Хорошо ли знание само по себе? Хорошо знание Бога и знание, дарованное Богом. Но есть знание, которое дал Еве змей, предложив ей вкусить запрещённый Господом плод от дерева познания добра и зла. Ева не послушала Бога, вкусила от плода и, будучи соблазненной, соблазнила Адама, который тоже ел этот плод. Они решили поступить не по воле Божией, а по своей собственной, обольстившись тем, что смогут получить знание, которое сделает их богами. Следствием нарушения заповеди Божией и получения дьявольского знания стало изгнание наших прародителей из рая.
Конечно, знание знанию рознь. Большевики делали ставку на знание. На знание без Бога, мечтая построить новый мир, опираясь на учение Маркса, пролетариат и железную трудовую дисциплину. Знание в советское время всячески популяризировалось. Но, нередко основа этого знания была той же, что предложил дьявол Еве в райском саду.
Конечно, в советское время было сделано немало открытий в научно-технической сфере. Однако в сфере знаний о человеке, его душе, об истории человечества и нашего народа атеистический взгляд порождал совершенно ложную, разрушительную картину. Ни о какой жизни вечной не могло быть и речи. Человек – материальное существо, психика – функция мозга. Нет ни души, ни Того, Кто создал эту душу. Бога нет – так утверждали строители коммунизма. А если Бога нет, то, как заметил Федор Михайлович Достоевский, всё дозволено.
Человек, отрицавший Бога, представлялся демиургом, великим и всемогущим. Строитель коммунизма не мог быть другим. Ведь это – строитель нового рая на земле. При этом великой ценностью нового человека, строителя коммунистического рая, объявлялось знание. Знание, отрицающее Бога.
По всему Советскому Союзу разъезжали лекторы из Всесоюзного общества «Знание». Основа и главный постулат представителей этого общества – отрицание Бога. Бога нет – вот то новое знание, которое было явным или неявным фундаментом всех лекций и бесед от общества «Знание». При этом человек представлялся всё той же наиболее развитой обезьяной Дарвина, эволюционировавший до прямохождения, умения произносить слова и заниматься осмысленный трудовой деятельностью.
Общество «Знание» должно было подпитывать в советских гражданах атеистическое восприятие мира и веру в технический прогресс, в большие возможности строителя коммунизма, в светлое будущее. Общество питало картину того мира, который строили большевики, разрушая до основания старый мир и строя свой новый атеистический материалистический мир.
Антихристианские знания должны были преподноситься в простой, довольно примитивной форме, быть популярными и доступными всем, любому малограмотному гражданину. При этом вся информация от общества «Знание» должна была выглядеть очень убедительной. И для передачи этой информации привлекались люди с научными степенями, званиями, люди авторитетные, люди, слову которых принято верить.
Конечно, знания, широко распространяемые в советском обществе, не всегда напрямую касались вопросов веры в Бога. Чаще лекторы рассказывали о международной обстановке, о политической ситуации, о роли СССР в мире. Читались лекции по вопросам физики, химии, геологии, сельскому хозяйству… Но вся основа, мировоззренческая концепция лекторов обязательно должна была отрицать Бога и утверждать происхождение человека от обезьяны, считать человека частью животного мира.
Всесоюзное общество «Знание» было учреждено в 1947 году, в этом же году прекратил свое существование Союз воинствующих безбожников, созданный в СССР в 1922 году. Функции и материальная база Союза перешли к обществу «Знание», в задачу которого теперь также входила антирелигиозная пропаганда.
Отдельно стоит сказать о Союзе воинствующих безбожников – по сути, предтече общества «Знание». Это была очень влиятельная организация, имевшая огромное число лекторов, пропагандировавших атеизм. Союз создавал музеи, проводил выставки, печатал большими тиражами атеистическую литературу, которая одновременно пропагандировала различные поверхностные знания общеобразовательного порядка. Союзом выпускались периодические издания: газета «Безбожник», журналы «Атеист», «Безбожник», «Антирелигиозник», «Воинствующий атеизм», «Юные безбожники» и другие печатные издания. Издательством «Безбожник» выпущено огромное количество атеистической литературы. Среди задач Союза безбожников была также пропаганда антихристианского образа жизни, антихристианской культуры в русском богоносном народе и утверждение в его сознании новых праздников и революционных социалистических традиций. Одной из таких традиций стала кремация – сжигание тел покойников. «Огненное погребение», как назвали большевики-безбожники это действо, противоречило православным традициям, было заимствовано из восточных языческих культов и масонства, широко распространялось, навязывалось советскому обществу.
