Одно из ярких проявлений жизни современного общества – дефицит времени. Расхожее бытовое мнение: «Как быстро летят дни, месяцы, годы!» – усугубляется явным ощущением ускорения хода времени. Среди учёных даже распространилось утверждение, что сутки субъективно сократились с 24-х до 16-ти часов, т.е. мы как бы «потеряли треть времени». Ироничный совет: «Надо между делом – и делом заниматься!» опровергается типичным сетованием: «Не успеваешь одно, как не успеваешь другое». Всё это о том же – об ускорении времени.
Вообще, в субъективном сознании время имеет двойственный характер: иногда оно бежит стремительно, а порой тянется страшно медленно, – в зависимости от состояний и занятий человека. Занят делом – время бежит быстро, бездельничаешь, скучаешь или ждёшь чего-то – стрелки часов будто замирают. Типичный пример: в начале посещений храма многие томятся: как долго идут молитвы и пение… А потом, при более глубоком воцерковлении, даже порой удивляются в конце службы, как быстро пролетело время!
В Библии о времени упоминается более 600 раз. Известные изречения Екклезиаста также указывают на двойственность времени: время делать то, но и время делать обратное – «время разрушать, и время строить; … время разбрасывать камни, и время собирать камни; … время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать» (Еккл. 3: 3-6). Ясно, что строить дольше, чем разрушать (ломать – не строить), и собирать камни тоже не проще, чем разбрасывать. И искать приходится обычно долго, тогда как теряем мы – зачастую одномоментно. Также и бросаем обычно быстро и сразу, а сберегаем – долго и старательно.
Но, тем не менее, в наши дни почти все явно ощущают нарастание темпа времени, и многие задумываются: а в чём же причина его ускорения? В научных кругах выдвигаются различные гипотезы. Например, одни говорят, что не так давно (около 1990-2010 гг.) Земля прошла сквозь мощную энерго-информационную волну, пришедшую из глубин Вселенной и ускорившую время на нашей планете. Другие считают, что внутренние геомагнитные и тектонические процессы сместили земную ось, и это стало причиной. Существуют и другие, в основном, физические толкования причин.
Нам же представляется, что одними лишь материальными факторами ускорение времени не объяснить. Несомненно, и иные, метафизические, сверхматериальные причины также должны действовать в мире. Святой Нил Мироточивый Афонский (†1651) предсказывал о приближении кончины мира: «День будет вращаться как час, неделя — как день, месяц — как неделя и год — как месяц. Ибо лукавство человеческое сделало то, что и стихии стали напряженными, начали еще более спешить и напрягаться».
Лукавство человеческое… В раннем детстве лукавства пока нет, маленький человек ещё не успел накопить грехов, тогда как чем взрослее человек, тем с каждым годом багаж его грехов всё больше тяжелеет. И это всё уже отчётливо проявляется на уровне и отдельных людей, и конкретных общественных организмов. Следовательно, время объективно и субъективно ускоряется тогда, когда увеличивается скорость накопления грехов человеком и обществом в целом.
Наш старец архимандрит Иоанн Крестьянкин также говорил по этому поводу: «Изменился и строй жизни, и её ритм. Мы, очень многие, помним, как существовали лет шестьдесят тому назад границы во времени: было утро, полдень, день, вечер. Всему было свое время, будто кто-то медленно, тихо, благоговейно вращал стрелку времени по циферблату часов. Где это все ныне? Теперь этого нет! Встаем чуть свет, отходим в полночь ко сну — и всегда должниками в том, что мы не исполнили и малой части того, что нам надлежало исполнить. Кто в этом виноват, кому предъявить счет? … А не надо ли нам сегодня, дорогие мои, вспомнить об обещанной к концу времен скоротечности времени, когда ради избранных будут сокращены дни земного странствования живущих (Мк. 13: 20)? И год тогда будет, как месяц, месяц — как неделя, неделя — как день, день — как час и час — как минута. Слова об этом были сказаны давно как пророчество о последних временах (Мф. 24: 22). Не убедились ли мы в истинности каждого слова Священного Писания сегодня, когда эти слова стали уже жизнью?».
По воле Господа будут сокращены дни земного странствования, т.е. страданий — ради избранных. Но сейчас остальные — неизбранные — делают всё, чтобы время ещё более ускорилось — и отнюдь не для уменьшения страданий, а наоборот — вследствие роста напряжённости, суеты, вражды, лжи, неуверенности, страха, потребительства, стяжательства, пропаганды извращений и т.п. — в общем, массы современных грехов.
Многие люди мыслят часто так: я никого не убивал, никого крупно не обманывал и не обворовывал, за мной смертных грехов нет, мне беспокоиться особо не о чем. Но эти люди забывают, что мелкие грехи постепенно накапливаются и увеличивают вес тяготеющего над нами времени. А самый главный вес времени составляют общественные грехи, накапливаемые основной частью общества. И каждый член общества находится в поле действия большого числа общественных грехов, так же, как и грехов собственных.
На примерах современной жизни наиболее крупных человеческих цивилизаций (западноевропейской, североамериканской, китайской, индийской, африканской) эта увеличивающаяся скорость накопления личных и общественных грехов весьма отчётливо просматривается, появляются то и дело качественно новые грехи, которые быстро становятся модными. Достаточно вспомнить события в США последних 5-6 лет, а в России — время перестройки.
Для конкретики приведём только два примера (хотя их — очень много):
1) похороны в США уголовника уличного пошиба, как национального героя, в золочёном гробу;
2) всесторонняя помощь более чем ста американским и другим религиозным сектам, в том числе и экстремистского толка, перестроечным правительством Петербурга для получения ими прав и возможностей по ведению своей агитации и пропаганды среди нашего населения.
Невозможно одновременно пить чашу Господню и чашу бесовскую; быть участником трапезы Господней и бесовской, всё это в итоге приводит к общественной шизофрении.
Апостол Павел говорит в Первом послании к коринфянам (15: 31-40): «Я каждый день умираю; свидетельствую в том похвалою вашей, братья, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем… Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога… Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных».
Смысл человеческой смерти в том, чтобы перейти от жизни временной и грешной к пажити — жизни безгрешной и вечной. К этому надо готовиться. И эта подготовка является одной из давних особенностей российского традиционного общества и его культуры.
С помощью имеющегося у людей чувства времени можно определить меру греха и человека, и общественного организма. Если ускорение времени чувствует всё более значительная часть общества, это значит, что всё больший всеобщий грех захватывает общественное тело и душу. Святой Русской Православной Церкви Паисий Величковский неоднократно высказывал такую мысль: чем душа и мудрость больше остаются на земле и в суетном времени, тем они больше мельчают в своей сущности, если не применять меры защиты.
Один из способов защиты — это чистка своего времени. Например, монашеское смирение есть смирение своего времени и овладение им для очищения. Вот некоторые конкретные шаги по смирению (чистке) своего времени:
1. Не принимать всё, что отнимает от вас вашу искренность и доброту.
2. Противостоять неправде, разврату, аморальным наклонностям, праздности, показухе, разнузданности.
3. Гнать от себя желчный смех, глупый смех, ядовитую улыбку, сарказм, потребность бездоказательно обвинять.
4. Очищать свою душу молитвой и постом.
5. Укреплять свою способность к принятию, терпению и выносливости жизненных трудностей. Через выносливость приходит сила и жизнерадостность.
6. Радость должна исходить от вашей души и ума.
7. Пусть ваша жизнерадостность утоляет жажду высохших умов, а ваши улыбки и доброта воскрешают жизнь в высохших душах.
8. Не давать наглеть лицемерию, позёрству, высокомерию, самомнению.
9. Распространять доброту и любовь Евангельского слова. Слова, которые насыщены искренностью, жизнерадостностью, верой, убеждённостью, волей, бывают сильнее всего. Искренние слова и утверждения, произносимые проницательно с чувством и волевым усилием — сильные носители Христовой истины.
10. Нет ничего более великого, более могущественного, чем Бог. Его мощь неизмеримо больше, чем силы вашей души и ума. Поэтому всегда надо уповать на помощь Божию и верить в Неё! Бог помогает тем, кто помогает себе и другим.
11. Человек никогда не может точно сказать, когда он начнёт выздоравливать и освободится от греха. Поэтому никогда не надо намечать точные сроки, но действовать, верить и молиться. Безверие не даёт возможности наладить боголюбивые связи с Богом. Требуются вера, молитва, терпение, чтобы укрепить ослабленную волю, воображение и добрые связи в уме и душе, укротить вредные привычки.
12. Причащаться святых Христовых таинств (а частоту причастий можно обсудить со своим духовником, наставником или, в крайнем случае, с более опытными людьми.
Из псалма 115-го: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? Чашу спасения прииму и имя Господне призову. Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его».
Геннадий Дмитриевич Колдасов, кандидат технических наук, ветеран-блокадник
Никита Иванович Поздняков, православный публицист, капитан 1 ранга в отставке, координатор гражданской инициативной группы «Морской Санкт-Петербург»