Учёный-географ, спелеолог, этнограф, ботаник и зоолог. Исследователь Сибири, первый исследователь Камчатки, первый российский академик-географ. И всё это в одном человеке – Степане Петровиче Крашенинникове. После него будут другие великие путешественники-энциклопедисты – Н.М. Пржевальский, П.К. Козлов, В.К. Арсеньев.... До него таких не было.
Родился он 310 лет назад (в один год с М.В. Ломоносовым), 31 октября (ст. ст.) 1711 года, в Москве в семье солдата Преображенского полка. После окончания духовного училища учился в университете Академии наук, обратил на себя внимание отличной учёбой, тягой к знаниям и упорным характером и в 1732 году, будучи студентом, по конкурсу был зачислен во Вторую Камчатскую (Великую Сибирскую) экспедицию, в отряд, которым руководили. И.Г. Гмелин и Г.Ф. Миллер.
В 1733 – 36 гг. на Томи и Енисее он исследовал наскальные изображения, обследовал подземные пустоты на Енисее, став первым российским спелеологом, налаживал в тех краях метеорологические наблюдения. Описал слюдяные месторождения на побережье Байкала, целебные «тёплые» воды в бассейнах Баргузина и Онона, соляные источники на двух притоках Вилюя; описал более 2100 км русла Лены – от истока до Якутска. Одновременно он изучал местные языки и составил тунгусский (эвенкийский) и бурятский словари.
В начале 1737 г. Гмелин и Миллер направили Крашенинникова в Охотск для подготовки экспедиции на Камчатку. Молодой учёный подготовил корабль «Фортуна» и запас провизии, подобрал состав помощников, но своих «шефов» так и не дождался и осенью того же года на «Фортуне» отправился на полуостров сам. Уже у самого берега произошло кораблекрушение и, хотя Крашенинников спасся, но всё снаряжение было потеряно и подготовка к экспедиции опять началась «с нуля».
За четыре года (1738 – 1741) он с несколькими помощниками из солдат и казаков провёл всестороннее исследование Камчатки, много раз вдоль и поперёк пересёк полуостров, пройдя в общей сложности 5200 км, а весь его путь за почти 10 лет путешествий составил 27500 км (не считая пути от Петербурга до Сибири и обратно).
С.П. Крашенинников сам исследовал почти все крупнейшие «горелые сопки» Камчатки и высочайший действующий вулкан Евразии – Ключевскую сопку (4688 м). Он открыл и впервые описал гейзеры, бьющие «во многих местах как фонтаны, по большей части с великим шумом». Он изучил историю освоения Камчатки и, помимо географических, собрал обширные этнографические, флористические и зоологические материалы.
Крашенинников один являл собою комплексную экспедицию, выступая как геолог и географ, как ботаник и зоолог, как историк и этнограф, и даже как лингвист. Благодаря ему мировая наука обогатилась фундаментальными сведениями об ительменах, коряках и айнах, их языках, истории, бытовом укладе, религиозных верованиях и мифологии. Ученый был убежден, что Камчатка «к житию человеческому не меньше удобна, как и страны всем изобильные».
В конце 1742 г. Крашенинников вернулся в Петербург, в 1750-м был утвержден профессором (академиком) истории и ботаники, стал ректором Академического университета и инспектором Академической гимназии. Своё фундаментальное сочинение, одну из лучших в мире страноведческих работ «Описание земли Камчатки» учёный завершил в 1751 г., но вышла в свет она уже после его скоропостижной смерти. Книга была переведена на четыре европейских языка – английский, французский, немецкий и голландский – и стала не только образцом систематизации и изложения научных материалов для нескольких поколений географов и этнографов, но и увлекательным чтением для простого обывателя. Она сохраняет своё значение и до нашего времени (последнее русское издание вышло в свет в 1994 г.). Не зря известный советский этнограф Л. Штернберг назвал Крашенинникова «Нестором русской этнографии». Огромную научную ценность представляют также академические служебные документы, доклады, письма и др. работы Крашенинникова.
Степан Петрович, как и ряд других ведущих русских учёных Академии, разделял взгляды Ломоносова на развитие русской национальной науки и культуры. В 1749 г. он входил в состав комиссии по рассмотрению скандально знаменитой «диссертации» академика немца Миллера «О начале и происхождении имени российского народа». Вместе с академиками Ломоносовым, Тредиаковским и Поповым Крашенинников подверг резкой и аргументированной критике норманнскую теорию Миллера.
Похоронен С.П. Крашенинников на кладбище Благовещенской церкви Петербурга, в 1988 году прах его был перезахоронен в Александро-Невской лавре. К счастью, память о нём не растворилось у потомков. Именем великого русского учёного-подвижника названы десятки видов растений, Камчатская краевая научная библиотека (на её фасаде установлено панно с портретом Степана Петровича и с его девизом: «…знать своё Отечество во всех его пределах»), улицы в Вилючинске, Елизове, Новосибирске, Петербурге и ряд географических точек на карте Дальнего Востока.
Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств