Как сообщалось, депутат Государственной Думы Виталий Милонов заявил в эфире радиостанции «Говорит Москва» о необходимости ввести ограничения для россиян, занимающихся коллекторской деятельностью.
Заявление депутата прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:
Я с большим вниманием и известным сочувствием отнёсся к высказываниям уважаемого мною Виталия Валентиновича Милонова. Должен сказать, что в своих высказываниях и он, и СМИ всего лишь обрывают листья этого зловредного сорняка под названием даже не «микрофинансовые организации», а «ростовщическая система», в плену которой мы все оказались. Действовать надо гораздо глубже.
Пункт первый. Виталий Валентинович является депутатом Думы, народным избранником, и в Думе его прямой долг добиться законодательного запрета и законодательного осуждения деятельности микрофинансовых организаций. Потому что то, чем они занимаются — это ростовщичество вавилонского или древнеримского уровня, если не больше.
40-50% годовых, а временами и 100% — то, что позволяют себе микрофинансовые организации.
Они без преувеличения разоряют наших сограждан, являются и народным бедствием, и национальной угрозой. Они провоцируют внутриполитическую напряженность, дают благодатный повод всяким навальным для критики власти, они создают все предпосылки для социального взрыва. Поэтому данные организации, безусловно, должны быть запрещены, и, более того, с них должны быть взысканы все те средства, которые были получены ими с моральной точки зрения преступным путём. Потому что этот путь без преувеличения преступный.
Я бы охарактеризовал его как финансовое мошенничество. Говорят, будто бы люди идут добровольно и добровольно берут эти кабальные займы. Скажем так — особой добровольности здесь нет.
Во-первых, есть навязчивая реклама, присутствие этих организации на каждом шагу. Во-вторых, отказ крупных банков в кредитах небогатым гражданам. Тяжелая бюрократическая процедура, требование многочисленных справок о доходах, и если ты не соответствуешь какому-то уровню, тебе запросто могут отказать в займе. Все это заставляет людей идти к этим, говоря без преувеличения, вурдалакам.
Необходим пересмотр законодательства относительно банковской системы в целом.
Во-первых, предельно возможное снижение ссудного процента до мировых стандартов. У нас любят оглядываться на западный опыт. Так вот, в благоустроенных государствах, таких как Соединённые Штаты Америки и страны Евросоюза, предельный процент при займе не превышает в целом 10%. Почему у нас даже в приличных банках, типа Сбербанка, он может достигать 25% и выше? Я уже не говорю о микрофинансовых организациях.
Необходимо законодательное ограничение ссудного процента и жесткие санкции за его превышение. Равно как и санкции за отказ добросовестным должникам в займах, а также облегчение процедуры получения займа.
Учитывая прошедшую пандемию, учитывая, сколько людей разорилось в результате её, а это разговор не о сотнях тысячах, а может быть, о миллионах наших сограждан, насущно необходима долговая амнистия. Разумеется, она не должна проводиться так, что богатые бессовестные должники от этого разбогатеют, а бедные в очередной раз обеднеют. Безусловно, необходим социальный подход, если мы ещё называемся социальным государством. Раз называемся, то мы должны за это отвечать.
Так или иначе, большинство долгов мелким должникам должно быть списано. Вопрос — каким образом? Частично за счет государства, а частично за счёт тех же банков, которые достаточно обогатились в своё время на наших деньгах. Если этого не произойдет, боюсь, что социальный взрыв рано или поздно в нашей стране будет неизбежен.
Напомню историю Древней Руси, в частности события 1113 года. Когда умер князь Святополк, покровительствующий ростовщикам, иудеям, арабам и русским, то толпа, доведённая до отчаяния, принялась избивать ростовщиков и грабить княжье имущество. Мы же не хотим этого?
Если не хотим, то богатым следует добровольно поделиться с бедными хотя бы частью награбленных ими богатств. В противном случае 1917 год покажется детской сказкой по сравнению с тем, что может произойти у нас.
В данном случае я высказываюсь как доктор исторических наук и доцент. Мои высказывания являются моим частным мнением. В данном случае я не говорю ни от имени Санкт-Петербургского университета, ни от имени Русской Православной Церкви, протодиаконом коей я являюсь. Но думаю, что очень многие мои сограждане разделяют мои мысли по данному поводу.
Должен сказать, что это вопрос не только политический, но и вопрос духовный. Потому что апостол Павел ясно свидетельствует в Послании коринфянам: «Лихоимцы Царствия Божия не наследуют» (1 Кор 6, 10). То есть не наследует его те, кто берут проценты со своих ближних, не наследует те, кто занимается ростовщической деятельностью.
Святитель Василий Великий в своём Толковании на Псалом 14 и в своей проповеди против ростовщиков говорит о том, что ростовщики хуже бесов. Ростовщики являются кровопийцами, потому что они вытягивают у людей последние остатки жизни, последние остатки жизненных припасов. Вместо того, чтобы помочь людям, они их губят, они их добивают.
Голос Святителя Василия Великого в данном вопросе является голосом всей Вселенской Церкви. Потому что с ним солидарны все святые отцы в этом вопросе, как и Священное Писание Нового Завета, а отчасти и Ветхого.
Что же касается вопроса о коллекторах, то это вопрос второй. Безусловно, их деятельность в моральном смысле преступна, в законодательным смысле непонятна. Если существует институт судебных приставов, который должен разрешать этот вопрос, то институт коллекторов является абсолютно излишним.
Очень многих наводят на мысль параллели с незаконными вооруженными группировками 90-х годов, которые вышибали долги. Сейчас этим в чуть более облагороженном, якобы разрешенным законом виде занимаются коллекторы, которые действительно очень часто применяют те приемы, на которые указал уважаемый Виталий Валентинович Милонов.
Безусловно, деятельность коллекторов должна быть законодательно запрещена, и люди, занимавшиеся этой деятельностью, должны подвергнуться минимум моральному осуждению. Но гораздо большему моральному осуждению должны подвергнуться те, кто создавал условия для подобной безнравственной и деструктивной деятельности. Именно те, кто создал эту безумную систему, как говорил Валентин Юрьевич Катасонов, «процента: ссудного, подсудного и безрассудного».
Систему, безусловно, надлежит менять. Лучше мирными способами, иначе она будет сломана революционными средствами, и тогда явится русский бунт — беспощадный, но, увы, не бессмысленный. Потому что за этим будет стоять тридцатилетняя процентная экономика, тридцатилетнее издевательство над нашими согражданами, тридцатилетнее разрушение государства Российского.
Всем нашим дорогим читателям, если только они считают себя православными, стоит вспомнить заповедь Апостола Павла о том, что лихоимцы, то есть ростовщики, Царствия небесного не наследуют.
12.
Просто на фоне вашего 6 пункта Программы о "возмездии расхитителям", такие лозунги, в целом, формируют очень страшную картину. Хлеще чем сейчас.
11.
Вы думаете в микрофинансовые организации обращаются чтобы купить продукты питания? Вы ошибаетесь. Хотят купить современные блага, которые в большинстве случае и не нужны вовсе этим людям. Если ты грузчик, то не обязательно тебе иметь последний айфон, верно? Не обязательно тебе брать кредит или займ, чтобы купить за 100 тыс. рублей модель смартфона, которая устареет через 1,5 года. Также например, есть современные автомобили Лада, УАЗ, но никто из россиян не хочет на них всё время ездить. Все мечтают об иномарке, "уж лучше я возьму кредит, но зато будет иномарка". Даже много священников русских также думают. Я таких людей хочу спросить: а смысл? И мой итоговый вопрос: вы для таких хотите устроить делёжку награбленного?
Ещё вы написали про то, что в микрофинансовые организации по доброй воли никто бы не шёл, если бы получали хорошую зарплату. Я не сторонник МФО (я за запрет их). Но там сотни тысяч клиентов с зарплатами выше среднего по стране и региону, полно предпринимателей, полно мошенников и полно вполне успешных юридических лиц. Там не только одни бедные.
10. Алексу Алешину
9.
А вот с такой частностью
богатым следует добровольно поделиться с бедными хотя бы частью награбленных ими богатств. В противном случае 1917 год покажется детской сказкой по сравнению с тем, что может произойти у нас
не согласен.
Точнее, все ли обратили внимание, что Вы написали слово "награбленное" и слово "часть"? А нужно ли НАГРАБЛЕННОЕ людям, православным? Мне нет.
Награбленное, в том смысле, что отнятое не по совести, не по справедливости. Ведь почему люди вынуждены обращаться в микрофинансовые организации? Да потому что им выплачивают столь мизерную зарплату, что её не хватает элементарно на продукты до следующей получки. Разницу, то что недоплатили людям, буржуи складывают в собственный карман, тем самым обеспечивая себе сверхприбыли. Награбленное буржуями безусловно нужно людям, ведь имея достойную зарплату, никто в такие организации по доброй воле ни за что не пойдёт. Если бы буржуи не грабили людей средь бела дня, а платили им за их труд достойное вознаграждение, микрофинансовые организации были бы невозможны за ненадобностью и никто бы их не создавал.
8.
Но постоянно писать про бунты и революции, да ещё и с посылом "богатым нужно с награбленным поделиться" я считаю неуместным.
Голос озабоченного Абрамовича. Тоже человек и имеет право высказаться - перед судом.
7. PS
6.
5.
…все ли обратили внимание, что Вы написали слово "награбленное" и слово "часть"? А нужно ли НАГРАБЛЕННОЕ людям, православным? Мне нет. Очень многие Ваши слова воспримут по-другому и просто: "грабь награбленное". Кто будет определять: какая часть? что считать не награбленным? Бедные, социалисты? И не постоянная ли дума об этом приведет к детской сказке, которой пугаете? Не лучше ли не писать об этом вовсе? НАГРАБЛЕННОЕ, с моей точки зрения, христианину не нужно.А что Вы предлагаете делать с «награбленным, скажите на милость? Сжечь на мусоросжигательном заводе и закопать в Шиесе? Оставить ворам? Истинно православная позиция, нечего сказать. Особенно доставляет эпических лулзов, что христианству некий гражданин учит православного батюшку.
Кодекс христианского жития «Русская правда» Ярослава Мудрого прямо указывал, что надлежит делать с «награбленным: «а истцу взять свое украденное». Взять, а не ханжески корчить невинное лицо. Если было украдено у народа – пусть ему и будет возвращено.
Определять размер и способ экспроприации будет суд (не нынешний, разумеется), посредством аудита и пересмотра залоговых аукционов и приватизационных сделок. Кому-то светит полная конфискация, кому-то частичная, кого-то вообще не коснется – слово «часть» употреблено не случайно, и непонятно, почему оно вызвало такое возбуждение.
И об этом нужно писать. Чтобы воры знали, что по ним плачет тюрьма, а не хоромы да терема.
«Лучше мирными способами, иначе она будет сломана революционными средствами, и тогда явится русский бунт — беспощадный, но, увы, не бессмысленный».
Не знаю, как это понимать, шантаж или угроза? Можно реформами всё исправлять, Вы сами написали. Но постоянно писать про бунты и революции, да ещё и с посылом "богатым нужно с награбленным поделиться" я считаю неуместным. Это нужно понимать, как напоминание историка Владимира Василика о невыученных уроках прошлого. Помните у Ключевского: «История не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».
Как любит Сергей Михеев повторять армейскую присказку: «Не хотите по-плохому? По-хорошему будет хуже!».
4.
3. Интересно