Возродится ли Седмиозёрный крестный ход под Казанью?

Впечатления и размышления паломника

0
846
Время на чтение 4 минуты
Фото: Из личного архива автора

Крестный ход с Седмиозёрной Смоленской иконой Божьей матери до революции был по значимости вторым после Пасхи событием для православной Казани. Дело в том, что именно эта икона дважды избавляла Казань от страшной смертельной моровой язвы, чумы в 1654 и 1656 годах. С тех пор и берёт начало традиция шествия крестным ходом с этим образом в Казань в день Тихвинской иконы Божьей матери 9 июля. Навстречу этому крестному ходу выходил крестный ход из Казанского кремля, Благовещенского собора, встречались они в Кизическом монастыре, направлялись в Казань, где Смоленская Седмиозёрная икона за месяц успевала побывать во многих храмах и домах почётных горожан. В день Смоленской иконы Божьей матери 10 августа икона возвращалась в родной Седмиозёрный Богородицкий монастырь.

Седмиозёрная Смоленская икона, сохранилась до наших дней, слава Богу! Но находится она в алтаре Петро-Павловского кафедрального собора Казани, а в восстановленном Семиозёрном монастыре имеется её чтимый список.

6 апреля сего года на встрече митрополита Кирилла с русской и кряшенской православной общественностью поднимались и вопросы, касающиеся Казанской Седмиозёрной Богородичной пустыни, её традиций и святынь. Вопрос возвращения иконы «на родину» и вопрос возрождения Седмиозёрного крестного хода, особенно в условиях нынешней пандемии, были обозначены как вопрос времени. Отправлены в патриархию и документы на канонизацию святого старца схиархимандрита Гавриила (Зырянова).

А в прошедшую пятницу, в самый день Тихвинской иконы Божьей матери, почитаемый в монастыре как престольный праздник, все ждали визита митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла. И владыка Кирилл прибыл! Состоялась праздничная литургия и после неё крестный ход вокруг храма Евфимия Великого и Тихона Задонского – единственной церкви монастыря. У входа стояла матушка в монашеском одеянии, собирала средства на проект восстановления второго храма. Говорит, что не менее пяти миллионов рублей обойдётся, давно уже собирают, а уж на стройку – и со счёта сбились, сколько денег потребуется. Но братья и сестры не унывают, по благословению наместника монастыря архимандрита Германа и при его деятельном участии ведут сбор средств уже много лет и не сомневаются, что церковь будет восстановлена.

А пока все богослужения проводятся в церкви Евфимия Великого и Тихона Задонского, а в соседней вновь выстроенной часовне Всех Святых круглосуточно читается Неусыпаемая Псалтирь!

Литургия прошла «на одном дыхании». Начался праздничный крестный ход. Не до Казани, пока только вокруг храма. Но лиха беда начало!

После всех, кто был на богослужении, пригласили на трапезу. Эта, надо сказать, не часто практикуемая традиция ведётся здесь с самого начала служения отца Германа. Когда прихожан и паломников собирается много, накрывают не только в трапезной, но и на улице.

В этот раз заметил, что столы и в трапезной и на улице после крестного хода были наполовину пустыми. Оказалось, что верующие с батюшками пошли на святой ключ, до которого здесь около двух километров. Я, едва куснув монастырских яств, поспешил за всеми. На святом ключе пели водосвятный молебен, всем приходом величали Богородицу… Чудная благодать посреди летнего зноя в дремучем лесу! Люди из Казани подъезжают, тянутся за качественной водой, припасть к холодной струе после тяжелого пути по раскалённым дорогам. А тут – молитва, священство, иконы, соборное пение клира и прихожан. У детей глаза расширяются, взрослые оставляют пустые попутные перепалки, вспоминают о Боге. Это ли не православная миссия?

Вернувшись в монастырь уже после второго часа пополудни, застаём бережно накрытые специально для молитвенников столы, помолившись, принимаемся за трапезу.

Жаль с нами и с братией не было Владыки Кирилла, дела митрополичьи видимо заставили покинуть монастырь сразу после крестного хода.

И ещё, по прихожанам прошёл ропот, что митрополит велел изъять из алтаря храма антиминс за якобы какие-то недочёты, допущенные архимандритом Германом. Смущение, искушение… С этим и разъехались все – расстроенные. Но, вот, уже вечером – разнеслось по всем прихожанам через звонки и сообщения – вернули антиминс, недочёты оперативно исправлены, уже завтра – будет служиться каждодневная литургия, как все последние десятилетия!

Мудро владыка Кирилл поступил в итоге. А мне подумалось вот что.

Много ли монастырей в России, где читают Неусыпаемую Псалтирь? Много ли приходов, на которых кормят всех прихожан? Много ли мест, где православный народ после длинного богослужения идёт ещё с молитвами на святой ключ со своими батюшками? А ещё крепкое хозяйство, даже павлины прямо у храма разгуливают... Где в России поискать такое глубинное православие во всех отношениях – и в духовных трудах, и в земных? Крайняя редкость, согласитесь! Не сомневаюсь, что владыка Кирилл всё это увидел и оценил.

В короткой беседе после службы отец Герман сказал мне, что вряд ли ближайшие годы можно говорить о возрождении исторического крестного хода – люди не выдержат тяжелой физической нагрузки.

Но у входа в монастырь встретил я монаха, паломника из одного монастыря Ивановской области с кружкой для пожертвований. «Архимандрит Герман – человек. Как человек он и сказал тебе сомнение, а Богу может угодно, чтобы люди пошли крестным ходом – так и будет, как угодно Богу», – сказал мне этот монах-паломник.

А я и не сомневаюсь…

Михаил Юрьевич Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, председатель Казанского отделения Русского собрания, доцент Международной Славянской Академии наук, образования, искусств и культуры, один из основателей фестиваля русского фольклора «Каравон»

Фото автора

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Юрьевич Щеглов
Очарование сельского прихода на Волге
Путешествие в Покровскую церковь (XVIII в.) в селе Полянка Спасского района Республики Татарстан
02.12.2024
«Рцем вси !...»
Почему надо в воскресение посещать храм
15.11.2024
Станет ли Казань центром обсуждения насущных проблем общества, или вновь вклинятся «чиновники-вахтёры»?
Непраздный вопрос в канун дискуссии «Россия и Русский мир: история, современные вызовы и перспективы», назначенной в Казани на 4 ноября 2024 г.
01.11.2024
Анатолий Степанов: Казань – один из важнейших центров русской цивилизации
Беседа с председателем Общества русской культуры Республики Татарстан Михаилом Щегловым в канун праздника Дня народного единства и участия в заседании дискуссионного клуба «Третья столица» Казанского отделения «Русского собрания»
28.10.2024
Казань, Покров. Веселье души, воздух русской души!
Краткий очерк с праздничного архиерейского богослужения
14.10.2024
Все статьи Михаил Юрьевич Щеглов
Последние комментарии
Сирия – всё «по плану» «мирового модератора»?
Новый комментарий от Калужанин
11.12.2024 12:02
Украинские события обострили идеологические вопросы
Новый комментарий от Владимир Николаев
11.12.2024 11:49
Возродить стройотряды!
Новый комментарий от Александр Волков
11.12.2024 11:46
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
11.12.2024 11:35
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Игорь Ал
11.12.2024 11:32
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Новый комментарий от Виктор Фролов
11.12.2024 10:10
Кто и зачем занижает число жертв нацистских лагерей?
Новый комментарий от Ленчик
11.12.2024 09:44