующие |
Катары, альбигойцы и т.д. |
Причина появления ересей |
Социальный фактор, связанный с недовольством богатства монастырей, контраста бедности и богатства, а также принимаемых решений со стороны церковных иерархов |
Социальный фактор, связанный с недовольством богатства монастырей, контраста бедности и богатства, а также принимаемых решений со стороны церковных иерархов |
Споры о нестяжательстве |
Иосифляне и нестяжатели |
Споры католических орденов |
Раскол внутри церкви |
Старообрядчество |
Протестантизм |
Причина раскола |
Теологическая и традиционная плоскости |
Социальная и политическая напряженность, вызванная контрастом бедности и богатства |
В таблице видна хронология событий, присущая обеим церквям: Великий раскол; ереси, отрицающие иконы, церковную иерархию и т.д.; споры о нестяжательстве; раскол внутри церкви.
Можно подвести обобщающие выводы, проведя историческую параллель между церквями.
- Одной из главных причин появления и развития ересей в обеих церквях является социальный фактор, точнее говоря недовольство общества текущей обстановкой или принимаемыми решениями со стороны церковных иерархов.
- В обоих церквях ереси переходили из теологической плоскости в политическую.
- На церковных соборах церквей поднималась тема нестяжательства, т.е. проблема богатства монастырей, выражающаяся в наличии большого количества земель.
- Отличием исторической параллели Католической и Православной церквей является следствие споров о нестяжательстве. В России исследуемого периода в отличие от Европы богатство монастырей не вызывало массовых протестов бедных слоев населения. Спор иосифлян и нестяжателей был инициирован иерархами Церкви, а не народом, поэтому в истории Русской церкви не было раскола, связанного с проблемой богатства монастырей. В Европе наоборот спор о нестяжательстве монастырей был вызван нарастающим недовольством бедных слоев населения, поэтому Католическая церковь была вынуждена реагировать.
Петр Васильевич Арронет, финансовый и церковный аналитик
14. Ответ на 13, Vladislav:
Без понимания, что католики еретики, невозможно понять и принять сердцем, что они все являются носителями противного духа - духа хулы на Святой Дух. Поэтому не надо говорить, что католики нам братья по духуи тоже веруют в Святую Троицу. Если крещеные в православии являются новителями Спасительной Благодати дара Духа Святого, то мы так и говорим: "Русский православный народ - народ Богоносец", что нельзя сказать о католиках, до момента его письменного покаяния, миропомазания и отречения от католических ересей через крещение в православии. Через миропомазание покаявшийся католик получает печать Дара Духа Святого и становится полноправным членом Апостольской и Единственной в этом падшем мире Церкви Христовой.
Уважаемый Владислав, Вы утверждаете, что католицизм не является ересью, а есть раскол, который случился в результате недопонимания латинян с восточной церковью. Это же утверждает и митрополит Иларион Алфеев в своих публичных ТВ интервью. Отвечу, что враги Христовы действуют скрытно, подменяя понятия, чтобы мы простые православные не догадывались о впрыснутом яде в православное духовно – нравственное предание. Латиняне были преданы анафеме в 1054 году в результате догматического расхождения и нарушения Догматов, утвержденных Семи Вселенскими соборами (ересь фелиокве). А анафема на старообрядцев в 17 веке и последующий раскол произошел в результате внутри обрядового искажения и он не затронул Догматы. Что касается раскола 17 века, мое личное мнение – была совершена грубейшая ошибка, вылившаяся в многовековое противостояние между православными и в ряд ли будет исправлена до Второго пришествия.
Поэтому католики являются еретиками, нарушителями Догматов – носителями противного духа хулы на Святой Дух и если не покаются, то эта хула не проститься им ни в этом, ни в будущем веке. Я с сожалением об этом говорю. С НАМИ БОГ!
13. Ответ на 12, Валерий:
12. Ответ на 8, E.O. : продолжение
Вот и вся правда. Примерно с 80 года, мы друг друга еретиками не считаем, значит в силу этого автоматически, они признают действия Таинств у нас, а мы автоматически, не считая их еретиками, признаем таинства Благодатными у них. И это объявлено ОТКРЫТО и без стеснения, но у нас пока нет между собой общения, т.е. пока вместе не служим. А что мешает исполнить последнюю часть о совместном церковном служении? А мешает Православный русский народ – Богоносец, который в силу своего исторического, наследственного самосохранения и воспитания на протяжении прошедшего тысячелетия, не может понять, что католики «перестали» быть для нас еретиками. Вот мы оказывается какие «тупые и отсталые», что католики нам уже и не враги Христа:) А то, что русский народ считает католиков еретиками – это заложено в нашем сознании, благодаря святым отцам Церкви Христовой и их священным преданием. Но некоторые наши пастыри так не считают, а значит, ересь, осужденная в 1054 году, как Фелиокве – ересью для них не является, а значит и Дух Святой, исходящий от Сына, есть православное учение. Получается так. Как в народе говорят: «Приехали». Но мы простые миряне об этом не понимаем, об этом не слышим и чаще всего нам до всего этого дела нет, а процесс идет и идет семимильными шагами. С одной стороны развивается экуменизм, где во ВСЦ участвуют почти все православные поместные церкви, кроме двух, Грузинской и Болгарской, которые обличая остальных православных, вышли из этого шабаша, посчитав, что эта организация еретическая, что святые отцы обличали экуменизм, как ересь ересей, что совместные молитвы с еретиками – это отступление от церковных законов, что нельзя миру вместе с еретиками проповедовать Евангелие, когда у нас и у них разное понимание Евангельской проповеди. С НАМИ БОГ!
11. Ответ на 8, E.O. :продолжение
10. Ответ на 8, E.O. :Объединение с католиками и признаки антихриста
9. Ответ на 7, Vladislav: Католики -еретики! Они хулители Духа Святаго!
8. Ответ на 6, Валерий:
Да, как же не ёрничать, любезный, если Вы далеко не первый в длинном списке тех, кто предрекая неотвратимый и незамедлительный приход антихриста на основании обстоятельного изучения Священного Писания и ответов там содержащихся, сами неотвратимо и незамедлительно садились в лужу? А Вы опять на те же грабли!
7. Ответ на 6, Валерий:
6. Ответ на 5, E.O. : Католики - еретики! Они хулители Духа Святаго!
5. Ответ на 3, Валерий:
Так же как в 1492 году.
В 1492 году мир не был готов технически к исполнению пророчеств Иоанна Богослова.
Сегодня мир и технически и духовно готов к принятию начертания и приходу антихриста. Только слепой и спящий этого не видит. С НАМИ БОГ!
Интересно, какой по счету это будет приход антихриста (из тех, что в этот раз-то уж точно! ), который сорвался?