Недавно на платформе ютюб появилась очень интересная беседа кандидата исторических наук, профессора Московского педагогического государственного университета Германа Анатольевича Артамонова (специалист по истории древней Руси и славян) и доктора химических наук, профессора Гарвардской школы медицины (США) Анатолия Алексеевича Клёсова (основатель новой науки ДНК-генеалогия). В 45-минтуной беседе этих двух специалистов были затронуты весьма важные для российской историографии вопросы о генезисе славян: ареале их бытия в Европе с древних, доисторических времён; о родоводе основоположника славянской-русской государственности князе Рюрике и его потомков; о родовых (генетических связях) славянских племён с германскими, скандинавскими племенами, основоположниками государственности германцев, шведов, датчан, англичан и т.д.; о том, откуда есть пошли славяне и о их родовых-генетических связях с членами других племён на территории Европы в доисторическое время.
Y-хромосомные гаплогруппы мировой популяции в доколониальный период
Сразу подчеркнём, ДНК-генеалогия занимается естественно-научным исследованием на основе закономерностей генной биологической наследственности людей по мужской У-хромосоме, имеющей и собственные характерные химические признаки, т.н. гаплогруппы – определённым образом фиксированные, устойчивые химические соединения, передаваемые от отца к детям по мужской – родовой линии.
Характерные генетические признаки сохраняются во всём большом объёме всех сформированных Х-женских и У-мужских генов в структуре химических соединений дезоксирибонуклеиновой кислоты - ДНК, находящейся в ядре каждой клетки человека, на основе которой формируется изначально и перманентно в течение всей жизни организм каждого из нас, в процессе его метаболизма (обмена веществ) и жизнедеятельности в окружающей природной, культурно-социальной и умной – осознанной рассудительной – среде рациональных абстрактных знаний, в том числе и научных.
Гены организма каждого из нас изначально детерминируют – безусловно определяют ход всех внутренних биохимических процессов. На внешнем контуре личности человека эти органические детерминанты проявляются во внешнем виде, определяя изначально расу человека (строение тела, лица, вид и цвет волосяного покрова и т.п.).
Однако, с точки зрения общественных наук, одними из которых являются философия и история, интересна прежде всего реакция человека на окружающую среду во всём её многоликом спектре, формах, содержании и смыслах. Естественно, реакция на окружающую среду у различных рас людей различна. Расы, представляющие людей живущих ближе к экватору Земли, будут иметь более быструю реакцию на внешние раздражители, чем у представителей тех рас, которые исторически сформировались под лучами более прохладного северного солнца.
Реакция у людей южных рас более быстрая, физически более экспансивная на внешнюю угрозу самого бытия данного человека. В условиях, когда нет внешней угрозы, но есть интерес к внешнему раздражителю, рассудок этих людей оперирует более большим числом известных ему эмпирических фактов и наученных знаний, опираясь на имеющиеся устойчивые каноны социального бытия.
Проявления внешней реакции людей северных рас на внешний раздражитель менее быстрая, но её проявление в действии может быть очень существенным по влиянию на окружающую среду. У них преобладает не эмоциональная импульсивность, а рассудительность, ибо они продумывают свою ответную реакцию, опираясь на заученный опыт и абстрактные научные – логически обоснованные и проверенные эмпирическим путём – знания. Такой ответ будет также рациональным, обоснованным и действенным, но менее реактивным – импульсивным.
Территории проживания оседлых племён славян в Европе во второй половине 1-го тысячелетия нашей эры
Естественно, религиозные воззрения людей различных рас, на которых строятся их социальные культуры, семантика языков с их смысловым ареалом охватывания окружающего естества, пищей, со всеми нравственными смыслами и подтверждающими их красочными внешними формами религиозных действий, одеждами, танцами и песнями, весьма различны и уникальны. И это само по себе весьма ценно для человечества, поскольку расширяет пространство его осмысленного гуманного восприятия своего бытия на планете и в космосе.
