Власти Казахстана намерены инициировать поправки в законодательство по защите прав атеистов, сообщил председатель комитета по делам религий министерства информации и общественного развития Ержан Нукежанов, сообщает РИА Новости.
«Мы стремимся обеспечить права как верующих, так и неверующих граждан. В связи с этим мы планируем в рамках точечных поправок, исходя из мирового опыта, внести такое понятие, как права неверующих. Если сейчас есть права верующих, мы хотим внести и права неверующих. Мы светское государство, и у нас закон превыше всего, вне зависимости от конфессии, религии, этнической принадлежности. Закон для всех един, и он будет исполнен», – приводит Sputnik Казахстан слова главы комитета.
Как отмечает агентство, Нукежанов не уточнил, в рамках какого законопроекта будут поправки и в какой срок рассмотрят документ.
Кроме того, он отметил, что такое изменение планируется ввести, чтобы оградить граждан от обвинений, упреков, оскорблений на основании соблюдения ими религиозных предписаний или следования той или иной религии.
По данным Sputnik, в 2019 году доля неверующих в Казахстане составила 18,8% от общего числа населения. Чуть более 75% казахстанцев относят себя к числу верующих, но не совершают регулярных религиозных обрядов и не вовлечены в деятельность каких-либо религиозных объединений.
Инициативу казахстанских властей прокомментировала в телефонном интервью «Русской народной линии» заведующая отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ Александра Викторовна Докучаева:
В Конституции Казахстана, как и России, говорится о защите прав человека, говорится о том, что государство светское. Почему такая инициатива могла возникнуть? Видимо, этот депутат отражает какую-то ситуацию, которая возникает у людей, не исповедующих или, по крайней мере, не выполняющих какие-то религиозные обряды тех конфессий, которые присутствуют в Казахстане, а в этом государстве присутствуют ислам, Православие, секты. Больше всего живет в республике казахов, около 70 процентов от общего количества населения, и, может быть, среди казахов есть атеисты, например, городские казахи, не связанные с ритуалами ислама. Возможно, что за то, что они не исполняют мусульманские обряды, например, не осуществляют намаз и пр., они подвергаются в исламском обществе остракизму. В христианском обществе такого рода гонений нет. Возможно, возникает напряжение среди народов, которые исповедуют ислам. Те, кто не исполняет требования ислама, подвергаются осуждению, принуждению. И чтобы защитить права нерелигиозных людей, депутат проталкивает этот закон.
Религиозных людей этот закон не может затронуть, но атеисты, возможно, будут защищены этим законом. Я думаю, что эта инициатива связана с необходимостью защиты от принуждения человека к каким-то обрядам по своим внутренним убеждениям. Надо бы посмотреть биографию этого депутата, и, если он действительно выступает с инициативой защитить права неверующих людей, то это достойно внимания. То есть речь идет о несоблюдении той или иной религиозной обрядности. Впрочем, освободить законом от упреков – немного странное явление. Все равно соседи, которые раньше смотрели на атеистически настроенного казаха косо, будут продолжать на него смотреть косо.
Не думаю, что это положение надо регулировать законом. По-видимому, подобного рода вещи становятся социальным явлением и тяготят атеистов, их принуждают к исполнению религиозных обрядов, осуждают и пр. Это должно ложиться в идею культуры общества в целом.