До Покрова или после?

Когда же на самом деле Покровская родительская суббота?

Михаил Щеглов 
0
20.10.2021 843
Фото: из личного архива автора

Субботний день у нас, православных считается благоприятным днём для поминовения усопших. А родительские субботы специально установлены Церковью для особого их поминовения. В эти дни мы поминаем сродников не только церковно, но и на домашней молитве, на трапезе и на кладбище, где читаем панихиду по мирскому чину, если нет священника. «Родителями» среди усопших называют всю родню, отошедшую в мир иной, у белорусов эти поминальные дни называют «деды». Родительские дни – это, прежде всего, привязанные к Пасхе Мясопустная вселенская родительская суббота (суббота за 2 недели до Великого Поста), Троицкая вселенская родительская суббота (суббота перед днём Святой Троицы, на 49-й день после Пасхи) и три субботы в середине Великого поста. Кроме них особый родительский день, берущий начало ещё в дохристианской традиции – Радоница – вторник второй недели после Пасхи. Её даже называют «Пасха усопших».

В некоторых регионах в традиции родительские субботы перед Рождественским, Петровым и Успенским постами, а также накануне Михайлова дня.

Но не только ради поминовения сродников существуют родительские субботы.

Есть ещё поминальные дни, не всегда отмечаемые церковью, но закрепившиеся в силу народной русской традиции. Например, Семик – за 3 дня до Троицы, в который поминают погибших, казнённых либо умерших от голода и болезней, в скудельницах, или убогих домах. В третье воскресенье ноября во Всемирный день памяти жертв ДТП по благословению Патриарха Кирилла поминают погибших в катастрофах.

7 Февраля, если этот день выпадал на воскресение, или ближайшее следующее воскресение празднуется собор новомучеников и исповедников Россиийских, установленный в честь принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года.

А ещё в нашем церковном календаре есть особые дни, специально установленные церковью для поминовения воинов, «на поле брани за веру, царя и отечество живот свой положивших».

Православных воинов поминают в день Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября. Это установлено в 1769 г. по предложению Императрицы Екатерины Великой в разгар Русско-турецкой войны, завершившейся в 1774 году.

А ещё есть Дмитриевская и Покровская родительские субботы. В последние же десятилетия стала прочно укрепляться традиция поминовения воинов, погибших в Великой отечественной войне. В 1994 году уже Архиерейский собор Русской Православной Церкви 29 ноября — 4 декабря, следуя этой новой традиции, установил служить в День Победы особенное ежегодное поминовение отдавших свою жизнь за веру, Отечество и народ, а также всех мученически погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Поминовение воинов – очень хорошая, а главное - своевременная традиция. На фоне переписывания истории не только зарубежными «учёными» и «экспертами», но и внутренними, что лукавить – врагами. На фоне гибельных процессов размывания наших ценностей в условиях безбедного, беззаботного существования и наступающих тенденций глобализма и безразличия мы все видим, как мощными ростками пробивается сквозь эту шелуху жажда соотечественников, и особенно молодёжи, к подлинному знанию нашей героической истории и наших героев.

Но разберёмся с датами поминовения воинов, поскольку это не маловажно, и имеет как историческое, так и символическое значения. Что касается 11 сентября и 9 мая – тут всё однозначно. Также Дмитриевская родительская суббота почти не вызывает сомнений, она установлена в субботу перед 8 ноября – днём памяти святого Димитрия Солунского. Связывается она с поминовением воинов, павших в Куликовской битве с татаро-монголами. Императорский указ, предписывающий в войсковых частях совершать в Дмитриевскую субботу панихиды по усопшим воинам, был издан 22 августа 1903 года.

Сложнее с Покровской родительской субботой, которую сейчас празднуют в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы, то есть в субботу, предшествующую 14 октября. Так и написано во многих источниках, включая википедию. Однако, ряд других источников, включая сайт Казанской Митрополии, говорят об установлении этого праздника в субботу не до, а после Покрова. Так, когда же на самом деле, Покровская родительская суббота?

