Творческое сотрудничество не подразумевает измерение долей: кто превалирует, чьи идеи основополагающие: думается, долгое и плодотворное сотрудничество Владимира Наумова и Александра Алова было равноправным.
Владимир Наумов ушёл: представитель мощной школы советской кинорежиссуры, мастер, чьё имя будет ассоциироваться со многими яркими лентами.
Смертельно больной, болезнью, словно цепями скованный Павка, вспоминает гирлянды собственной жизни, отданной общему делу: так строился фильм «Павел Корчагин» - вторая экранизация знаменитого романа, и вторая же совместная работа режиссёров.
Иван Пырьев приглашает их на «Мосфильм», и первый же совместный фильм – «Мир входящему» - получает несколько кинопремий.
Сквозь жестокую правду рассказанной истории лучится энергия добра и сострадания: только что выпущенный из училища лейтенант Красной Армии прибывает в Берлин за несколько дней до капитуляции.
В развалинах солдаты находят беременную немку, и командование, решив помочь ей добраться до госпиталя, отправляет сопровождающим именно этого молодого офицера: словно одновременно желая уберечь его от возможной гибели в самом конце войны.
Тема всеобщности и глобальности сострадания раскрывается и дальше, когда повзрослевший главный герой вместе с солдатом-американцем помогает немке добраться в безопасное место.
Был великолепен «Бег» - экранизация булгаковской пьесы, исполненная Аловым и Наумовым вся в драгоценных гирляндах юмора и трагизма: так тонко спутываются эти волокна, так жутко кроятся, но и строятся жизни…
Фейерверк ролей, как и в «Тегеране-43» - формально политическом детективе, по сути – драме, исследующей корни человеческой души.
А.Алов умер давно, но В.Наумов продолжал снимать фильмы.
Они шли замечательной и значительной чередой: наполненные плазмой жизни, доказывающие сколь высоко должно звучать искусство кино, помогая росту и взрослению душ, помогая постижению истин, столь отстранённых от нас ныне соблазнами и мельканьями современности.
Александр Львович Балтин, член Союза писателей Москвы