В притче описывается посмертная участь каждого, и мы знаем из толкований и проповедей, что богач получил незавидную участь не за наличие богатства, а за то, что не смог распорядиться им правильно, а нищий Лазарь получил небесную награду за смирение и терпеливое без ропота несение своего креста. У Богача, видимо, были какие-то добрые дела и его похоронили, а про Лазаря сказано просто умер, видимо, за какие-то грехи даже не удостоился похорон…
Есть один интересный и важный богословско-эсхатологический момент в этой притче. В Евангелии не указывается имя Богача, а имя нищего даётся – Лазарь. Подумаем, почему это так, ведь наличие имени очень важно.
Обратимся к эсхатологии, в частности, к изображениям Страшного Суда. Обычно на картинах и иконах Страшного Суда изображают неусыпаемого червя который поедает грешников и тангалашек, который мучает грешников. А Праведники со Христом и ангелами на Небесах. Но есть одно интересное изображение Страшного Суда на фреске иконописца Дионисия в росписи храма Ферапонтовского монастыря.
Фото автора
Смотрим на фреску. Слева (справа если входить в храм) изображены праведники, а справа в красном пятне грешники. Здесь иконописец даёт принципиальное образное различие между ними. Каждый праведник изображён, имеет свой лик… А лица грешников не видны, не различимы. И этот момент отчасти отразился в культуре, например, в мультипликации.
Обратим внимание на героев. У Уолта Диснея образ женской героини фактически один и тот же. А герои в старых отечественных советских мультфильмах – разные, подчеркнута индивидуальность, над каждым персонажем трудился художник. Все-таки тогда в душе народа под оболочкой атеизма проявлялся православный архетип, который выражался и в культуре…
Перед Таинством Крещения мы получаем имя через наречение словесного имени. Именно словесное имя, ведь не случайно апостол Иоанн вначале своего Евангелия указывает: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1: 1). А в Апокалипсисе он же говорит о том, что антихрист тем, кто поклонится ему, будет давать своё начертание, начертание зверя: «Положено будет начертание на правую руку их, или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя; ибо это число человеческое» (Откр. 13: 16–18).
Таким образом, в системе антихриста, скорее всего, будет не просто печать, но обращение к человеку не по словесному имени, а по новому имени от врага рода человеческого, который хочет во всём заменить Бога. Господь даровал человеку божественное право давать имена всему миру, в том числе своим детям, а антихрист хочет отнять у человека право на словесное имя.
Этот момент ярко был показан в первом романе-антиутопии XX века, в романе Евгения Замятина «Мы». Автор, может быть, и не задумывался о богословии. Возможно, ему подсказал его Ангел-Хранитель или с молоком матери впитанная русская православная культура…
Вернёмся к притче. Сохранение имени (личность не уничтожима) в вечности (после Страшного Суда) и имени на Земле зависит от нас самых, от того, как мы будем следовать за Господом, исполняя Его заповеди. Будем ли мы милосердны к близким, прежде всего, не будем ли забывать об окружающих, о тех, кого Господь нам пошлёт, чтобы мы ему оказали милость. И милость заключается не только в материальной помощи обездоленным (конечно, она нужна и важна), но милость можно оказать душе того человека, который перед вами сейчас. Словом, делом или мудрым наставлением, или состраданием, или радостью от участия в Божественной Литургии.
Священник Евгений Хованский
1. Об этапах потери образа Божия на примере введении печати антихриста
Как нам известно, после прививки человек уже сегодня получает идентифицирующий его QR код. Если учесть, что в результате проводимой ныне переписи населения человек также получает QR код, то в конечном итоге объединение в один всех полученных человеком кодов и должно будет составить идентифицирующий его цифровой номер. Поскольку вакцинацию, судя по озвученным планам ультраглобалистов, предполагается проводить до 2026 года и как минимум дважды в год, то, по-видимому, пяти лет должно по их расчетам хватить, чтобы оцифровать таким образом каждого человека на планете и приучить его принимать и повсеместно использовать идентифицирующие его QR коды. Следует отметить, что уже ныне раздаются аргументы о том, что изображение QR кода олицетворяет недостроенный ещё фундамент храма Соломона, а также содержат в себе три шестерки. Как бы там ни было, три шестерки смогут включить в QR код или в иной цифровой образ и на более позднем этапе строительства цифрового концлагеря: время для этого, вероятно, ещё есть.
Открытым в статье также остаётся вопрос о том, а можно ли и как противостоять навязываемой почти всему уже человечеству новой роли рабов. Тем не менее батюшка даёт следующий совет: служить и помогать ближнему, а также радоваться своему участию в литургии. Советы хорошие, но не понятно, как материально помогать ближнему, если тебя лишают возможности заработка при отказе принимать соответствующий QR код через вакцинацию или иным путём. Возможно ли будет долго радоваться участию в православной литургии, если в стране повсеместно происходит явное разрушение русского мира, православного сознания и самой РПЦ?