Время и грех

В личном плане и в общественном бытии

0
1321
Время на чтение 7 минут
Фото: pixabay.com

Одно из ярких проявлений жизни современного общества – дефицит времени. Расхожее бытовое мнение: «Как быстро летят дни, месяцы, годы!» – усугубляется явным ощущением ускорения хода времени. Среди учёных даже распространилось утверждение, что сутки субъективно сократились с 24-х до 16-ти часов, т.е. мы как бы «потеряли треть времени». Ироничный совет: «Надо между делом – и делом заниматься!» опровергается типичным сетованием: «Не успеваешь одно, как не успеваешь другое». Всё это о том же – об ускорении времени.

Вообще, в субъективном сознании время имеет двойственный характер: иногда оно бежит стремительно, а порой тянется страшно медленно, – в зависимости от состояний и занятий человека. Занят делом – время бежит быстро, бездельничаешь, скучаешь или ждёшь чего-то – стрелки часов будто замирают. Типичный пример: в начале посещений храма многие томятся: как долго идут молитвы и пение… А потом, при более глубоком воцерковлении, даже порой удивляются в конце службы, как быстро пролетело время!

В Библии о времени упоминается более 600 раз. Известные изречения Екклезиаста также указывают на двойственность времени: время делать то, но и время делать обратное – «время разрушать, и время строить; … время разбрасывать камни, и время собирать камни; … время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать» (Еккл. 3: 3-6). Ясно, что строить дольше, чем разрушать (ломать – не строить), и собирать камни тоже не проще, чем разбрасывать. И искать приходится обычно долго, тогда как теряем мы – зачастую одномоментно. Также и бросаем обычно быстро и сразу, а сберегаем – долго и старательно.

Но, тем не менее, в наши дни почти все явно ощущают нарастание темпа времени, и многие задумываются: а в чём же причина его ускорения? В научных кругах выдвигаются различные гипотезы. Например, одни говорят, что не так давно (около 1990-2010 гг.) Земля прошла сквозь мощную энерго-информационную волну, пришедшую из глубин Вселенной и ускорившую время на нашей планете. Другие считают, что внутренние геомагнитные и тектонические процессы сместили земную ось, и это стало причиной. Существуют и другие, в основном, физические толкования причин.

Нам же представляется, что одними лишь материальными факторами ускорение времени не объяснить. Несомненно, и иные, метафизические, сверхматериальные причины также должны действовать в мире. Святой Нил Мироточивый Афонский (†1651) предсказывал о приближении кончины мира: «День будет вращаться как час, неделя — как день, месяц — как неделя и год — как месяц. Ибо лукавство человеческое сделало то, что и стихии стали напряженными, начали еще более спешить и напрягаться».

Лукавство человеческое… В раннем детстве лукавства пока нет, маленький человек ещё не успел накопить грехов, тогда как чем взрослее человек, тем с каждым годом багаж его грехов всё больше тяжелеет. И это всё уже отчётливо проявляется на уровне и отдельных людей, и конкретных общественных организмов. Следовательно, время объективно и субъективно ускоряется тогда, когда увеличивается скорость накопления грехов человеком и обществом в целом.

Наш старец архимандрит Иоанн Крестьянкин также говорил по этому поводу: «Изменился и строй жизни, и её ритм. Мы, очень многие, помним, как существовали лет шестьдесят тому назад границы во времени: было утро, полдень, день, вечер. Всему было свое время, будто кто-то медленно, тихо, благоговейно вращал стрелку времени по циферблату часов. Где это все ныне? Теперь этого нет! Встаем чуть свет, отходим в полночь ко сну — и всегда должниками в том, что мы не исполнили и малой части того, что нам надлежало исполнить. Кто в этом виноват, кому предъявить счет? … А не надо ли нам сегодня, дорогие мои, вспомнить об обещанной к концу времен скоротечности времени, когда ради избранных будут сокращены дни земного странствования живущих (Мк. 13: 20)? И год тогда будет, как месяц, месяц — как неделя, неделя — как день, день — как час и час — как минута. Слова об этом были сказаны давно как пророчество о последних временах (Мф. 24: 22). Не убедились ли мы в истинности каждого слова Священного Писания сегодня, когда эти слова стали уже жизнью?».

По воле Господа будут сокращены дни земного странствования, т.е. страданий — ради избранных. Но сейчас остальные — неизбранные — делают всё, чтобы время ещё более ускорилось — и отнюдь не для уменьшения страданий, а наоборот — вследствие роста напряжённости, суеты, вражды, лжи, неуверенности, страха, потребительства, стяжательства, пропаганды извращений и т.п. — в общем, массы современных грехов.

Многие люди мыслят часто так: я никого не убивал, никого крупно не обманывал и не обворовывал, за мной смертных грехов нет, мне беспокоиться особо не о чем. Но эти люди забывают, что мелкие грехи постепенно накапливаются и увеличивают вес тяготеющего над нами времени. А самый главный вес времени составляют общественные грехи, накапливаемые основной частью общества. И каждый член общества находится в поле действия большого числа общественных грехов, так же, как и грехов собственных.

На примерах современной жизни наиболее крупных человеческих цивилизаций (западноевропейской, североамериканской, китайской, индийской, африканской) эта увеличивающаяся скорость накопления личных и общественных грехов весьма отчётливо просматривается, появляются то и дело качественно новые грехи, которые быстро становятся модными. Достаточно вспомнить события в США последних 5-6 лет, а в России — время перестройки.

Для конкретики приведём только два примера (хотя их — очень много):

1) похороны в США уголовника уличного пошиба, как национального героя, в золочёном гробу;

2) всесторонняя помощь более чем ста американским и другим религиозным сектам, в том числе и экстремистского толка, перестроечным правительством Петербурга для получения ими прав и возможностей по ведению своей агитации и пропаганды среди нашего населения.

