Нерв «Белорусского вокзала» - одного из лучших фильмов о войне, война в котором не показана – сцена встречи ветеранов, совершенно не запланированной, дома у Раи; и песня, исполняемая ей, её голос словно взрывали сознание поколений, заставляя их вибрировать тем, что ныне – под воздействием многолетней блокады прагматизма и эгоизма – почти не работает в умах и душах.
Нина Ургант прожила долгую жизнь, избыточно насыщенную гроздьями ролей…
«Я родом из детства» и «Сыновья уходят в бой», Открытая книга» и «Дни хирурга Мишкина»…
Разнообразный космос работ, всегда прошитый замечательными, золотыми импульсами индивидуальности, актёрской яркости; и голос, чьи модуляции отличались гибкостью и повышенной выразительностью, не спутать ни с чьим.
Актёр - во многом голос…
Н. Ургант – из семьи офицера, много ездившего с детьми по стране; потом отец ушёл на восток с отступавшими частями, а семья осталась на оккупированной фашистами территории; девчонкой Нина убегала от облав полицаев, детей часто прятала дворничиха…
Не забывается.
По освобождении Даугавпилса Нина вернулась в школу, участвовала в школьных спектаклях, читала со сцены стихи: зажигалось актёрство в душе, вектор, определивший жизнь, мерцал уже тогда.
Она поступила в Ленинградский театральный институт имени А. Островского, а театральная карьера началась в театре Ярославля, где место ведущей лирической героини было для неё естественным.
Особая нежность своеобразным ореолом овевала актрису: это чувствуется даже в «Белорусском вокзале», и жёсткие аккорды правды не мешают тому.
В «Ленкоме» Ургант выступает в главных ролях: темпераментно, переполненная жизненной плазмой, которой, пропустив оную сквозь фильтры мастерства, делится со зрителем: щедро, как июльский ливень.
Пьесы Розова, Радзинского; Лушка в «Подлинной целине» - роскошь народной правды словно воплощена ею.
И кино, кино…
Она дебютирует в мелодраме «Вступление», и образ матери, сотканный актрисой из дара, опыта и мастерства, врезался в память: или – входил в неё нежными волнами умной стойкости и несомненной силы.
Последняя роль Ургант в кино – Ошкинчиха в картине «Азиат».
…и сияет вновь и вновь сцена из «Белорусского вокзала»: такая естественная, сурово-нежная, живая; такая, что время не сможет покуситься на судьбу актрисы, навечно остающейся в русском актёрском пантеоне.
Александр Львович Балтин, член Союза журналистов Москвы