Рождение нового творения

Слово на Литургии Великой Субботы

0
1205
Время на чтение 5 минут

В течение этой Великой седмицы — ибо поистине она великая — совершается рождение нового творения. Из года в год мы проходим через эти дни, и они даются нам не как повторяющееся воспоминание, но как событие, которым мы можем жить во все дни. Христос, Бог наш, раз и навсегда пережил Свою смерть и погребение. Но и теперь Он участвует с нами во всем, чтобы мы научились жить с Ним. В Великую Пятницу мы могли не только следовать за нашим возлюбленным Господом, но реально, если мы только не внешне присутствовали за богослужением, приобщаться Его Крестным Страданиям. Мы знаем что эта непомерная тяжесть страданий, которая лежит на нашем человечестве, на нашем Отечестве, на каждом из наших ближних, на каждом из нас, исходит из человеческого сердца, из нашего сердца. Сила смерти таится в сердце уязвленном, бунтующем, разбитом, жестоком, человекоубийственном — потому что нелюбящем, как говорит апостол Иоанн Богослов, сила смерти заключена в силе греха, живущего в нас.

Но вот Господь предлагает нам Свой Новый Завет. И этот грех, этот многоразличный ужас, непрерывно тлеющий в нас, Он самым реальным образом берет на Себя. Это уже не наше, это теперь Его. В этом смысл Страданий Христовых. Он принял их когда-то при Понтийском Пилате, а теперь каждое мгновение в каждом из страдающих «братьев Его меньших» — страдает и Он. Его сострадание к нам — не болезненное сочувствие, от которого ничего не меняется. Это сила Его любви, это Его брак с нашим человечеством до принятия на Себя всех наших самых тяжких страданий. Принимая их на Себя, Он освобождает нас от них. Это Новый Завет в Его Крови.

Его любовь крепче, чем эта антилюбовь, эта антижизнь, которая есть наш грех. И Его смерть поистине смерть смерти. Смертию смерть поправ, Он дарует нам жизнь. Это дар жизни Бога Живого. Его любовь — победительница смерти. Вот почему эта седмица Великая, и мы знаем, что она должна открыться еще более глубоким даром — Воскресением, охватывающим все наше существо — дух, душу и тело.

В моменты духовного восторга мы хотим разделить с Господом Его Страдания, вернее, смиренно принять то, что Он несет с нами наши страдания. Потому что Его благодатью нам дается новая жизнь. Но поскольку мы очень спешим, нам хотелось бы как можно скорее перейти к Воскресению. И некоторые из нас, наверное, не понимают, почему Христос, умерев на Кресте в Великую Пятницу, ждал столько времени, чтобы явиться Живым, Воскресшим. Но в Великую Субботу, когда Господь находится во гробе, совершается нечто грандиозное. И мы должны это знать. Мы помним, что говорит апостол Павел: «Мы погреблись с Ним крещением в смерть» (Рим. 6, 4). Только так мы можем выйти из гроба с Ним воскресшими. Мы погреблись со Христом. В этом — смысл богослужения Великой Субботы: вот где наш Господь, и вот где мы — с Ним.

Но что значит погребстись с Господом? Это совсем не значит уйти в себя, замкнуться на себе, напротив! Для Господа положение во гроб означало прежде всего реальность Его смерти. Он не казался умершим. Он действительно был погребен, потому что Он действительно познал смерть. Но для чего Он сошел до этих бездн? Именно для того, чтобы разделить погребение, уход в смерть не только со всеми теми, кто жил до Него и будет жить после Него, но и с нами сейчас, когда мы находимся еще между смертью и жизнью. В Его приобщении нам это Его погребение решает все.

Смерть — время покоя, когда мы уже не можем ничего. За несколько часов до смерти мы можем двигаться, что-то делать, цепляться за жизнь, но когда нас положат во гроб — все кончено. Нет больше никакого движения. Христос, наш Бог, познал в Своем человечестве этот покой. Но это не был конец. Находясь во гробе, Господь не ждал пассивно, когда сила Отчая, сила Духа Святого возвратит жизнь Его человеческому существу. Нет! Во всей устремленности Его человеческой воли и воли Возлюбленного Сына Отча это было самое глубокое проявление силы Его любви. Надежда сверх надежды, как говорит апостол. Великое молчание Святой Субботы — таинственное время человеческого сердца, когда дерзость нашей гордыни, о которой столько говорили пророки и возвещает в этот день апостол, умалена до предела. И Церковь за литургией поет: «Да молчит всякая плоть человеча и ничтоже земное в себе да помышляет». Иначе говоря, наше погребение со Христом — время предельной нищеты нашего сердца.

Когда наше сердце готово принять эту нищету, когда мы устремляемся стать чадами Божиими, мы начинаем рождаться от Отца и Сына и Святого Духа. «Готово сердце мое, Боже, готово», — пророчески возвещает об этом часе псалом. Вместо того чтобы в бессмысленном отчаянии искать, что мы можем делать или не делать, мы должны быть погребенными с Господом. Это значит, наш внутренний взор должен быть с абсолютным доверием обращен к Отцу Небесному. Эта нищета сердца освободит нас, наконец, от сосредоточенности на себе, то есть от смерти.

С какой надеждой произносим мы в эти дни заповеди блаженства! Все содержится в первой из них: «Блаженны нищие духом». Отсюда исходит радость, здесь рождается жизнь. Если есть у нас нищета духовная, если мы нищие Духом Господним, Царство Божие нам принадлежит.

Чтобы понять, какой потрясающей тайной предлагает нам жить Церковь, мы должны научиться молиться. Иногда мы начинаем молиться, и молитва наскучивает нам. Потому что предстоять пред Господом — это совсем иное, чем искать удовлетворения наших поверхностных желаний. Это требует стояния в нашем сердце — на той глубине, где есть способность любить, слушать Бога и других людей. Такое стояние требует смиренного терпения. Кто захочет сойти во гроб, вместо того чтобы с любопытством смотреть направо и налево в переливающемся всеми красками изменчивом мире?

Что же нас ждет после умирания со Христом? Мы восстанем с Ним, Дух Святой укрепит нас, мы узнаем, что мы любимы Богом. Если мы предаем себя в руки Божии, яко дым исчезает смерть, держащая в страхе весь род человеческий.

Но есть в каждом из нас ветхий человек, который по справедливости должен умереть. Он не желает ничего слышать об этом, для него кажется невозможным лишиться того, чем он живет. Нет сил исполняться совершенным доверием Господу: «Я ничего не чувствую в храме? Ну тогда я не буду больше молиться». И он пытается чем-то заполнить свою пустоту. Слишком тяжело оставаться во гробе в ожидании ликования жизни, которое называется воскресением. Не лучше ли возвратиться к египетским котлам, к привычным увеселениям, пока не пришел последний час? Этот ветхий человек желает снова быть обманутым, и это смертельно для него!

Осознаем, что ныне решается наша судьба. Мы стоим перед тайной Пасхи, перехода от смерти к жизни — к подлинным нам самим. Только из этого гроба, из этой нищеты сердца можем мы воскреснуть со Христом и научиться любить. Пасха — всегда воскресение любви. Может быть, Господь сподобит нас еще лучше это понять среди пасхальной ночи, когда в ликовании неба и земли «Христос воскресе! Воистину воскресе!» откроется эта Его победная сила.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06