Союз воинствующих безбожников к началу Великой Отечественной войны охватывал несколько миллионов человек. Но во время войны Союз стал резко терять свое значение. Ведь, как известно, в окопах под огнем атеистов не бывает. В окопах Великой Отечественной войны плечом к плечу защищали Родину и верующие, и неверующие…
Но как только кончилась война, не смотря на то, что была дана некоторая свобода Церкви, атеистическая пропаганда была возобновлена. И теперь наработки воинствующих безбожников были встроены в деятельность новой просветительской антирелигиозной организации – Всесоюзное общество «Знание».
После распада СССР общество «Знание» стало постепенно затухать, формально еще сохраняя свое существование. Однако в декабре 2015 года Президентским указом эта организация реанимируется и выходит на новый этап своего существования.
Современное Российское общество «Знание» по своей сути является продолжателем идей и традиций советского предшественника. Об этом широко заявлено в СМИ, обозначено на официальном портале общества, об этом говорят создатели и руководители общества.
Учредителем новой общественно-государственной организации является Министерство науки и образования. И этот факт свидетельствует о том, что новые знания, мировоззренческая концепция, идеология, на которой они строятся, имеют государственное признание и будут являться частью образовательного, педагогического процесса, направленного на новые поколения.
В Уставе обновленного общества «Знание» названы цели этой организации: развитие гражданского общества; духовно-нравственное и патриотическое воспитание граждан РФ; повышение научного, культурного и образовательного уровня населения страны.
При этом не указывается, какая модель гражданского общества является идеальной, до какого уровня требуется развивать гражданское общество. Большевики были в этом отношении более откровенными и конкретными. Они ставили такие цели, как построение коммунистического общества, победа революции во всем мире и т.д.
Вряд ли духовно-нравственное воспитание может быть целью. Скорее, это направление работы. Но где ответ на вопрос о том, кого желает воспитать общество «Знание»? На какой духовно-нравственной основе? Наблюдая сегодня широко разворачивающуюся деятельность новой просветительской организации, мы неожиданно обнаруживаем, что знания, распространяемые ей, также, как и у большевиков полностью отрицают Божественную картину мира и признают человека одним из животных. В школах ведь тоже по-прежнему проповедуют детям дарвинизм.
Новые знания сегодня направлены на то, чтобы сформировать новые поколения людей, мыслящих категориями цифрового мира, мира, где рядом с человеком существуют роботы, где проводятся генетические эксперименты, где господствует искусственный интеллект, где человек в реальности низведен до некоего социально-биологического существа, социального животного, произошедшего от обезьяны. При этом новому человеку, получившему новые знания, внушается, что он имеет неограниченные возможности, становится богом, что он сам может творить этот мир и проводить эксперимент с ним. Духовно-нравственная основа таких знаний вызывает вопросы.
В истории нынешнего общества «Знание», представленной на сайте организации, отчего-то не упоминается Союз воинствующих безбожников, как одна из составляющих идеологического, организационного и материального фундамента советского общества «Знание», созданного в 1947 году. Но отмечается, что: «Еще в 1863 году при Московском университете было создано Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии, а в 1947 году учреждено Всесоюзное Общество по распространению политических и научных знаний, в состав которого вместе с учеными вошли деятели культуры, врачи, педагоги, инженеры и другие представители интеллигенции».
