В поисках Китеж-града

О поездке в Наукоград Дубна на выставку, посвященную старообрядчеству

Игумен Кирилл (Сахаров) 
0
20.09.2021 390
Фото: из личного архива автора

Некоторые старообрядцы меня всерьез называют «никонианским куратором старообрядчества». Вот и приходится везде поспевать, за всем следить, чтобы соответствовать этому высокому званию, а годы уже не те, да и здоровье часто подводит. Да, «тяжела шапка Мономаха»...

Кстати, единоверие, учреждённое в 1800 году, как миссионерский проект по обращению старообрядцев, в новейшее время, восстановив только десятую часть своего прежнего потенциала, стало по преимуществу «нишей», как говаривал Патриарх Алексий I, «для тех в лоне РПЦ, кто стремится к корням, к более строгой модели богослужения». Даже сам термин «Единоверие» сокращает ареал своего распространения в церковной среде. Наш храм, например, предпочитает наименование «Старообрядный приход Московского Патриархата».

Дубна – крупнейший в России центр по исследованиям в области ядерной физики. Находится на севере Московской области. Единственный населённый пункт в области, расположенный на Волге. В городе семь действующих новообрядческих храмов, самый старый из которых был построен в 1827 году. Посвящён он Похвале Пресвятой Богородицы. Интересно, что на территории этого храма установлен армянский крест-хачкар; я встречал эти кресты на территории Данилова монастыря, около храма Христа Спасителя и даже в райцентрах провинции – по-видимому, это результат продуманных стараний армянских христиан.

Старообрядчество в прошлом в этом «кусте» было значительным: два храма (в Талдоме – в честь Архангела Михаила, и в Конаково – б.Кузнецы – в честь Тихвинской иконы). Храм в Талдоме сгорел в годы войны. Кстати, его строил тот самый архитектор, который строил Иверский собор в Николо-Перервинском монастыре. Несколько лет в талдомском храме служил о. Андрей Попов, трагически погибший в Ржеве в годы войны. Два скита и десяток моленных. Один из скитов затерялся в лесной зоне. На месте храма в Конаково о. Евгений Чунин установил Поклонный крест. О наличии здесь единоверческих церквей ничего выяснить не удалось – скорее всего их и не было. Стало быть «ловить здесь нечего». Остаётся только пожелать успехов братьям-старообрядцам, как поповцам, так и безпоповцам (первые преобладают в Талдоме, а вторые – в Кимрах) в восстановлении порушенных святынь. Таким подвижникам, как о. Евгений и симпатичный поморский наставник с северо-запада, новгородско-петербургского региона – один из устроителей выставки.

Я в своём выступлении попытался «перебросить мостик в современность», показать актуальность и востребованность древлеправосоавных традиций и норм поведения. В качестве иллюстрации упомянул недавние события в пос. Бужаниново Сергиево-Посадского района Московской области, где гастарбайтеры с юга в лесу надругались и убили женщину, собиравшую грибы. Разве не должны мужчины – близкие родственники сопровождать женщин в подобных походах? Местные жалуются на то, что южане пристают к девушкам. Безобразие! Ну а сами девушки следуют ли традиционному дресс-коду в одежде? Если да, тогда не меньше ли было бы зацепок для подобных искушений. И, наконец, жалуются, что завозят работать гастарбайтеров в то время, как у самих работы нет. Забыв завет апостола Павла – заботиться прежде всего, в первую очередь, о своих «присных», т.е. о родственниках, соотечественниках, единоверцах. Пример чему показали старообрядческие меценаты, такие как Масленников и Кузнецов.

В Дубну на выставку меня пригласил р.Б. Вячеслав. Он молится по старопечатным книгам, но в тоже время посещает обычный храм. Выставка «Потаённая Русь» расположилась в музее города в здании городского вокзала (музей здесь располагается с 1994 года; в его основе археологическая коллекция). Открыла выставку директор музея Е.В. Чертовских (больше не приведу ни одного имени и фамилии – когда штормит давление, не спутать бы, как говорится, Бабеля с Бебелем).

Выступавшие говорили, что выставка призвана внести свою лепту в разрушение бытующих негативных стереотипов о старообрядцах. В этом регионе их было немало. В Дубне они молятся на дому. В центре города жила одна раба Божия, которая шила саваны и переписывала молитвы. Вячеслав сказал, что его соседкой была праправнучка известного старообрядческого мецената Масленникова. Моленные, в частности, были в деревнях Подберёзье, Дубравка, Поповка (здесь была последняя моленная, она сгорела в 1954 году). В Кимрах было четыре общественных моленных плюс несколько частных.

