Недавно Римский папа, садясь в самолёт, заявил о том, что собирается приехать в Москву и встретиться с Патриархом Кириллом, который по его словам теперь «тоже путешествует, кажется, в Финляндию».
При этом Папа Римский покровительственно заявил, что к нему приедет Иларион. Не митрополит Иларион, а просто так – Иларион. Панибратство, на мой взгляд, оскорбительное для председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Высокопреосвященнейшего Илариона, митрополита Волоколамского.
Мало нам ковида, так еще и Папа к нам пожаловать хочет. Вспоминается поэма, посвящённая походу Магнуса II против новгородцев. Такой был ответ новгородцев на посольство Магнуса с предложением объединиться в единой католической вере:
«Славный Магнус, повелитель свеев
И мурманов, и иных племён!
Ты зовёшь вражду навек развеять,
И за то – земной тебе поклон.
…
Вот на том давай и помиримся.
Только нам, пожалуй, ни к чему
Принимать к себе монахов римских –
Лучше нам в свой край пустить чуму...».
А тут не просто монах-иезуит, тут Папа Римский. Чума вкупе с ковидом, с птичьим и свиным гриппом вместе взятые.
400 лет назад католические монахи и священники побывали у нас в Москве во время Смутного времени. Мы помним, чем это кончилось для России: гибелью половины её населения, сожжёнными городами, церквями и монастырями.
200 лет назад добрые католики также побывали у нас в Кремле, и мы тоже помним, чем это кончилось: выжженной Москвой, порядка миллиона погибших (вместе с заграничными походами) и страшными неописуемыми страданиями.
Скоро мы отмечаем 80-летие того события, когда немецкие, итальянские, французские, австрийские и иные католики тоже, так сказать с «дружескими», «миссионерскими» и «братскими» целями пожаловали в Россию. Следствие известно — 27 миллионов убитых.
Ничего не изменилось, тот же самый Drаng nach Osten.
Надеюсь, что у Святейшего Патриарха Кирилла найдётся достаточно мудрости не приглашать Папу Франциска, потому что общение Пап с высшими руководителями страны каким-то образом фатально ведёт к крушению российской государственности. Например, Горбачёв встретился с Папой, после чего рухнул Советский Союз. А ранее Николай I встретился с Папой в Риме, после чего разыгралась тяжёлая и неудачная для нас Крымская война. Здесь есть роковая закономерность.
Встреча с Папой в Гаване вызвала очень серьёзные нестроения и серьёзный раскол, когда целый ряд искренне верующих людей, в том числе церковнослужителей, увы, ушли из Церкви. Одним из самых неприятных воспоминаний моей жизни стало собрание общественности в Санкт-Петербурге 6 марта 2016 года, вскоре после Гаванской встречи. Когда я заикнулся было о том, что святейший Патриарх Кирилл всё равно остаётся для нас духовным отцом, то энная часть присутствующих закричала: «Нет!». Не дай Бог, если всё это повторится вновь. Святейший Патриарх Кирилл – человек мудрый и, надеюсь, он не станет наступать на одни и те же грабли.
В завершение напомню случай екатерининских времен. Екатерина II захотела выйти замуж за графа Орлова, но граф Никита Панин в лицо сказал ей: «Императрица всероссийская может делать всё что захочет, но дворянство российское никогда не признает госпожу Орлову императрицей всероссийской».
Протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии
2. В живых кто есть?
1. Где наш «Панин» и «дворянство»?
Судя по встрече в Гаване и намерении ОВЦС и папы провести вторую встречу, что-то в это мало верится. Почти всех их папа уже подмял что-ли здесь и глаза свои и рты на происходящее закрыли, и православную веру тем самым предали?