Близится Святая Пасха, Воскресение Христово. Храмы будут полны. Однако, временами горько видеть, когда они наполовину пусты во время служб Страстной Седмицы – глубоких, духовных, молитвенных, прекрасных. Создается впечатление, что многие стремятся разделить пасхальное ликование, но немногие - скорбь Святых страстей.
Между тем, пасхальная радость становится неполной, поверхностной, душевной, если человек не прошел путь борьбы со страстями во время Великого Поста и если не приобщился к созерцанию Святых Страданий Христовых. Разве случайно воспевает преподобный Иоанн Дамаскин в своем Пасхальном «Золотом» каноне?
«Вчера спогребохся Тебе, Христе.
Совосстаю днесь..
Сраспинахся Тебе вчера.
Сам мя прослави, Спасе,
во Царствии Твоем».
Без Креста нет Воскресения, учат святые Отцы и все выдающиеся православные умы. Разве случайно Святая Церковь воспевает в праздник Воздвижения древний гимн?
«Кресту Твоему
покланяемся, Владыко.
И Святое Воскресение Твое
славим».
К сожалению, архитекторы современного общества пытаются уничтожить в общественном сознании саму идею Креста и крестоношения. Прав был Достоевский, говоря: «Когда самая жизнь проповедуется в комфорте». При этом пропагандируется не просто комфорт, а наслаждение, как принцип, при этом – любое, даже самое извращенное. Гедонизм, потребительство, как принцип жизни агрессивно навязывается всему человечеству. А еще – почитание денег, культ золотого тельца. И с этой точки зрения не случайны постоянные попытки реабилитировать сребролюбца и предателя Иуду, которые, увы, проникают и в церковную среду. Сребролюбие и любовь к извращениям, сребролюбие и предательство повязаны гнусным браком. Не случайно Церковь говорит в Великий Четверг:
Иу́да раб и льстец,
учени́к и наве́тник,
друг и диа́вол, от дел яви́ся:
после́доваше бо Учи́телю,
и на Него́ поуча́шеся преда́нию,
глаго́лаше в себе́: преда́м Того́,
приобря́щу собра́нная име́ния.
Наш мир во многом напоминает мир, в котором жил и пострадал Господь наш Иисус Христос – мир римских империалистов, жадных банкиров и ростовщиков, надменных первосвященников, лицемерных фарисеев, разбойников – политических террористов, и предателей. В этот мир пришел Христос, чтобы искупить нас Честною Своею Кровию и источить нам бессмертие. Об этом ясно и очевидно говорит Святая Церковь в своих службах Страстной Седмицы. Поэтому воспользуемся этой возможностью, чтобы приникнуть к этой великой тайне. Как говорит святитель Мелитон Сардийский (+180)
О тайна новая и несказанная,
ибо судим был Судья
и связан был Тот, Кто освободил связанных,
и пригвожден был Тот, Кто сотворил мир,
измерен был Тот, Кто мерит небеса и землю,
Кто животворит творения, и погребен был Тот, Кто воскрешает мертвых.
Об этой тайне искупления свидетельствует Церковь в богослужении Великой Пятницы, в древних антифонах:
Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый;
венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь;
в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки;
заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама;
гвоздьми пригвоздися Жених Церковный;
копием прободеся Сын Девы.
Покланяемся Страстем Твоим, Христе.
Покажи нам и славное Твое Воскресение.
Таким образом, без поклонения Страстям Христовым нельзя увидеть Святое Воскресение Христово.
И ещё. В прошлом году под предлогом эпидемии власти пытались закрывать храмы для народа Божия. Тем самым они пытались утаить от него Святое Воскресение и уподобились иудейским первосвященникам, книжникам и фарисеям, которые потребовали от Пилата стражу и запечатали гроб Христов, в безумной надежде удержать Господа во Гробе и скрыть от мира Его восстание. Мы знаем, насколько хорошо у них это получилось. Знаем о их «славной» судьбе: многие из них, а главное – их дети умерли от голода, или были убиты римлянами. Если власти не хотят последовать по их стопам, то, надеемся, они проявят благоразумие и не будут препятствовать Пасхальному торжеству и службе Божией, которая созидало и созидает государство Российское. И да поможет всем нам Бог с чистым сердцем прославить воскресшего Христа.
Протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии