К Ефремову меня приобщала в середине 80-х одна достаточно продвинутая и авторитетная в то время для меня девушка, объяснявшая, что «гетера – это вовсе не б…, а именно продвинутая гармонично развитая женщина, с которой интересно интересным людям» и т.д. Это когда речь шла о «Таис Афинской». Когда же речь заходила о «Лезвии бритвы», то подразумевалось, что «думающий и желающий развиваться человек не может мыслить так плоско, как комсомольцы-атеисты, но и церковь – это для бабушек. А думающий и желающий развиваться человек должен быть буддистом».
До «Часа Быка» дело тогда не дошло, хотя перестройка уже бушевала вовсю. Тогда эту книгу было не достать, переиздали её уже тогда, когда я изучал литературу другого рода. «Устав караульной службы и т.д.» Потом долго было не до Ефремова, а вот недавно, на очередной волне всеобщего интереса к антиутопиям, решил прочитать.
Книга считалась запрещённой, ибо там коммунистическому раю отечественной планеты противопоставлялся тоталитарный ад планеты, на которую некогда переселились земляне (видимо, китайцы, поскольку в тайном архиве главгероиня обнаруживает маркированные иероглифами всяко-разные артефакты). Но, видимо, намёк на то, что к тоталитарному аду приводит неправильный вектор развития социалистических идей, исповедуемый китайскими коммунистами, оказался малоубедительным. И, как гласит канонический литературоведческий канон, советские идеологи якобы увидели карикатуру на социализм вообще, и книгу сделали полузапрещённой.
Возможно, прочти книжку в перестроечное время, я бы тоже воспринял её как мужественную фигу в кармане широких штанин Ефремова. Но книжку прочитал гораздо позже, и обратил внимание совсем не на тоталитарный ад, а на то, что нашему великому утописту мнилось в качестве «коммунистического рая».
Сомневаюсь, чтобы Леонид Ильич когда-нибудь стал бы утруждать себя чтением этой социальной философии, но вполне вероятно, что с содержанием главного труда Ефремова ознакомились люди, хорошо чувствующие настроения наверху, и этот самый главный труд отправился на полку.
И, скорее всего, не по причине того, что карикатура не понравилась. Скорее всего, не понравилась именно «икона», идеальный образ «коммунистического будущего».
Ну, судите сами. Наши вожди эпохи «доброго царя Леонида» всерьёз намеревались строить социализм с человеческим лицом (пишу без кавычек). Чтобы идейный и экономический аппарат государственного капитализма мог позволить людям и колбаски покушать, и над фильмами Гайдая посмеяться, и на фигуристок полюбоваться, и дачкой обзавестись, а то и «Москвичём».
А что проповедует Ефремов?
Какая-то Эра Соединённых Рук. Контроль за развитием личностей с пелёнок. Интернаты – начиная с «нулевого цикла развития». Женщины-коммунистки не могут себе позволить подвергаться харассментам (слова тогда не было, но тему Ефремов уже подготавливал); не должно было позволяться «недисциплинированное деторождение»; и вообще, женщина должна была развиваться, занимаясь изучением трудов теоретиков марксизма, йогой и эротическими и прочими магиями.
Вот критики у нас любят бранить нашего брата, непродвинутого читателя, дескать, «увидеть у Ефремова эротизм мог только человек эпохи перестройки, у которого мозги соответствующим образом были сдвинуты. А на самом деле…»
А что «на самом деле»?
На самом деле там что-то объяснялось про то, что есть, дескать, эротика, которая у скотообразных мужланов включает неправильные эмоции, а у продвинутых немужланов – включаются эмоции правильные. Высокоэстетические. Видимо, под немужланами продвинутыми подразумеваются либо евнухи, либо гомосексуалисты. Либо, кто настолько привык к пляскам голых танцовщиц, что уже воспринимает эти пляски просто как демонстрацию отточенности движений и ухоженности фигур.
Вот такой коммунизм.
Да, само собой, одной из тем был экологизм. На планете плохих тоталитаристов экология была уничтожена «недисциплинированным деторождением», а также отсутствием агрокультуры. Зато в коммунистическом типа раю в этом смысле всё было наоборот, замечательно.
Женщины – как указывалось выше – не заморачивались недисциплинированными деторождениями и вообще семьями, но… см. выше. С экологией было всё на контроле. Питание тоже синтезировалось на основе искусственных белков и т.д.
Да, чем занимались женщины, мы вкратце отметили. А чем занимались мужчины? Ну, помогали женщинам-жрицам поддерживать такое положение вещей, время от времени любуясь их плясками. Видимо, созерцанием сублимировалось отсутствие возможности недисциплинированного обладания.
И как вы думаете: понравилось бы всё это нашему доброму царю Леониду? Такая перспектива?
А вам, ув. читатель, понравилось бы такая перспектива?
Если да, то – пожалуйста, в Америке «проснувшиеся» уже практически уничтожили традиционную культуру. Ясное дело, во имя всего светлого, прогрессивного, феминистичного и экологичного.
Всего того, что воспевалось в главном труде безбожного эко-коммуниста Ивана Ефремова.
П.С.
Безбожие не только в том, что Христианство этот коммунистический утопист презирал (в отличие от, скажем, буддизма). А в том, что мирок, выдуманный им, будет взращивать в своих жителях такую лютую гордыню, что Духу Святому гарантированно в этих душах места не будет.
Павел Вячеславович Тихомиров, помощник главного редактора «Русской народной линии»
132. Воровство стало праведностью?
Творчество Ефремова — это единый мир кристальной чистоты, насыщенный глубочайшей внутренней логикой. Прежде чем всецело посвятить себя писательскому труду, Иван Антонович накопил глубокие познания в области биологии, геологии, палеонтологии, приобрел бесценный практический опыт, написал множество научных работ. Мировоззрение ученого-естественника, убежденного материалиста задавало точный вектор его фантастическим произведениям, далеким от пустопорожнего фантазерства. Полновесностью и энциклопедичностью идей Ефремов резко выделяется из общего ряда писателей-фантастов.https://t1p.de/vueo
131. Павел Тихомиров
130. Ответ на 128, В.Р.:
129. Ответ на 128, В.Р.:
У пантеизма есть 2 крайности:
- Акосмический пантеизм. Это когда Творец растворяется в творении, но на самом деле нет никакого, якобы творения, но есть иллюзия, обусловленная неединством. Ну, разнообразные индуизмы именно об этом.
- Атеистический космизм. Это когда Творец растворяется в творении, но Его больше нет, Он весь растворился в творении, отсюда различные магические мировоззрения, мистический материализм. (Космизм с его идеей ноосферы - именно отсюда). А самой примитивной формой материализма является материализм уже совсем немистический, МЛФ.
Учитывая то, что современный человек мыслит категориями магическими, ибо примитивный материализм вроде как считается не ком иль фо, а религия, это не для наших современников, мнящих себя "ницшами", (вера, типа, "для бабушек"), учитывая всё это - скушают мистический материализм, вера в некую такую вульгаризированную и распиаренную версию которого может заповедовать нечто типа того, что "для поддержания гармонии во Вселенной необходимо соблюдать весь этот "фэн-шуй" и помнить о своём месте". Китайцы, кстати, могут тут подсуетиться, учитывая их растущую роль, и интерес наших дурачков ко всему, исходящему от этих драконопоклонников.
