Издательство «Книжный мир» на днях напечатало очень важную книгу для понимания турбулентного балканского пространства. В переводе Павла Вячеславовича Тихомирова, помощника главного редактора «Русской народной линии», под редакцией Марины Василькиной вышла книга «Великая Хорватия и геноцид сербов» автора Василия Дж. Крестича, «патриарха» сербской исторической науки. Предисловие для русского издания книги написала профессор философского факультета Белградского университета др. Мира Радоевич, а рецензию для русского издания написала кандидат исторических наук Анна Игоревна Филимонова.
В сербской исторической науке и сербской общественности почти нет сомнений по поводу того, что Василий Крестич – величайший из ныне живущих сербских историков. Профессор Философского факультета в Белграде на пенсии, член-корреспондент Сербской Академии наук и искусств (САНУ) с 1981 года, и её регулярный член с 1991 года, до сих пор активный учёный, директор Архива Сербской Академии Наук и Искусств.
Эта книга очень важна для понимания вековых сербско-хорватских столкновений на Балканах. Автору удалось ясно, внятно и убедительно проиллюстрировать суть великохорватских устремлений, указать на то, как хорватские политики, не гнушаясь никакими средствами, искали любые возможности для осуществления хорватизации сербов.
Анна Филимонова в рецензии справедливо написала: «Исследование Василия Крестича базируется на богатейшем массиве источников, прежде всего, на архивных материалах различных стран, свидетельствующих о формировании и генезисе идеологии расисткого, шовинистического типа ("идея хорватского исторического государственного права" Анте Старчевича) и её практической реализации. Не может не поражать скрупулезность подхода автора, при котором одновременно выполнена задача воссоздания целостной, объемной картины исторического процесса при конкретном, лаконичном изложении».
На основании этого хорватского исторического государственного права раскрытого в учении Анте Старчевича «хорватские политики непрестанно, со времён революции 1848–1849 годов и до наших дней, намеревались создать великое, этнически чистое и католическое хорватское государство» – пишет и фактами доказывает сам автор в книге. Читатель заметит, что идея о геноциде сербов, о великой, этнически и католически чистой Хорватии превосходит все государственные рамки, политические и общественные системы. Красной нитью она тянется от Анте Старчевича, Евгена Кватерника, Миховила Павлиновича, Иосипа Франка, Франа Супила, Степана Радича и Анте Павелича до Фране Туджмана, Колинди-Грабар Китаревич и сегодня Зорана Милановича.
Хотя и не напрямую, а косвено, между строк можно ощутить роль Ватикана как главного генератора сербофобии в Хорватии. На рубеже православной и римско-католической цивилизаций на Балканах находятся с одной стороны сербы, с другой – хорваты. Русскому читателю это понятно, русской читатель знает, что на рубеже русского православного мира и римско-католической Польши генератором русофобского воинствующего полонизма веками был Ватикан. Поэтому неудивительно, что лидер грозного клеро-нацистского «Независимого Государства Хорватии» Анте Павелич воспринимался и воспринимается до сих пор в Ватикане как борец «матери-Церкви» со «схизматическим» Православием. Несмотря на тот факт, что военный викарий Хорватии Алоиз Степинац ответственен за зверское уничтожение сотен тысяч сербов.
Такое лицемерное отношение к сербам не только Ватикана, но и западной романо-германской цивилизации как таковой, понятно русскому человеку, как никому другому, поскольку и русский мир подвергался такой страшной русофобской пропаганде. Похоже, что тех, кто ненавидит другие народы, принято называть нацистами, тех, кто ненавидит другие расы, расистами, а тех, кто ненавидит сербов и русских, принято называть «борцами за демократию».
В заключение надо сказать, что книга представляет интерес не только для специалистов-историков, но и для широкого круга читателей.
Ранко Гойкович, публицист, издатель, председатель «Русского Собрания в Сербии», генеральный секретарь «Общесербского славянского движения