Связь между Обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии, учреждённого в 1863 году при Московском университете, и Всесоюзным обществом «Знание», созданном в 1947 году, и современной организацией, вновь учреждённой в 2015 году, увидеть нетрудно. Связь эта выражается в стремлении дать народным массам новые знания, основанные не на христианском взгляде на мир и человека, а на совершенно противоположном. Одну из ключевых позиций любителей естествознания, антропологии и этнографии можно выразить словами профессора Щуровского, одного из основателей Общества 1863 года: «Человек есть окончательное развитие животного царства, последняя степень бытия сего великого организма».
Профессор Рулье, чей авторитет был очень высок в среде любителей естествознания, антропологии и этнографии, говорил: «Красноречивейшая и яснейшая книга природы – земля – свидетельствует, что она подлежала многократным постепенным изменениям, которым параллельно шло и постепенное развитие и осложнение растений и животных, замкнувшееся высшим земным выражением органической жизни, венцом его – появлением человека».
Родоначальники общества при Московском университете получили неофициальное название «русские эволюционисты до Дарвина». В советское время имена тех, кто еще в середине девятнадцатого века пропагандировал эволюционистский взгляд на развитие мира и человека, исключая Божественное начало, исключая Самого Бога, стали очень уважаемыми научными авторитетами.
В современной концепции нового общества «Знание» несложно увидеть продолжение традиции русских эволюционистов – распространение знаний, основанных на антихристианской картине мира, знаний, которые формируют представление о человеке, как о наиболее развитом животном. Эволюционисты-дарвинисты девятнадцатого века и их сегодняшние последователи, всё, что связано с жизнью человека, его творчеством, наполняют какими-то весьма примитивными смыслами, направленными на создание более комфортной и приятной среде обитания.
Чтобы составить представление о том, какие знания, какого уровня и качества предлагает современное общество «Знание», достаточно увидеть темы лекций и бесед, представленных на двух марафонах «Новое знание». В основном речь идёт о цифровизации, экологии, искусственном интеллекте, бизнесе, прорывах в космос, генетике, генной инженерии, здоровье и долголетии.
Второй марафон, который провело общество «Знание» в первых числах нынешнего сентября дал возможность еще большему числу лекторов вступить на площадках в нескольких городах России. Круг тем примерно тот же. Задача – дать новым поколениям знания о том, как жить в новой цифровой реальности, в новом мировом порядке. Задача воспитать совершенно новое цифровое поколение.
Выступая еще в мае 2021 года на Санкт-Петербургском экономическом форуме, Сергей Кириенко, который является председателем наблюдательного совета обновлённого «Знания», сказал, что миссия этой организации теперь заключается в создании фундамента для того, чтобы молодые люди могли самосовершенствоваться и быть счастливыми. Кириенко подчеркнул: «У молодежи огромный запрос на то, чтобы получить возможность прямого контакта с людьми, которые сегодня меняют мир. Она разрушает стереотипы представлений о себе как о поколении TikTok и готова к открытому диалогу на самые серьезные темы».
Кириенко говорил о том, что профессиональные и научные знания должны быть доступны для всех. И сейчас мы видим, как на молодежь полился водопад новых очень доступных на первый взгляд знаний.
Среди спикеров второго марафона «Новое знание», прошедшего на днях, наряду с министрами и академиками присутствовали спортсмены, миллионеры, молодые изобретатели и просто какие-то «интересные» люди. Все несли в мир знания. Кто как мог. Наряду с министром иностранных дел знаниями делился Хабиб Нурмагомедов, боец смешанных правил. Лекцию для молодых людей наряду с пресс-секретарем Песковым прочел рэп-исполнитель «Баста». Пожалуй, это говорит не о демократичности и разнонаправленности новых знаний, а о полном хаосе.
Если еще недавно мы говорили, что наша молодежь обладает клиповым сознанием, то после таких знаний это сознание вообще может рассыпаться на микрочастицы. В каждой микрочастице будут осколки информации от Хабиба, министра Лаврова, доктора Проценко и какого-нибудь бизнесмена, успешно выращивающего бройлеров.