128. Ответ на 126, Павел Тихомиров:
кмк там все еще стадия полной каши: мешаются чувственные мотивы (типа перенос любви к домашним котикам на диких зверей и сельхозживотных, дегуманизация любителей цирка и конечно охотников), экошные (за которыми рацио), конечно еще и пантеизм Вами упомянутый, или то что в него потом превратится (интересно, как должен выглядеть материалистический пантеизм, когда созреет?))), ну и отдельно стоящая тема про сознание у некоторых видов. В свое время думал над этой кашей, сходу пришла в голову простая идея классификации: (*) родство, то есть не-убийство обосновывают обожествлением жизни, материальной жизни конечно, самый первый вариант - через пантеизм, вариант два, менее вероятный - через родство с человеком в дарвинистском духе. Этот второй вариант менее вероятен по причине вытестения самого понятия родства из человеческой сферы, от ненужности генеалогии в нашем типе экономики (**) через подобие, но только для видов с сознанием. Тут есть как атеистический вариант, не берусь в деталях предсказать какой именно, так и религиозный - на основе Богоподобия любой личности. Этот второй вариант конечно имеет много красивых идейных плюсов, но он совершенно непрактичен тк сознание по-видимому есть только у не самых хозяйственных видов - таких как дельфины, гоминиды, слоны и вороны. Таким путем можно запретить индусам эксплуатировать слонов, выпустить всех косаток из океанариума, но на потребление говядины очевидно никак это не влияет тк у коровы личность никакими исследованиями пока не нашли )) Но по-видимому, этот вариант (**) уже почти на мази, тк он на порядки рациональнее, чем оживление пантеизма и хозяйственно не особо болезнен.
127. гуманизм в развитии
126. Ответ на 123, В.Р.:
Уж во всяком случае гораздо менее значимой будет объявлена человеческая жизнь, чем, скажем, жизнь заповедного животного, нпр., панды.
Как показывает практика, у идейых людей отключается даже элементарное чувство самосохранения Тем более, когда это отключение воспринимается в качестве священного акта самопожертвования. Я тут не хочу показаться циничным таким ниспровергателем самопожертвования как такового. Ибы воспитанные соответствующим образом совесть и трезвомыслие нам как раз в числе прочего и даны для того, чтобы понимать6 ради чего стоит жить, а ради чего не жалки и помереть... Но в целом, думаю, Вы поняли ход моих мыслей: вполне можно в рамках зелёной повестки и общего отката от христианства впарить какую-нибудь новодельную философию пантеистическую.
125. Ответ на 122, В.Р.:
Вполне пиар. Но непонятно, что из этого доходило до 90% сельских жителей.
Особенно в условиях отсутствия телевидения и Интернета. Но выше головы не прыгнешь.
124. Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
123. Ответ на 121, Павел Тихомиров:
Ну вполне предвосхищая мир, где у каждой коровы будет свой адвокат )) Интересно, что видится тут основой. Современная гуманистическая догма ставит в центре человека, и без добавления новых общепонятных аксиом это все невозможно на любые виды расширить. Но уже есть толпы зоозащитников, у которых зашкаливают эмоции, и между собой они вполне рассуждают "нам свинок, который пожирают вот эти дикари, более жалко, чем их детей, понарожали блин". Но эмоции нельзя поставить в основу теории. Есть например интересный подход - распространить только на виды, у которых подозревают сознание, типа китообразных и приматов. По кр. мере тут в основе идея нематериального плана. Наконец, вот мы тут рассуждаем о "сути", но для кого-то "суть" может быть совсем в ином - передать действие "убийство" тн "специально обученным людям". Да, как Вы описали, что мол сие уничтожит агрессию. Но почему это должно уничтожить агрессию? Она примет иные формы. Да та же ненависть "продвинутых" к "архаичным" по сути является огого какой недетской агрессией. "Образованный горожанин" описывает "животного гопника" в форме, каковую любой эксперт признает хейт-спичем, только что под 282 это не попадает. Это тонна вообще никак не прикопанной ненависти, богатый человек последних 100 лет обычно не говорил так о бедном и зависимом народе. Это можно сравнить с классикой "Мужики что злы и грубы.." - разве что.