В экспозиции были представлены традиционные элементы старообрядческого богослужебного обихода: иконы, книги (рукописные и печатные), кацеи, подручники, лубки, фотографии и т.п. Среди книг запомнились «Поморские ответы», «Сын церковный», сборник полемических материалов – собеседований между поповцами и безпоповцами. Особое внимание привлекают два Евангелия – 1600 и 1640 гг. (издание Виленской типографии). Евангелие 1868 года поразило своим огромным объёмом. Гораздо меньшее по размеру на службе я прошу износить сослужащего собрата, это же наверняка посильно для поднятия двум нехилого телосложения клирикам.

Подобные выставки в последние годы в разных регионах возникают, как грибы после дождя. Во многом они похожи друг на друга. Данная выставка имела заметно выраженное своё лицо. Во-первых, это стенды, рассказывающие об истории раскола, затем фрагмент моленной, детали быта старообрядцев. Запомнились такие слова на одном стенде: «Никон и его справщики спешно и необдумано вводили те новшества, которые послужили первопричиной возникновения раскола». Рассматривая одну из книг, я был поражён насколько тщательно и скрупулёзно старообрядческие начётчики собирали апологетический материал, например, о двуперстии. Так, в кратком сказании о явлении Боголюбской иконы подчёркивалось, что из разверзшихся небесных высот было Спасово благословение в двуперстном сложении. В другой книге «вера латинян» квалифицировалась как «не правая и не истинная, развращённая злыми человеки и нечестивыми еретики». Было несколько витрин с тематическим наполнением, повествующем о крещении и отпевании, Выговском общежитии и пр. Один из стендов был посвящён известному старообрядческому меценату Кузнецову. Он руководил фаянсовым заводом в Кузнецах (Конаково). Намеревался массово изготавливать иконостасы из фаянса (успел изготовить 88 штук). Интересна «Карта раскольнических селений Московской губернии. 1871 г.» (на ней наиболее густая сеть старообрядческих населённых пунктов в районе Коломны и Вереи).

Содержание выставки имеет ярко выраженный катехизический и даже миссионерский подтекст. Разъясняется, что такое подручник и какова символика лестовки, на витрине о крещении акцентируется, что оно совершается «строго погружением».

На чаепитии в кабинете директора продолжилось интересное общение. У хозяйки, как она не сразу призналась, возникло недоумение – будут ли старообрядцы чокаться рюмками с вином. Я предложил дождаться выхода книги преподавателя Старообрядческого духовного училища Р. Аторина «Сто вопросов и сто ответов о старообрядчестве» (хотя подобные детали, скорее всего, будут разъяснены в «двухстах» или «трёхстах» вопросах и ответах). Один из участников чаепития так разъяснил возникшее недоумение: «Нет, не чокаются, ну разве что после третьей рюмки».

После выхода из музея я решил ещё побывать в одном из храмов города. Посетил новопостроенный храм во имя св.великомученика Пантелеимона, приложился здесь к частице его мощей. Оказалось, что настоятель храма бывал в нашем храме, где ему запомнилась дисциплина поведения людей на службе.

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма Николы на Берсеневке, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Игумен Кирилл (Сахаров)
О культурном наследии старообрядчества
В Москве прошёл круглый стол «Культурное наследие московского старообрядчества. Опыт изучения, сохранения, возрождения и популяризации»
24.11.2021
1418 шагов по дорогам войны
Об уникальной экспозиции мемориального музейного комплекса «Дорога памяти» в Парке «Патриот»
19.11.2021
На Ваганьковском кладбище
В год его 250-летия. Часть 2
18.11.2021
«Идеальный тип русского человека»
В Москве отметили очередную годовщину памяти Вячеслава Михайловича Клыкова
28.10.2021
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
«В России разум начал побеждать маразм»
Новый комментарий от учитель
26.11.2021 00:59
Кто защитит человека?
Новый комментарий от Наталия 2016
25.11.2021 22:51
Пора реабилитировать Императора Петра Великого
Новый комментарий от С. Югов
25.11.2021 21:28
Вспоминая украденный праздник
Новый комментарий от Русский Иван
25.11.2021 20:57