То, что произошло на горе Фавор, стало незабываемым воспоминанием для трех свидетелей, которых одних только Господь взял с Собой. Трудно выразить, что им было дано пережить. Они попытались это сделать. На их глазах лицо Христа преобразилось, «просияло как солнце» и «одежды Его сделались белыми как свет». Они увидели двух людей, которые говорили с Господом, и узнали в них Моисея и Илию. Они узнали их, хотя никогда не видели их. Так бывает всегда. Все святые узнают друг друга в Господе. Так мы узнаем каждого человека, которого никогда раньше не встречали. Облако покрыло их, и они услышали глас, глаголющий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный». Затем внезапно все исчезло, и они никого больше не видели, кроме Христа, как раньше.
Однако все было уже не как раньше. Когда они сошли с горы с Господом, это чудесное событие уже никогда не покидало их. Что произошло? Что означало все это?
Бывают в нашей жизни переживания, которые даются нам только однажды, но которые не забываются никогда. Мы знаем, как были облагодатствованы наши великие святые, — такие, как преподобный Сергий, преподобный Серафим, святой праведный Иоанн Кронштадтский. Но речь сейчас даже не о них. Я мог бы рассказать о целом ряде Божиих посещений, которые доверительно открывали мне разные люди в течение многих лет моего священства. Открывали нерешительно, с робостью, но с несомненным знанием, что все это реальность, несравненно более реальная, чем все остальное, что может быть известно человеку. Их свидетельство было созвучно свидетельству трех апостолов, которые говорили о том, что они видели и слышали на горе. «Встреча с Богом», «благодатные переживания», — так пытаемся мы обозначить словами эту тайну.
Она существует. И, наверное, гораздо большее число людей — тех, о ком мы и помыслить не можем, — пережили эти единственные моменты среди каждодневной суеты. Это может быть переживание близости Бога в детстве, узнавание света присутствия Божия среди ужаса и мрака событий, изумление от неземного сияния во взоре человека, исполненного подлинной доброты, внезапное прикосновение вечности в храме, когда мы прикладываемся к иконе праздника.
Что пережили трое избранных учеников на Фаворской горе? В течение краткого времени человеческий лик Христа исполнился Божественной славы. И в этом видении была непостижимая красота и величие. По этой причине Петр желал, чтобы это мгновение продлилось, чтобы они построили три кущи на горе, где можно было бы пребывать всегда в блаженстве этого часа. Однако эти исключительные моменты избыточествующей жизни невозможно удержать. Вновь придет обыденная повседневность. Апостолы должны будут сойти с горы Преображения, чтобы возвратиться к земным трудам. И теперь дорога поведет их на гору Голгофы, ко Кресту, к Страданиям и Смерти Господа в Иерусалиме.
И к этому добавится еще нечто ужасное. Когда эти трое будут прижаты к стенке, они забудут о том, что им было дано пережить на горе. Те самые трое, которых Господь взял с Собой на Фавор, в час, когда Он будет молиться в Гефсиманском саду до кровавого пота, заснут. И когда Господь будет взят, все разбегутся от страха. Кроме апостола Иоанна Богослова.
И мы тоже, может быть, пережившие «часы благодати», узнавшие «встречу с Богом», не избавлены от такого забвения. Сколь часто, когда искушение становится особенно сильным, исчезает у нас память о том, что нам дано было пережить, что Бог существует, и что Он дал нам это узнать. Однако мы знаем, что невозможно совершенно забыть, как мы столь ясно ощутили однажды присутствие с нами Бога. Потому что Бог остается по-прежнему близким к нам. И потому что Он напоминает о первой любви и зовет нас к Себе — Тот, Кто вчера и сегодня и вовеки Тот же. И учит нас тому покаянию, которое бывает, когда приблизилось Царство Небесное.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России