В этом Евангелии — повествование об исцелении, которое стоит как бы в ряду «обыкновенных». Однако это исцеление не такое уж обыкновенное, потому что речь идет о прекращении потери крови, которая есть течение жизни и, во всяком случае, с точки зрения Закона, означает обрядовую нечистоту, род смерти, как и проказа.
И вот Христос встречается с верой людей. Прежде всего это начальник синагоги, с трепетом падающий на колени перед Христом, исполненный доверия Его власти исцелять. Затем — простая женщина из народа, вначале, может быть, ищущая избавления только от своего физического недуга. Но внезапно она обнаруживает подлинную веру, когда видит, что Христос исцеляет ее, несмотря на то, что множество людей теснит Его и прикасается к Нему. Ей нужна была только врачующая сила, исходящая от Христа. Но когда она получает исцеление, ей открывается сама Личность Того, Кто исцелил ее, и она поклоняется Ему как подлинному Мессии, явленному ей ныне. «Дщерь, вера твоя спасла тебя, — говорит Христос, — иди в мире и будь здорова от болезни твоей».
Затем наступает черед начальника синагоги: от него требуется доверие — вопреки всякой очевидности, вопреки мнению всех — личное доверие этому Человеку, Который возвещает ему, что он не должен бояться, а веровать, потому что Господь имеет власть оживить его дочь: «Не бойся, только веруй».
Снова мы должны подчеркнуть этот личный характер веры, ожидающей подлинного Спасителя. Каждый человек призван войти в нее сам, лично. Это далеко от слепого и только внешнего предания себя привычной религиозной системе, тем более разного рода суеверным верованиям. Мы видим, что доверие оказывается Личности, Которая есть Иисус из Назарета, и за этой Личностью узнается присутствие Живого Бога.
Это Евангелие вопрошает нас о нашей собственной вере, о качестве наших личностных отношений, которые мы должны иметь с Богом, ставшим одним из нас. Увы, нередко приходится встречать, в том числе среди тех, кто ходит в храм, людей, которые имеют верования во что-то, более чем веру в Кого-то. При этом они могут обращаться к Богу по имени. Но для них Он — род некоей безличной и далекой силы, Существо более или менее участливое, и более или менее безразличное к нашей личной судьбе и жизни нашего мира. Какой путь надо пройти этим людям, чтобы научиться кроткому призыванию Иисуса Христа, Который зовет их по имени, как Он позвал Марию Магдалину в саду, где она искала мертвое тело? Как узнать им Духа Святого как Божественную Личность, свидетельствующую о тайне Христа изнутри? Того, Кто есть сила исцеления и воскресения для них, для их личности, для этого личного существа, которым является каждый из них. Как без этого они могут приобщиться новой жизни, ради которой пришел в мир Спаситель?
И далее евангельское повествование обретает торжественный характер. Христос берет с Собой трех учеников — Петра, Иакова и Иоанна — тех, которые будут непосредственными свидетелями пасхальной тайны, участниками Преображения Господня и Его молитвы до кровавого пота в Гефсиманском саду. Воскрешение юной дочери Иаира выходит за пределы исцеления от самой безнадежной болезни.
Слово Божие дает очевидным образом знамение Воскресения, то есть Жизни более крепкой, чем смерть. Христос действительно идет против очевидности — очевидности, что девочка умерла. Он утверждает, что это только сон, из которого она должна выйти. Господь приглашает нас к взлету веры, к победе над тяжестью падшего человеческого разума. Мы должны явить надежду сверх надежды, подобно ветхому Аврааму и бесплодной Сарре.
И вот, мы слышим на языке Самого Спасителя, на арамейском, державный зов к жизни: «Девица, тебе говорю, встань», иными словами — «проснись, воскресни!» Мы встречаемся с ситуацией, подобной той, которая описана ранее. «Юноша, тебе говорю, встань», — говорит Господь сыну вдовы Наинской (Лк. 7, 14). В завершение сегодняшнее Евангелие возвращает нас к обыденной жизни, желая показать, что здесь неощутимо пребывает сила Воскресения Христова. Девица должна встать, и Христос, может показаться, разрушает возвышенность чуда, повелевая дать ей есть. Точно также было с возвращенным к жизни юношей, которого Он просто отдал матери его (Лк. 7, 15).
Мы приглашаемся жить верой среди наших каждодневных будней, во всех ситуациях, которые предлагает нам жизнь. Церковь зовет нас погружаться в силу Воскресения Христова среди всех счастливых и несчастливых обстоятельств нашей жизни. Мы должны видеть, что они всегда пронизаны силой Божественного Света, личным присутствием воскресшего Христа. В этом подлинность нашей веры.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России