Сегодня Святая Церковь чтит память мчч. Прокла и Илария (II), прп. Михаила Малеина (962), мц. Голиндухи, во св. Крещении Марии (591), прпп. Иоанна (998) (Груз.) и Гавриила (X) (Груз.) Святогорцев, мчч. Феодора варяга и сына его Иоанна, в Киеве (983), прп. Арсения Новгородского (1570), прп. Симона Воломского (1641), отмечает праздник иконы Божией Матери, именуемой "Троеручица" (VII).
Сегодня мы вспоминаем одного из идеологов русского национализма профессора Тимофея Васильевича Локотя, который родился 19 января 1869 г. в казачьей семье. Получив образование в Киевском университете и Московском сельскохозяйственном институте, Локоть со временем достиг звания доктора агрономии, стал известным селекционером и профессором сельского хозяйства и лесоводства в Ново-Александровском сельскохозяйственном институте. Как и многие представители интеллигенции, Локоть первоначально придерживался лево-либеральных взглядов, был депутатом I Государственной Думы, где входил в группу трудовиков. Однако со временем Локоть разочаровался в лидерах социалистического и либерального движения и проделал эволюцию в сторону монархизма и русского национализма.
Свои взгляды Локоть проводил на страницах издаваемой им внепартийной правой газеты "Киев", которая открыто провозглашала лозунг "Россия для русских!". Отвечая своим критикам, возмущенным этой позицией, Локоть писал: "Ну, а для кого же Россия?.. Россия для евреев? Россия для немцев? Россия для англичан?.. Удивительная у нас логика! Если бы немцу сказали, что Германия не для немцев, или что позорно говорить - "Германия - для немцев", он бы счел это в лучшем случае - за глупость, за полное отсутствие национального и государственного самосознания. А у нас… считается не только некультурным, а просто даже неприличным думать и говорить "Россия для русских!".
При этом Локоть всегда разделял национализм государственный (при котором первенствующие места в государственном управлении отводятся тем народностям, которые положили больше труда на создание данного государства) и национализм племенной, который может быть как проявлением этнографической самобытности (что можно только приветствовать), так и сепаратизма, который необходимо подавлять.
Локоть неоднократно выступал с докладами в Киевском Клубе Русских Националистов, в 1914 г. предпринимал попытки создания собственной "Народной партии". Революций, как Февральской, так и Октябрьской, Локоть не принял и эмигрировал. В эмиграции он окончательно сблизился с правыми монархистами, принимал участие в Рейхенгалльском съезде (Бавария), на котором выступил с докладом на тему "О завоеваниях революции и идеологии русского монархизма". Скончался Локоть в 1942 г. на 74-м году жизни в Сербии.
В этот день мы также вспоминаем: князя, боярина, воеводу Киевского, родоначальник рода князей Трубецких Юрия Петровича Трубецкого (ок. 1643-1679); художника, профессора исторической и портретной живописи Андрея Ивановича Иванова (1772-1848); общественного деятеля, предпринимателя, купца, мецената, золотопромышленника, писателя, исследователя русского Севера, зоолога Михаила Константиновича Сидорова (1823-1887); педагога, государственного деятеля, члена Государственного совета Кирилла Петровича Яновского (1822-1902); оптика, художника, путешественника и общественного деятеля Александра Андреевича Чикина (1865-1924); ученого-растениевода, организатора высших курсов по луговодству, на базе которых был создан Государственный луговой научно-исследовательский институт, первым директором которого он стал, Андрея Михайловича Дмитриева (1878-1946); подполковника, участника Советско-японской войны, командира роты автоматчиков батальона морской пехоты, Героя Советского Союза Ивана Михайловича Яроцкого (1916-1980) и поэта, прозаика, критика, переводчика Владимира Дмитриевича Цыбина (1932-2001).