Необходимо подчеркнуть, что связь между генетическими кодами ДНК, строящими организм человека, и социальной, культурной средой обитания людей не прямая, а посредственная, проявляемая через характер поведения тех или иных людей. Лишь пища из окружающей среды влияет определённым способом на биохимические процессы организмов людей, проживающих в данных условиях. И вот здесь вступают в действие социальные науки, рассматривающие на всём историческом процессе развития человечества различные общественные формирования и их взаимодействия на основе тех или иных важных для этих социумов культурных смыслов.
Бесспорно, нас интересует прежде всего распространение славянских племён на европейском континенте в доисторические времена, когда ещё не существовало письменности, которая чётко фиксирует язык тех народов, которые ею пользуются. Лингвисты, археологи и этнографы чётко установили, что на европейском континенте все существующие языки формировались на основе двух лингвистических корней: индоевропейский язык – санскрит, финно-угорские языки с родиной на Урале и далее на Север. Отметим, литовский язык является индоевропейским, сохранившим в себе многие архаичные формы слов того языка или их основ – корней, а также построение слов в смысловые определения. (Подробнее см. здесь; а здесь статья о славянском, православном генезисе Великого княжества Литовского). Это лишь в середине XIX века лингвист из Кёнигсберга (нынче Калининград) придумал по политическим мотивам отдельный этнос – «балтийский», чтобы отделить прибалтийских славян от общей самой большой на европейском континенте славянской ойкумены.
Возвращаясь к заглавной теме данной статьи, а именно, кто был по происхождению родоначальник российской государственности князь Рюрик, из какого рода – славянского, германского, скандинавского племени – он происходил. Ответ на данный вопрос давно занимает головы историков, поскольку за ним скрываются те смысловые определения, которые важны современным людям, воспринимающим мир как сообщество различных наций (понятие «нация» юридически кодифицировано во времена расцвета капитализма в 1873 г. доктором юридических наук С.П. Манчини), среди которых, по антигуманному учению социал-дарвинистов, есть более продвинутые «светочи мирового прогресса» и отстающие, которым «надо привить цивилизацию». В этих псевдонаучных социальных клише поднаторели англосаксонские социальные мыслители, а за ними и немецкие. Не случайно немецкие историки, работавшие в российской Академии наук в Санкт-Петербурге в середине XVIII века Г.Ф. Миллер и А.Л. Шлёцер провозгласили нормандский, читай германский или скандинавский, родовод Рюриковичей, тем самым подчёркивая несостоятельность славянских племенных вождей в деле формирования государственности на территории проживания славян. Как известно против таких суждений, усиленно навязываемых названными историками немцами сознанию российских учёных и политиков, сразу выступили первые русские историки В.Н. Татищев и М.В. Ломоносов. И по сей день данный спор норманистов и славянофилов не прекращается.
Славянские племена в центре Европы на переломе первого и второго тысячелетия
Что же предложил сегодня учёному миру профессор А.А. Клёсов для того, чтобы разрешить дилемму ярых идейных антагонистов – норманистов и славянофилов. Он установил на основании исследования ДНК представителей рода Рюриковичей, полученных из их останков в сохранившихся чётко зафиксированных захоронениях, что химический состав их ДНК по гаплогруппам чётко соответствует ДНК славянских племён, проживавшим на южном побережье Балтийского моря. Сами эти славянские племена на здешних территориях тех времен зафиксированы на основании археологических раскопок – артефактов, древних письменных источников, исследований лингвистов, общего контекста хода мировой истории.
Отсюда следует основной и весьма важный для историков вывод, подтверждённый объективными точными эмпирическими научными данными: основателем российской государственности был славянский князь Рюрик.
Род Рюрика, призванного славянами навести порядок и править на их землях «по пути в греки», был из славянского племени пруссов, что подтверждают генетические данные представителей этого рода, идентичные таким данным, полученным на основании изучения останков захоронений пруссов на территории нынешней Калининградской области. Там в древности проживало это племя, полностью ассимилированное германцами, колонизировавшими земли Пруссии, начиная с ХII века.
Валерий Васильевич Иванов, историк, председатель Союза русских литераторов и художников в Литве «РАРОГ»