29 мая 2021 года Санкт-Петербург празднует свой 318-й день рождения, напоминает пресс-служба Президентской библиотеки.
Об основании города художник-живописец, искусствовед Игорь Грабарь рассказал в третьем томе издания «История русского искусства»: «Летом 1703 г. на небольшом островке Невы Пётр Великий, по сообщению тогдашних "Ведомостей", "новую и зело угодную крепость построить велел, в ней же шесть бастионов, где работали двадцать тысящь человек подкопщиков и тое крепость на свое государское именование, прозванием Петербургом обновити указал". <…> Победив природу, наперекор стихиям, вызвал к жизни Пётр Великий – Великий Петербург. Необычайно его рождение, необычаен и рост его».
На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с обширной тематической коллекцией «Санкт-Петербург», включающей редкие, по-настоящему уникальные издания: описания города с момента его основания, сделанные очевидцами, путеводители по памятным местам и достопримечательностям, справочные, статистические и многочисленные изобразительные материалы, а также с коллекцией «Мосты Санкт-Петербурга».
Мосты Санкт-Петербурга стали одной из многих выразительных примет и культурных достопримечательностей нашего города. Сегодня их насчитывается около 800 – разводных и вантовых, автомобильных и пешеходных, малых и больших…
Первый мост в Санкт-Петербурге построили в 1703 году – в год основания города, это был наплавной (плашкоутный) деревянный мост, соединивший крепость на Заячьем острове со строениями на Городовом (ныне Петроградском) острове. Изначально мост именовался Петровским, а с 1887 года стал Иоанновским.
Через Неву первый наплавной мост, Исаакиевский, был наведён в 1727 году по желанию светлейшего князя Александра Меншикова от его дворца на Васильевском острове на противоположный берег.
В 1794 году академик Императорской Академии наук и художеств Иван Георги в издании «Описание российско-императорскаго столичнаго города Санкт- Петербурга и достопамятностей в окрестностях онаго» сообщал: «Нынешние мосты на Неве возведены на больших плашкотах, утверждаемых двумя якорями и укрепляемых между собою канатами. <…> Для пропуска кораблей имеются между некоторыми плашкотами подъёмные мосты. <…> Можно по оным безвредно лошадьми гнать во весь опор и перевозить наивеличайшия тягости… <…> Невский мост, соединяющий Адмиралтейскую сторону с Василиевским островом, находится у памятника ПЕТРА ВЕЛИКАГО. Он имеет 140 сажен в длину и состоит из 21 плашкота с 2 подъёмными мостами. <…> Новый Воскресенский мост идёт от Литейныя части повыше Литейнаго двора, через не разделённую ещё протоками Неву, на Выборгскую сторону. <…> Никольской мост по малой Неве пониже биржи соединяет Василиевский остров с Петербургскою стороною. <…>
Мосты по Мойке, возведённые доныне, суть ещё деревянные, и именуются по краске их красный, синий, жёлтый и зелёный мост; другие называются по местам, где они находятся; в самом верху есть мост у летняго саду, а другой немного пониже у конюшенного двора, почему и Конюшенным мостом называется. <…>
При верхнем устье Фонтанки возведён по оной мост, на трёх сводах из тёсаного дикаго камня; прочие, как то: Симионовский, Аничков, Абухов, Воскресенский и Калинкин мост имеют каждый по два свода из такого ж камня, и между оными подъёмный мост, с 4 малыми башнями из тесанаго дикаго камня в три сажени вышины возведёнными и содержащими в себе вороты. На каждом мосту находятся четыре колонны из такого же камня, с осмью фонарями на железных рукавах».
Продолжение истории мостов в городе на Неве можно узнать из сопроводительного текста к комплекту открыток «Мосты Ленинграда» (1978) редактора-составителя Елены Кулагиной: «С начала XIX века в строительстве мостов стал широко применяться металл, однако продолжали сооружаться и каменные мосты. <…>
Среди разнообразия типов мостов, представленных в Ленинграде, выделяется небольшая группа висячих (цепных) мостов. Один из них – Львиный, переброшенный через канал Грибоедова, сооружён в 1825–1826 гг. по проекту инженера Г. Третера. Скульптурные фигуры львов отлиты по моделям П. Соколова. Знаменит своими скульптурными группами и другой ленинградский мост – Аничков. Укротители коней, изваянные П. Клодтом, были установлены здесь после капитальной перестройки моста в 1839–1841 гг… <…>
С развитием науки и техники, с появлением новых материалов стало возможным сооружение мостов большой протяжённости через главное русло Невы взамен наплавных, пересекавших его вплоть до середины XIX в. Все мосты, строившиеся через Неву, были разводными: этого требовало развитие судоходства».
Первый постоянный разводной мост в Петербурге появился в 1850 году, соединив Васильевский остров с Английской набережной. Новый мост был назван Благовещенским по церкви Конногвардейского полка и Благовещенской площади (с 1855 года – Николаевский мост, с 1918 года – мост Лейтенанта Шмидта; в 2007 году мосту было возращено первоначальное имя).
В 1916 году был открыт Дворцовый мост, соединивший Дворцовую площадь и стрелку Васильевского острова. Пятипролётный металлический с разводным двукрылым пролётом посередине, он считается одним из самых сложных сооружений в мире.
Мосты Петербурга – это не только инженерные конструкции и важные связующие звенья, но и произведения архитектурного искусства. Как сказал писатель Лев Успенский в эссе «Мосты повисли над водами…» (1984): «…Каждый ленинградский мост не просто сооружение из железа и камня. Каждый из них – как бы живое существо, как бы чугунный гражданин нашего города. <…> Наши мосты живут одной жизнью с нами. <…> Есть мосты очень старые – Каменный мост через канал Грибоедова. Есть мосты совсем юные… И вот чудо: все они прекрасны. И те, под которыми властным размахом протекает сама Нева. И те, которые – местами по три, по четыре, по пять рядом – перекрывают разветвления малых речек и протоков её дельты…
Это – чудо, но это и не могло случиться иначе. Ленинград, город высокой, строгой, изысканной красоты, раскинулся на сто одном острове. Его мосты – такая деталь его облика, без которой он утратил бы очень многое. Так как же мог бы он помириться с ними, если бы они не были чудом света, все в совокупности? <…> Мосты Ленинграда, великолепная поэма! Как хорошо, что вы существуете для нас!»
Благовещенский мост
Аничков мост
Мост через Лебяжью канавку
Львиный мостик