Как сообщалось, президент Армении Армен Саркисян заявил, что уходит в отставку. «Я долго думал, решил уйти с поста президента республики после активной четырехлетней работы», - говорится в заявлении Саркисяна, размещенном на его сайте.
Своё решение он объяснил тем, что «у президента нет необходимых инструментов для воздействия на коренные процессы внутренней и внешней политики в это непростое для страны и народа время». И вновь озвучил идею конституционной реформы для наделения президента властными полномочиями.
При этом Саркисян высказал весьма опасную идею привлечения «известных специалистов диаспоры к управлению государственными институтами на исторической родине», что может поставить Армению под управление внешних сил, прежде всего, США и Франции, где существуют весьма влиятельные армянские диаспоры.
О подоплёке отставки президента Армении рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» кандидат философских наук, ответственный секретарь и член Президиума Академии геополитических проблем Араик Оганесович Степанян:
Личность Саркисяна была не заметна в общественно-политической жизни Армении. По новой конституции президент фактически не имеет никаких полномочий.
Саркисян был представителем англо-протестантской элиты и продвигал интересы английской элиты в Армении.
И вся его деятельность заключалась в завязывании отношений со странами британской колонии. Например, «правильные отношения» с Арабскими Эмиратами и т.п. Поэтому его деятельность была нулевой. И в мирное, и в военное время оказался очень слабой фигурой.
Тут нужно понять, что его подбирал для себя предыдущий премьер.
Практика показала, что такая форма правления абсолютно неэффективна. Премьер-министр и президент плохо взаимодействовали, друг друга не информировали о своей деятельности, каждый делал свое дело...
Дошло до того, что президент Армении во время подписания соглашения о прекращении огня 9 ноября 2020 года даже был не в курсе, что премьер готовится подписать такой документ. Иными словами, президент даже может быть не информирован о том, что премьер-министр собирается подписать какой-то запрет. Такая абсолютная отчужденность друг от друга двух ветвей власти сложилась в Армении.
И по всей вероятности Саркисян понял, что статус президента у людей вызывает ассоциации, что надо спрашивать с него, при том, что у него нет никаких полномочий. Он сделать ничего не сможет, его старания по привлечению бывших британских колоний ничего не дали и не могли дать.
Поэтому он решил уступить во внутриклановой борьбе. Может быть, у него есть другие планы на будущее. А у местной элиты были, вероятно, другие планы на будущее. Хотя это старая элита, которая в общем-то уже уходит с политической сцены.
А теперь приходит уже новое поколение армянской элиты. Будет ли оно лучше, чем старая элита, прогнозировать я не могу. Потому что никаких новых предложений для Армении у них нет. Одни имеют одну политическую модель, исходящую с Запада, другие другую модель, но тоже прозападную.
Поэтому я ничего особенного не жду после отставки Саркисяна, потому что не жду ничего от любого другого кандидата в президенты...