При этом, как сделать доступными для молодежи, еще даже не имеющей высшего профессионального образования, знания, которые несет академик Академии наук? Как сделать эти знания такими же конкретными и малосодержательными, как знания рэпера или бойца без правил, как уровнять эти знания? Вероятно, надо как-то примитивизировать, упростить то, что говорит академик и придать важности и серьезности тому, что несут публике репер или современный гладиатор. Но тогда у школьника может сложиться впечатление, что в общем-то для того, чтобы делать какие-то открытия и получать серьёзные знания, даже напрягаться не надо. Вон, академик все нам рассказал, все понятно. Теперь понятно, как устроена ядерная бомба, как построить гидроэлектростанцию, умный город, как воспитать нового человека и управлять государством… Даже напрягаться не надо. Не нужна кропотливая учеба в школе и ВУЗе, напряженная научно-исследовательская деятельность, защита диссертаций, написание монографий…
Когда-то мы уже сталкивались с этим. Помните: «Каждая кухарка может управлять государством…»?
Зачем детям лекция миллиардера Вексельберга? Второй марафон общества «Знание» позволил нам увидеть, как олигарх скучно и косноязычно объяснял детям, что такое «Сколково» и зачем оно нужно. Дети в зале слушали, засыпая на каких-то разноцветных тюфяках, сваленных на пол. А олигарх выступал перед ними на сцене с микрофоном в руках. Все это должно было, вероятно, создать полную иллюзию демократичности, новых отношений в новом обществе, где нет ни старших, ни младших, ни миллиардеров, ни нищебродов… Где все равны, свободны и находятся в родственных связях друг с другом.
На первом марафоне «Новое знание», который проводился в мае нынешнего года, в качестве одного из носителей новых знаний был представлен американо-канадский Остап Бендер – Илон Маск. Маск тоже вступал перед нашей молодежью, нёс «новое знание». И часто оказывается, что новое знание отличается от старого тем, что основано на полном незнании. Как у Илона Маска, который планирует заселить Марс.
На втором марафоне, недавно завершившемся, одним из гвоздей программы стал Эдвард Сноуден, американский разведчик, перешедший на сторону противника. По соседству с Эдвардом Сноуденом на этом марафоне был министр обороны России Сергей Шойгу. Он поведал молодежи страны о том, что нужно знать о людях, чья профессия «Родину защищать».
Среди новых спикеров был даже директор Всемирного фонда дикой природы в России Дмитрий Горшков. Зачем нам знания от этого фонда? Очевидно, что организаторы общества «Знание» разделяют установки Всемирного фонда дикой природы о том, что человек – всего лишь одно из животных, которое представляет наибольшую угрозу всей природе на планете.
Огромное внимание общество «Знание» уделяет искусственному интеллекту, кибертехнологиям, цифровизации – это, пожалуй, главное направление в марафоне «Новое знание». О цифровизации и искусственном интеллекте говорили десятки лекторов…
Приведём примеры некоторых основных вступлений на разные темы на сентябрьском марафоне «Новое знание». Названия лекций, интервью и бесед совершенно определённо выражают характер и направленность новых знаний, передаваемых новым поколениям.
Министр культуры Любимова в рамках марафона «Новое знание» дала интервью под названием: «Новая культура. Изменения в эпоху цифровизации и информатизации». Мэр Москвы Собянин вступил по теме: «Умные города. Как сегодня формируется цифровое будущее мегаполисов». Шувалов, председатель ВЭБ прочёл лекцию «Какими будут города будущего?» Греф удивил вступлением под названием: «Твердая сила мягких навыков». Голикова, зампред Правительства: «Новые «мы». Как изменился мир в эпоху глобальных вызовов?» Бунина, гендиректор Яндекс в России: «Новые профессии. Какие кадры нужны сегодня и какие профессии будут самыми востребованными через 10 лет»...
О чём говорят нам и нашим детям эти люди, которые воспитывались в русской культуре, учились писать и читать на русском языке, впитывали традиции наших предков, которые тысячу лет созидали Россию? О какой новой культуре желает поведать нам министр культуры? Куда делась русская литература, о сбережении которой должна заботиться министр? Чем не устраивает Пушкин и Гоголь? Куда исчезла русская музыка? Что не так в произведениях Чайковского и Рахманинова? Неужели тем, что они своими произведениями укрепляли в людях веру во Христа?