Нужно отметить, что Покровская родительская суббота была установлена специально для поминовения православных воинов, павших при взятии Казани в 1552 году. Существует в нашем городе недалеко от кремля братская могила этих воинов, которая насчитывает, по разным сведениям, до десятков тысяч погибших наших единоверцев. Кстати, дабы не было деструктивных и агрессивных инсинуаций отметим, что и среди защитников Казани, воевавших против воинства Иоанна Грозного, были и православные погибшие. Ведь после взятия Казани было освобождено, по разным сведениям, от ста до ста восьмидесяти тысяч русских полоняников, которых, даже помимо их воли, как рабов, казанские хозяева заставляли воевать против русских единоверцев, единоплеменников. Так, что самые разные люди нашли в этой братской могиле своё последнее пристанище. И святая обязанность нас, их потомков, молиться об упокоении душ похороненных здесь православных воинов. Ну и мы, православные, конечно, только за то, чтобы и мусульмане поминали по-своему своих погибших в тех боях единоверцев. Между прочим, именно с этой целью в Казанском кремле построена во второй половине 90-х и открыта в 2005 г. огромная соборная мечеть Кул-Шариф, названная по имени имама, возглавлявшего войско защитников Казани. А на месте православной братской могилы о упокоении душ святых воинов молились все прошедшие века, в начале же XIX в. здесь был возведён уникальный Храм-памятник. Таких храмов-памятников в форме воинской палатки с венчающим вершину георгиевским четырёхконечным крестом на Земле ещё только два – в Севастополи и на Шипке в Болгарии. Освящён наш Храм-памятник в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя был 12 сентября 1823 года, в день святого Александра Невского, день тезоименитства императора Александра I и стал одним из любимых памятных мест для жителей Казани и гостей города. До революции здесь проходили знаменательные церковные мероприятия, а каждый полдень, как говорит предание, палила пушка. В сборнике статей архиепископа Никанора (Каменского) за 1909 год содержится такая оценка этого места и самой церкви: «Много в Казани святых и славных памятников и среди них первое место принадлежит памятнику, под которым покоится прах русских воинов, убитых при взятии Казани, совершившимся 2-го октября 1552 года».

Но наступили времена агрессивного безбожия, в которые Храм-памятник чудом уцелел, отчасти его от разрушения людьми спас разлив Куйбышевской ГЭС в 1957 году, тогда он оказался на острове посреди поймы реки Казанки.

Только в 2000 году здесь образован приход, начались регулярные богослужения, но постепенно место и храм стали забываться, и сейчас, несмотря на несметные, казалось бы, затраты более ста миллионов федеральных средств, здесь царит мерзость запустения. Храм закрыт уже пять лет, священство бывает здесь от силы раз-два в году, только горстка верных мирян временами приходят помолиться. И вдруг, в нынешнем году впервые более чем за 100 лет панихиду на Храме-памятнике в субботу 9 октября в день памяти святого апостола Иоанна Богослова возглавил сам митрополит Казанский и Татарстанский (об этом событии мы недавно писали )!

После богослужения владыка Кирилл заговорил о необходимости установления подлинно исторического дня Покровской родительской субботы. Дескать, есть ведь информация о том, что она должна праздноваться не до, а после Покрова. Я, как и другие почитатели Храма-памятника, включая первого его настоятеля с 2000 по 2010 г. протоиерея Фёдора Ситкина, знали об этом, но тут, получив благословение митрополита, взялись за дело основательно. Ведь надо отыскать исторические документы.

По свидетельству Н.М.Карамзина, Царь плакал, проезжая «сквозь ряды складенных тел», «видя трупы Казанцев говорил: «это не Христиане, но подобные нам люди»; видя мёртвых Россиян, молился на них Всевышнему, как за жертву общего спасения. Грозный царь как никто желал надлежащего достойного поминовения этих воинов, и оно было окончательно утверждено ещё в его царствование в 1592 году.

Открываем репринтное издание «Историческое описание Казанского Успенского второклассного Зилантова монастыря и Казанского памятника, сооруженного в воспоминание убиенных при взятии Казани вождей и воинов на общей их могиле, с рисунками» Архимандрита Гавриила (Воскресенского), первично изданного в Казани в университетской типографии в 1840 г. и переизданного в 2012 г. к 460-летию Успенского Зилантова монастыря.

Здесь опубликованы уникальные документы, включая грамоты и даже «своеручные» письма Государей Царя Иоанна Васильевича и Фёдора Иоанновича. А в копии с грамоты Св. Патриарха Иова к Митрополиту Казанскому и Астраханскому Гермогену, «по случаю петия панихид по убиенным при покорении Казани воинах», наконец, читаем:

«Писана в Москве лета 7100 (1592) Февраля в 3-й день, и по благословению Святейшего Иова, Патриарха Московского и вся России, учинена память под Казанью побиенным, и в Казанских пределех в различныя времена Князем и Бояром, и Воеводам, и воинам и всем православным Христианом, пети панихиды и обедни служити в Соборе и по монастырем и по всем церквам Святым ПОСЛЕ Покрова Пресвятой Богородицы повсягодно безпереводно (выделено мною – М.Щ.). А свечи и кутья и канон в Соборную церковь и по мирским домам с Митрополита двора, и столь на попов у Митрополита в тот день. А мученикам Иоанну, Стефану и Петру память учинена Генваря в 24-й день, на память Святой Ксении, також безпереводно. С Собором Митрополиту панихида и обедня служити самому и по всем церквям Святым и по монастырем и по мирским написати их и поминати на литиях, и на обеднях, а вечная память, которую пети мученикам, в неделю православия еще Патриархом не уложена, и до Патриархова указа Митрополит Гермоген велел пети мучеником Иоанну, Стефану и Петру среднюю вечную память, и побиенным под Казанью и общею смертью скончавшимся пети большую вечную память так: «Всем православным Христианом побиенным под Казанью и в Казанских пределех в различныя времена и общею смертию скончавшимся вечная память».

