В 2000-х годах много говорили о концепции «Москва – Третий Рим». По этой теме не один раз проходили конференции на высоком уровне, в том числе и с участием Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Многие ездили под Псков в Спасо-Елизаровский монастырь помолиться там, пообщаться с просвещённой игуменией Елизаветой, особо почитавшей память автора этой концепции старца Филофея.
Константинопольский патриарх протестовал против таких конференций, направлял даже в 2004 году письма в наш МИД и Патриархию, наверное, хотел доказать, что Второй Рим, Стамбул не пал и не затоплен рекой неверия, а сияет превыше Москвы православием и благочестием... Но, несмотря на скандальные протесты Варфоломея, конференции проходили, и проводить их стремилось церковное русское общество, то есть Народ Божий и сама Церковь. Для чего? Для воцерковления власти. Российской власти пытались показать высокую миссию, возложенную на нее Богом, просветить ее. Ведь старец Филофей писал Великому князю: «Видишь, избранник Божий, как все христианские царства затоплены неверными, и только одного государя нашего царство одно благодатью Христовой стоит. Следует царствующему управлять им с великою тщательностью и с обращением к Богу, не надеяться на золото и на преходящее богатство, но уповать на все дающего Бога».
Вероятно, не только народ, но и Сам Господь обращался таким образом к нашим властям, к их умам и сердцам.
И даже западные авторы пытались поддерживать христианские начала в нашей политической элите. Сколько статей в 2011-2013 годах за границей выходило с хвалебными речами Москве, ее христианской позиции. И сын баптиста Билли Грэма приезжал в Россию, и американский Всемирный конгресс семей провёл свою конференцию в Москве, сколько хвалебных статей о Москве написали католик Патрик Бьюкенен, лютеранин Питер Бергер, американский консерватор Род Дреер. Они писали примерно об одном – о миссии Москвы в защите веры, им нравилось наше участие в судьбе христиан в Сирии. Особенно ярко это звучало на фоне принятия законов во многих странах об однополых браках и правах извращенцев. Конечно, всех в мире удивило и обилие паломников к Поясу Пресвятой Богородицы в Москве. Главный призыв всех этих авторов-иностранцев был: «Власти России, храните и защищайте веру Христианскую!»
Что было результатом такой «атаки любовью» со стороны католиков и протестантов, пока сложно сказать. Известно, что возникла тогда в России разветвлённая сеть организации «Про лайф».
Шли годы, и стало ясно, что «много званных, но мало избранных». Наши власти «избранниками Божиими» стать не захотели. Прошло первое десятилетие 2000-х годов, воцерковлённых людей во власти стало значительно меньше, прежних православных политиков и общественных деятелей начали потихоньку прятать в тень, а те чиновники и политики, которые не воцерковились, облегчённо вздохнули. Теперь можно жить спокойно – как все… Уже слишком многое изменилось в мире: повсюду бушевала толерантность и борьба с гомофобией, у католиков устранили прежнего консервативного папу и привели нового, готового на многое, на Украине произошел переворот, и все в России тоже как-то перевернулось и пошло по-другому. Ныне, в Российской Федерации, как и во всем мире, далеко не каждый политик рискнет сказать: «Христос Воскресе!» По всей видимости, есть опасения, что из-за такого приветствия политическая карьера может пошатнуться, надломиться и кончиться.
Дальше – больше, в 2014 году произошел переворот на Украине. Как мы его допустили, тоже до конца непонятно. Хочется сказать, что украинский переворот был американско-католическим, но скорее всего, были и другие религиозные и политические течения, заинтересованные в нем. В 2018 году из «реки неверия» вынырнул змей Варфоломей, начавший реализовывать свой стародавний проект, согласованный с папой и другими силами по погружению Украины в «реку неверия».
И этот мировой проект по расширению «реки неверия» сопровождался информационной поддержкой. Стали звучать латинствующие голоса, призывающие Русь отречься от идеи «Москва – Третий Рим».
Замаячила перспектива новой насильственной и преступной унии. Варфоломей в 2020 году уже открыто сказал, что он будет еще больше сближаться с папой Римским и намерен повести по этому пути православных.
Но унию сложно провести в условиях, когда верующее население бывшей Российской Империи по-прежнему, с царских времен, убеждено, что два Рима (ветхий Рим и Константинополь) пали как носители Истинной веры и благодати, отступившись от Христа, и потоплены в реке неверия. Потому возникла необходимость доказать, что папский Рим и полупапский, полумасонский Константинополь сияют, оказывается, верою и благочестием. Тем более, что папа провёл много «атак любовью» в адрес России и ее руководства, то восхваляя за позицию по Сирии, то за Достоевского, то за фильм о Микеланджело и поддержку Гаванского мероприятия.
Выяснилось из сообщений российских СМИ, что много там, в Риме, оказывается, «хороших» кардиналов и иезуитов и некоторые из них даже приезжают в Москву и бывают на патриарших службах в Храме Христа Спасителя и еще много чего тайно делают. В связи с эти – с планами по резкому погружению не только Малороссии, но и Великороссии в «реку неверия» – с 2019 года стали звучать голоса, шельмующие русский народ и идею «Москва – Третий Рим».
– Где свидетельства избранничества вашей «Святой Руси»?
– Идея «Третьего Рима» - всего лишь невнятная и смутная идея!
– В чем мессианство русского народа? Где доказательства этого?
– А пал ли Ветхий Рим? А все ли то ложь, чему он учит?
– «Третий Рим» – всего лишь геополитическая конструкция, способная рухнуть при первом дуновении ветра.
– С падением монархии Романовых Москва – уже не «Третий Рим».
– Мы весь ХХ век через богословов Парижской школы и издания ИМКА доказывали гибельность всего исторического пути Руси, говорили о «трагедии древнерусской святости», о «сервилизме Русской Церкви» и необходимости ориентира на Константинополь, на византийское наследие и что вы? Опять за старое, за свое национальное святорусское, дореволюционное, за царско-самодержавное?
– А не зря ли мы предпочитаем национальное и местечковое вселенско-универсальному? Нужно хорошенько подумать над этим…
Последнее порой можно услышать даже на «Русской народной линии», где представляются разные точки зрения авторов.
Всё это заставляет духовно и интеллектуально бодрствовать и давать ответ тем, кому не нравится эсхатологическая концепция «Москва – Третий Рим». У думающих людей вновь появилась возможность встретиться с богатством русской мысли и русской истории, где повсеместно по вере православных людей действовал Промысел Божий.
Концепция «Москва – Третий Рим» была описана старцем Филофеем в XVI веке в письмах князю и государевым людям как реакция на предложение унии католиком немчином Николаем Булевым, актуализируется она сегодня вновь ввиду антихристианских угроз и опасности новой унии.
На наш взгляд, все современные практические рассуждения о «Третьем Риме» должны начинаться с очевидного – у России должен быть верный Православию правитель, который установит порядок на нашей земле и в Церкви. А всё остальное – цветущие города в Сибири и железные дороги – приложится, когда будет избранник Божий, Хозяин и Господин земли Русской, сердце которого в Руке Божией. Старец Филофей ему пишет: «…Так знай, боголюбец и христолюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, это и есть римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать».
Романова Владислава Николаевна, Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»