Невозможно одновременно пить чашу Господню и чашу бесовскую; быть участником трапезы Господней и бесовской, всё это в итоге приводит к общественной шизофрении.

Апостол Павел говорит в Первом послании к коринфянам (15: 31-40): «Я каждый день умираю; свидетельствую в том похвалою вашей, братья, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем… Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога… Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных».

Смысл человеческой смерти в том, чтобы перейти от жизни временной и грешной к пажити — жизни безгрешной и вечной. К этому надо готовиться. И эта подготовка является одной из давних особенностей российского традиционного общества и его культуры.

С помощью имеющегося у людей чувства времени можно определить меру греха и человека, и общественного организма. Если ускорение времени чувствует всё более значительная часть общества, это значит, что всё больший всеобщий грех захватывает общественное тело и душу. Святой Русской Православной Церкви Паисий Величковский неоднократно высказывал такую мысль: чем душа и мудрость больше остаются на земле и в суетном времени, тем они больше мельчают в своей сущности, если не применять меры защиты.

Один из способов защиты — это чистка своего времени. Например, монашеское смирение есть смирение своего времени и овладение им для очищения. Вот некоторые конкретные шаги по смирению (чистке) своего времени:

1. Не принимать всё, что отнимает от вас вашу искренность и доброту.

2. Противостоять неправде, разврату, аморальным наклонностям, праздности, показухе, разнузданности.

3. Гнать от себя желчный смех, глупый смех, ядовитую улыбку, сарказм, потребность бездоказательно обвинять.

4. Очищать свою душу молитвой и постом.

5. Укреплять свою способность к принятию, терпению и выносливости жизненных трудностей. Через выносливость приходит сила и жизнерадостность.

6. Радость должна исходить от вашей души и ума.

7. Пусть ваша жизнерадостность утоляет жажду высохших умов, а ваши улыбки и доброта воскрешают жизнь в высохших душах.

8. Не давать наглеть лицемерию, позёрству, высокомерию, самомнению.

9. Распространять доброту и любовь Евангельского слова. Слова, которые насыщены искренностью, жизнерадостностью, верой, убеждённостью, волей, бывают сильнее всего. Искренние слова и утверждения, произносимые проницательно с чувством и волевым усилием — сильные носители Христовой истины.

10. Нет ничего более великого, более могущественного, чем Бог. Его мощь неизмеримо больше, чем силы вашей души и ума. Поэтому всегда надо уповать на помощь Божию и верить в Неё! Бог помогает тем, кто помогает себе и другим.

11. Человек никогда не может точно сказать, когда он начнёт выздоравливать и освободится от греха. Поэтому никогда не надо намечать точные сроки, но действовать, верить и молиться. Безверие не даёт возможности наладить боголюбивые связи с Богом. Требуются вера, молитва, терпение, чтобы укрепить ослабленную волю, воображение и добрые связи в уме и душе, укротить вредные привычки.

12. Причащаться святых Христовых таинств (а частоту причастий можно обсудить со своим духовником, наставником или, в крайнем случае, с более опытными людьми.

Из псалма 115-го: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? Чашу спасения прииму и имя Господне призову. Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его».

Геннадий Дмитриевич Колдасов, кандидат технических наук, ветеран-блокадник

Никита Иванович Поздняков, православный публицист, капитан 1 ранга в отставке, координатор гражданской инициативной группы «Морской Санкт-Петербург»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Геннадий Дмитриевич Колдасов
«Третий Рим» и межэтнические отношения
Внешний мир не даст нам другого режима в экономике, кроме мобилизационного
09.01.2025
Рынок и русская правовая и духовная культура
В наше сложное и ответственное время власть должна быть на высоте ответственности и служения России и народу
23.09.2024
Колпак «Серебряного возраста» и дpyгие методы дрессировки
Необходима государственная идеология для обогащения душ и сердeц людей любовью к нашему Отечеству
10.09.2024
Жизненное пространство и духовная культура
Самомнение не является опорой ума, но является часто гарантом деградации
22.05.2023
Вариации на тему «Россия и Запад»
Американцы и англичане за последние 200 лет морально остались сами собой, теми же англосаксами, мыслящими предельно колониально
01.05.2023
Все статьи Геннадий Дмитриевич Колдасов
Никита Иванович Поздняков
Есть ли пределы вынужденной обороны?
Сейчас лишь 1% защищающихся оправдывают в случаях превышения самообороны
27.02.2025
Рассуждения о насилии и войне
Преодолеть психическое расстройство и укрепиться в истине всегда помогала и помогает наша православная вера
02.11.2024
Нацвопрос и либералы
Выступление на круглом столе «Межконфессиональное и межнациональное согласие»
01.10.2024
Бремя четырёхкратного греха
Если нагрешившие предки наши «не доросли» до покаяния – это должны сделать мы
18.07.2024
Великие примеры смирения, веры, надежды и любви!
В Евангелии есть два уникальных случая, когда Спасителю возражали люди, движимые глубочайшей верой в Него
06.03.2024
Все статьи Никита Иванович Поздняков
Последние комментарии
«Не будете рожать детей – исчезнете»
Новый комментарий от учитель
29.07.2025 03:24
«Мумия» от вообще-то православных
Новый комментарий от учитель
28.07.2025 23:42
Проект «Мумия» потерпел фиаско
Новый комментарий от Русский танкист
28.07.2025 23:35
Целились в «Мумию» – попали в Россию!
Новый комментарий от С. Югов
28.07.2025 21:21