Таким образом, изначально Покровская родительская суббота действительно праздновалась после праздника Покрова.

Но каким образом она позднее перекочевала на субботу до Покрова? Пока можем лишь предполагать, но некоторые священники говорят, что на субботы до Покрова выпадали другие праздники, поэтому чтобы максимально избежать таких совпадений и была осуществлена передвижка. Давайте эти праздники проанализируем. Теоретически субботние дни до праздника Покрова Пресвятой Богородицы могут выпадать с 7 по 13 октября включительно, а после покрова с 15 по 21 включительно

Наиболее известный праздник в субботы до Покрова может выпадать на 9 октября- день преставления святого апостола Иоанна Богослова и день памяти свт. Тихона, Патриарха всея Руси (день его прославления). Также 6 октября совершается память святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, апостола Сибири и Америки, просветителя алеутов, а 13 октября день памяти Михаила – первого митрополита киевского (день перенесения мощей). Но все эти дни памяти вряд не могут помешать поминовению православных воинов.

Что же касается потенциальных суббот после Покрова, то в день 17 октября мы поминаем всех святых, в земле Казанской просиявших, в который были обретены мощи святителей Казанских Гурия и Варсонофия, Собор казанских святых. Этот день тоже не претит поминать православных воинов, как, например, день памяти праведного воина Фёдора Ушакова 15 октября или 21 октября день Вятских святых.

Итак, даже в праздничные дни Иоанна Богослова 9 октября или Собора казанских святых 17 октября панихиды служить можно. Установить то, как и почему Покровская родительская стала потом праздноваться до Покрова можно дополнительными исследованиями. Хотя это уже не так важно, главное – ничто не мешает сейчас вернуть изначально введённую при Иоанне Грозном традицию поминовения воинов, павших при взятии Казани в субботу, следующую за праздником Покрова Пресвятой Богородицы – в исторически подлинную Покровскую родительскую субботу. В следующем 2022 году она выпадает на 15 октября.

Михаил Юрьевич Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, председатель Казанского отдела «Русского Собрания», доцент Международной Славянская Академия наук, образования, искусств и культуры


Октябрь 2013 Храм-памятник в октябрьском закате по малой воде.
Фото: alekseev-i-e.livejournal.com/tag/Казань

9 октября 2021 г. Обход Храма-памятника владыкой Кириллом.
Фото: tatmitropolia.ru

Ниже фото страниц репринтного издания «Историческое описание Казанского Успенского второклассного Зилантова монастыря и Казанского памятника, сооружённого в воспоминание убиенных при взятии Казани вождей и воинов на общей их могиле, с рисунками» архимандрита Гавриила (Воскресенского), первично изданного в Казани в университетской типографии в 1840 г. и переизданного в 2012 г. к 460-летию Успенского Зилантова монастыря. Издание доступно онлайн на сайте Президентской библиотеки.

Фото: prlib.ru

Фото: prlib.ru

Фото: prlib.ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Михаил Щеглов
Татарское QR-безумие
Общественным транспортом чиновники не пользуются
23.11.2021
До Покрова или после?
Когда же на самом деле Покровская родительская суббота?
20.10.2021
Столетнее запустение святыни обращается триумфальным возрождением?
Начало подлинного возрождения Храма-памятника православным воинам, павшим при взятии Казани
11.10.2021
«Существование столь "суверенного" телерадиоканала опасно»
Михаил Щеглов просит Президента отреагировать на деструктивную деятельность руководителя ТНВ Ильшата Аминова
28.07.2021
«Эхо Москвы» пропагандирует ЛГБТ среди детей?
Необходимо подготовить соответствующее заключение, дабы «прижать хвост» разгулявшемуся рупору либералов
27.07.2021
Все статьи Михаил Щеглов
Последние комментарии
Я смерти не боюсь и делать прививку не буду
Новый комментарий от Наблюдатель
24.11.2021 15:25
«Что сейчас происходит с COVID-19 на самом деле?»
Новый комментарий от Hyuga
24.11.2021 15:24
«Тема борьбы с вирусом - не только медицинская»
Новый комментарий от Апографъ
24.11.2021 15:04
Нам не нужна такая цифровизация
Новый комментарий от Владимир (пенсионер)
24.11.2021 14:46
В США – белые, в России – русские
Новый комментарий от Hyuga
24.11.2021 12:48