Крестный ход с Седмиозёрной Смоленской иконой Божьей матери до революции был по значимости вторым после Пасхи событием для православной Казани. Дело в том, что именно эта икона дважды избавляла Казань от страшной смертельной моровой язвы, чумы в 1654 и 1656 годах. С тех пор и берёт начало традиция шествия крестным ходом с этим образом в Казань в день Тихвинской иконы Божьей матери 9 июля. Навстречу этому крестному ходу выходил крестный ход из Казанского кремля, Благовещенского собора, встречались они в Кизическом монастыре, направлялись в Казань, где Смоленская Седмиозёрная икона за месяц успевала побывать во многих храмах и домах почётных горожан. В день Смоленской иконы Божьей матери 10 августа икона возвращалась в родной Седмиозёрный Богородицкий монастырь.
Седмиозёрная Смоленская икона, сохранилась до наших дней, слава Богу! Но находится она в алтаре Петро-Павловского кафедрального собора Казани, а в восстановленном Семиозёрном монастыре имеется её чтимый список.
6 апреля сего года на встрече митрополита Кирилла с русской и кряшенской православной общественностью поднимались и вопросы, касающиеся Казанской Седмиозёрной Богородичной пустыни, её традиций и святынь. Вопрос возвращения иконы «на родину» и вопрос возрождения Седмиозёрного крестного хода, особенно в условиях нынешней пандемии, были обозначены как вопрос времени. Отправлены в патриархию и документы на канонизацию святого старца схиархимандрита Гавриила (Зырянова).
А в прошедшую пятницу, в самый день Тихвинской иконы Божьей матери, почитаемый в монастыре как престольный праздник, все ждали визита митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла. И владыка Кирилл прибыл! Состоялась праздничная литургия и после неё крестный ход вокруг храма Евфимия Великого и Тихона Задонского – единственной церкви монастыря. У входа стояла матушка в монашеском одеянии, собирала средства на проект восстановления второго храма. Говорит, что не менее пяти миллионов рублей обойдётся, давно уже собирают, а уж на стройку – и со счёта сбились, сколько денег потребуется. Но братья и сестры не унывают, по благословению наместника монастыря архимандрита Германа и при его деятельном участии ведут сбор средств уже много лет и не сомневаются, что церковь будет восстановлена.
А пока все богослужения проводятся в церкви Евфимия Великого и Тихона Задонского, а в соседней вновь выстроенной часовне Всех Святых круглосуточно читается Неусыпаемая Псалтирь!
Литургия прошла «на одном дыхании». Начался праздничный крестный ход. Не до Казани, пока только вокруг храма. Но лиха беда начало!
После всех, кто был на богослужении, пригласили на трапезу. Эта, надо сказать, не часто практикуемая традиция ведётся здесь с самого начала служения отца Германа. Когда прихожан и паломников собирается много, накрывают не только в трапезной, но и на улице.
В этот раз заметил, что столы и в трапезной и на улице после крестного хода были наполовину пустыми. Оказалось, что верующие с батюшками пошли на святой ключ, до которого здесь около двух километров. Я, едва куснув монастырских яств, поспешил за всеми. На святом ключе пели водосвятный молебен, всем приходом величали Богородицу… Чудная благодать посреди летнего зноя в дремучем лесу! Люди из Казани подъезжают, тянутся за качественной водой, припасть к холодной струе после тяжелого пути по раскалённым дорогам. А тут – молитва, священство, иконы, соборное пение клира и прихожан. У детей глаза расширяются, взрослые оставляют пустые попутные перепалки, вспоминают о Боге. Это ли не православная миссия?
Вернувшись в монастырь уже после второго часа пополудни, застаём бережно накрытые специально для молитвенников столы, помолившись, принимаемся за трапезу.
Жаль с нами и с братией не было Владыки Кирилла, дела митрополичьи видимо заставили покинуть монастырь сразу после крестного хода.
И ещё, по прихожанам прошёл ропот, что митрополит велел изъять из алтаря храма антиминс за якобы какие-то недочёты, допущенные архимандритом Германом. Смущение, искушение… С этим и разъехались все – расстроенные. Но, вот, уже вечером – разнеслось по всем прихожанам через звонки и сообщения – вернули антиминс, недочёты оперативно исправлены, уже завтра – будет служиться каждодневная литургия, как все последние десятилетия!
Мудро владыка Кирилл поступил в итоге. А мне подумалось вот что.
Много ли монастырей в России, где читают Неусыпаемую Псалтирь? Много ли приходов, на которых кормят всех прихожан? Много ли мест, где православный народ после длинного богослужения идёт ещё с молитвами на святой ключ со своими батюшками? А ещё крепкое хозяйство, даже павлины прямо у храма разгуливают... Где в России поискать такое глубинное православие во всех отношениях – и в духовных трудах, и в земных? Крайняя редкость, согласитесь! Не сомневаюсь, что владыка Кирилл всё это увидел и оценил.
В короткой беседе после службы отец Герман сказал мне, что вряд ли ближайшие годы можно говорить о возрождении исторического крестного хода – люди не выдержат тяжелой физической нагрузки.
Но у входа в монастырь встретил я монаха, паломника из одного монастыря Ивановской области с кружкой для пожертвований. «Архимандрит Герман – человек. Как человек он и сказал тебе сомнение, а Богу может угодно, чтобы люди пошли крестным ходом – так и будет, как угодно Богу», – сказал мне этот монах-паломник.
А я и не сомневаюсь…
Михаил Юрьевич Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, председатель Казанского отделения Русского собрания, доцент Международной Славянской Академии наук, образования, искусств и культуры, один из основателей фестиваля русского фольклора «Каравон»
Фото автора