Отчего вдруг неожиданно и в одночасье нашу молодежь принялись убеждать, что все кругом новое, что даже мы – новые? Что случилось? Кто запустил это обновление и почему мы все вдруг должны отказаться от своего старого только лишь потому, что кто-то объявил нас «новыми людьми» с «новыми знаниями»?
И все же, вполне ли осознают организаторы общества «Знание», на какой основе строятся эти «новые знания»? Скажут ли нам откровенно те, кто учит сегодня нашу молодежь жить в «новом дивном мире», каким они видят нового человека? Сейчас уже ясно, что «новое знание» очень противоречиво. Человек, с одной стороны, представляется в нем творческой, изобретательной личностью, которая постоянно пребывает в поисках новых знаний. С другой стороны, человек – это животное, это объект цифрового контроля, это всего лишь рабочая сила, способная выполнять какие-то новые несложные задания в новом мире, где сложные задания будут выполнять роботы. При этом весь спектр новых знаний со всей очевидностью представляет собой откровенно богоборческую картину. Картину, в которой некие умные силы с помощью новейших достижений технического прогресса бросают вызов Богу, подчиняя Божественное создание – человека своим планам и замыслам по созданию своего инновационного рая на земле.
О том, из какого источника черпаются «новые знания», красноречиво свидетельствует оформление одного из разделов на сайте общества «Знание». Рядом с призывом: «Поделись своим знанием!» Изображены три книги и большое яблоко. Яблоко как символ «нового знания». Только чего же в этом нового? Однажды в райском саду дьявол уже предложил Еве «новое знание» в виде яблока. И Ева поделилась этим знанием с Адамом…
Так кто же и зачем сегодня вновь искушает нашу молодежь тем самым «новым знанием»? Кто же сегодня ведет новую борьбу с Богом за сердца человеческие?
Романов Игорь Анатольевич, Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус», доктор социологических наук
6. Ответ на 5, E.O. :
5. Ответ на 5, E.O. :
Давайте упростим. Мир есть? Есть. А ссылку никто дать не сможет на его сотворение, не так ли? А зачем доказывать? Видимо потому, что сам мир содержит в себе доказательство.
Вот Кант говорит о вещи в себе. Дает антиномии. Берите, находите доказательство мира в себе самом, если сможете, конечно...
А то, создали дефицит знания, понимаешь ли...(((
Не должно быть этого дефицита мысли, не должно... но есть, пока...
4. 4.
3. Россия, История и Мир едины.
Ни у кого в мире не хватило смелости увидеть Ангела Света, кроме России. Запад увидел, Германия увидела, но они увидел Люцифера как сатану, дьявола. Построили Третий рейх, но на основе зла и закона, зла в законе, признав закон зла законом. Но только Россия: царская Россия во время Советской России - смогла сказать об Ангеле Света, вначале всего. Вот этот свет Ангела, первого Ангела (который потом, только потом станет злом) - вот то Новое Знание, которое внесла Россия вначале, в самом начале Истории в Истории (аналогии истории к Всемирной Истории). Потом этот Дух пал, и повторил историю падения человека и человечества. Но История повторяется, поэтому падение Духа, в повторении Истории в истории России обернулось взлетом Духа в падении, причем в очень короткий исторический период. Диалектика отрицания отрицания.
А что мы знаем, что знает православие о том периоде, который был до Потопа? Для чего тогда люди жили? Цель? Чтобы пасть? Нет же.
Современное Новое знание тоже молчит про это. НО! У них есть путь в искусственный интеллект. А это уже похоже на возможность построение знания (а сегодня этого знания колоссальный объем) в системе Всемирной Истории и Сотворения мира. А это уже дело, большое дело для развития страны, человека.
2. будем держать ухо востро
1. Хоть я и не антисоветчик, процитирую бессмертное: