Продолжаем переживать острейшую драму, развернувшуюся в одном из ведущих театров страны – Московском Художественном Академическом театре им. М. Горького.
В конце 2018 года прославленную Татьяну Доронину заменил у руля легендарного театра, снискавший известность лишь в определённых и очень узких кругах, журналист по образованию Эдуард Бояков. О безобразной, бесчеловечной и оскорбительной по отношению к выдающейся подвижнице отечественной культуры операции низложения слышала, по-моему, вся страна. Говорили в первую очередь про то, что подобранный «преемник» абсолютно не соответствует уровню занимаемого места.
И вот, появилась информация о серьезных изменениях в Уставе МХАТ им. Горького: Министерство культуры сделало МХАТ «директорским» театром, то есть руководит театром теперь не Художественный руководитель, а Директор. Пункт 37 Устава вообще предполагает, что должность Художественного руководителя лишь «может быть предусмотрена». Документ уже зарегистрирован в Федеральной налоговой службе и вступил в действие, о чем свидетельствует выписка из ЕГРЮЛ.
Предположительно, решение внести изменения в Устав МХАТ им. Горького было принято Минкультуры после проведённой комплексной проверки финансово-хозяйственной деятельности театра. В октябре 2020 года Минкультуры России завершило комплексную проверку деятельности Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Московский Художественный академический театр имени М. Горького» за 2018–2019 годы, январь–июнь 2020 года.
Проверкой были выявлены серьезные нарушения в использовании федерального имущества, расходовании средств на оплату труда, использовании гранта Президента Российской Федерации, при выполнении государственного задания, осуществлении государственных закупок, проведении ремонтных работ. Минкультуры России поручено Э.В. Боякову устранить нарушения и отчитаться о принятых мерах. Вместе с тем, вероятно ввиду серьезности выявленных нарушений, Минкультуры также направило материалы проведённой проверки в Генеральную прокуратуру Российской Федерации на рассмотрение и принятие решения.
Стоит отметить, что вне зависимости от процессуальных решений, принятых Генеральной Прокуратурой по результатам направленных Министерством культуры материалов проверки, само Министерство культуры, как Учредитель МХАТ им. М. Горького вправе проводить свои ведомственные проверки и принимать по их результатам кадровые и другие, например, организационные решения.
Акт проверки МХАТ им. М. Горького изложен на 112 листах и изобилует описанием выявленных нарушений. В частности, из этого акта следует, что на так называемые «Открытые сцены» (Э.В. Бояковым «создано» 14 сцен – от ступенек до пространств перед буфетами) театром было потрачено более 45 миллионов рублей, в то время как валовый сбор от продажи билетов на мероприятия «Открытых сцен» составил менее 1,5 миллиона рублей. Проверкой выявлена крайне низкая посещаемость зрителями очень многих спектаклей бояковской поры, таких как «Последний герой» и «Последний срок» и многих других, однако расходы на постановку этих спектаклей весьма впечатлительны.
Согласно расследованию The Moscow Post, в МХАТе им. Горького под руководством Эдуарда Боякова наблюдается весьма сомнительная финансовая активность. В октябре 2019 года на сайте государственных и муниципальных закупок был опубликован государственный контракт №70-ЕП/223-19 на 600000 рублей. Он был завизирован Бояковым, с единственным поставщиком, индивидуальным предпринимателем Марией Кублановой «на оказание услуг». В техзадании значилось следующее: «Сбор информации о порядке взаимодействия между помощниками, схема документооборота между подразделениями. Сбор информации о порядке организации информационной политики заказчика, о формировании имиджевой политики учреждения».
Вызвало недоумение, почему индивидуальный предприниматель М.М. Кубланова должна разбираться в делах, вверенного Боякову государственного учреждения культуры? Если Бояков, ввиду возможного недостатка образования и квалификации, не способен разобраться в схеме документооборота, то он, скорее всего, не подходит на должность руководителя госучреждения?
Удивил и договор, заключённый за подписью исполнительного директора МХАТ им. М. Горького Т. Ярошевской с неким Н. Суворовым, согласно которому последний должен делать для худрука Боякова следующее: нумеровать страницы; следить за наличием чая, кофе, лимонов, сахара, мёда; открывать кабинет руководителя; включать компьютер; контролировать исправность офисной техники, а также скреплять распечатанные документы зажимом (не скрепкой). Цена этого контракта – 206898 рублей.
Далее на сайте государственных и муниципальных закупок были размещены уведомления о проведении закупки у единственного поставщика по 1 млн. рублей на исполнение роли Ивана, а также на исполнение роли Марины в постановке А. Кончаловского «Сцены из супружеской жизни». Роли в этом спектакле исполнили Александр Домогаров и Юлия Высоцкая.
Однако уже весной 2020-го оказалось, что роль Ивана может быть исполнена и Гошей Куценко, но уже дороже: не за один «лимон», а за три…
Потом пришёл коронавирус, спектакли давать перестали, но закупки в театре продолжались! Во МХАТе, закрытом на карантин, несколько раз проводили ежедневную уборку, согласно контрактам, каждая такая «уборка» обходилась казне в 3 млн. рублей.
Перечислять весь акт проверки не стоит, тем более, что чтение перечисленных в нём нарушений вызывает эмоции от невероятной ярости до гомерического хохота.
Полагаем, что именно результаты проверки побудили Министерство культуры изменить Устав таким образом, чтобы не давать больше власти человеку, доведшему великий МХАТ им. М. Горького до такого плачевного состояния.
Согласно Уставу, который уже выложен в сети, театром будет руководить Директор – как высшее должностное лицо. Директор принимает в Театре абсолютно все решения, в том числе творческие, не говоря уже о финансовых. Президент театра (должность, занимаемая на сегодня Татьяной Дорониной) руководит Худсоветом и является его Председателем. А вот должность Художественного руководителя (которую занимает Бояков) может создаваться, а может и не создаваться… на усмотрение Директора Театра. Даже, если должность Художественного руководителя будет введена в штатное расписание, то среди полномочий Художественного руководителя согласно новому Уставу не густо – остались лишь 4 строчки, не дающие Художественному руководителю абсолютно никакой власти, да и трудовой договор с Художественным руководителем будет (если будет) заключать Директор, а не Министерство культуры.
В выписке из ЕГРЮЛ от 21.04.2021 г. Э.В. Бояков пока всё ещё числится руководителем. Как отмечают сотрудники госреестра, это техническая особенность, связанная с тем, что во время перехода на новый Устав, учреждение не может существовать без руководителя. Необходимо некоторое время, чтобы на основании уже действующего Устава изменить все права в ЕГРЮЛ у руководителя.
По имеющейся у РНЛ информации из источников, близких к Министерству культуры, инициатором обновления Устава МХАТ им. М. Горького стала Народная артистка СССР Т.В. Доронина, представившая в Министерство культуры в ноябре 2020 г. свои предложения по изменениям в основополагающий документ. Многие предложения Татьяны Васильевны были учтены Минкультуры в новом Уставе.
Напомним, что ранее обеспокоенные судьбой великого театра с открытым письмом президенту РФ В.В. Путину обратились видные деятели культуры, друзья, почитатели и поклонники Т.В. Дорониной. Публикуем это письмо.
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Уже несколько лет страну раздирает конфликт, вызванный указом Министерства культуры РФ и появившийся в печати 4 декабря 2018 года, об увольнении с поста Художественного руководителя – директора МХАТ им. М. Горького, народной артистки СССР, полного кавалера орденов «За заслуги перед Отечеством» Татьяны Васильевны Дорониной, прослужившей верой и правдой на этом посту 30 лет. Вместо хорошо образованного и мудрого мастера управлять сложным организмом одного из первых русских театров назначен проектный менеджер Э.В. Бояков. Увольнение Дорониной произведено без каких-либо весомых оснований.
Почему же сегодня в нашей стране, где всегда ценили и гордились талантом, поднявшимся из народных глубин, стало возможным пренебрежение, проявленное по отношению к Великой русской актрисе? И это произошло в объявленный правительством Год театра, год, когда исполнилось 65 лет сценической деятельности Т.В. Дорониной? Многолетний титанический подвижнический труд служения русскому театру великой труженицы «не заметили». Однако посмели нанести публичное оскорбление уникальному художнику, причём оскорблёнными почувствовали себя, в первую очередь, миллионы зрителей и почитателей великого дара уникальной актрисы.
То, как развивается конфликт в реальности, делает очевидным, что Министерством культуры РФ допущена грубая ошибка, и её надо исправить, как можно скорее.
Сегодня речь идёт о спасении того, что создавалось лучшими умами и талантами России – Его величества русского драматического театра с его глубокой психологией и философией. Встал серьёзно вопрос: как избежать разрушения МХАТ им. М. Горького?
Единственно верным решением проблемы на данном этапе мы видим в необходимости возвращения в художественное руководство МХАТ им. М. Горького Т.В. Дорониной. Великая русская актриса, несмотря на нанесённый ей удар, выстояла и готова защищать своё детище от уничтожения.
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович, мы считаем проблему сохранения в России классического русского драматического театра – проблемой первостепенной государственной важности. А Татьяну Доронину – нашим Национальным достоянием!
С уважением, Герой Социалистического Труда Юрий Бондарев; народные артисты СССР Вячеслав Гордеев, Габриэла Комлева, Владимир Минин, Владислав Пьявко, Инна Чурикова, Людмила Чурсина; народные артисты Российской Федерации Тамара Абросимова, Анна Алексахина, Мария Аронова, Валерий Афанасьев, Валерий Баринов, Алексей Блохин, Галина Борисова, Мария Былова, Олег Вавилов, Светлана Варгузова, Герард Васильев, Юрий Веденеев, Роман Виктюк, Татьяна Владимирова, Светлана Врагова, Капитолина Гавриленко, Александр Голобородько, Светлана Головина, Дмитрий Гуданов, Александр Дик, Евгения Добровольская, Нина Дробышева, Марина Есипенко, Андрей Житинкин, Зоя Зелинская, Марина Игнатова, Татьяна Каратаева, Евгений Киндинов, Зинаида Кириенко, Борис Клюев, Александр Коршунов, Иван Краско, Леон Кукулян, Олег Кулько, Николай Лазарев, Аристарх Ливанов, Аза Лихитченко, Валерий Лонской, Лариса Лужина, Любовь Лушечкина, Сергей Маковецкий, Раиса Максимова, Виктор Мережко, Александр Михайлов, Ирина Муравьёва, Владимир Носик, Ольга Остроумова, Алёна Охлупина, Татьяна Пилецкая, Людмила Полякова, Александр Пятков, Светлана Семёнова, Тамара Сёмина, Виктор Сухоруков, Валентина Талызина, Валентина Теличкина, Людмила Титова, Нина Усатова, Михаил Филиппов, Елена Харитонова, Иван Шабалтас, Анна Шатилова, Галина Шляпина, Георгий Штиль, Борис Щербаков, Ольга Яковлева, Дмитрий Ячевский, Сергей Яшин; народная артистка Карачаево-Черкесской Республики, заслуженная артистка Российской Федерации Любовь Гочияева; народная артистка Республики Башкортостан Валентина Бродская; народная артистка Республики Адыгея Маргарита Мамсирова; народный артист Чеченской Республики, заслуженный артист Кабардино-Балкарской Республики Павел Тихомиров; заслуженные артисты Российской Федерации Нина Агапова, Евгений Александров, Сергей Барковский, Наталья Бизева, Александр Бобровский, Виктор Богаченко, Вадим Борисов, Надежда Бутырцева, Елена Валюшкина, Галина Веретельникова, Юрий Ветров, Валентина Виноградова, Елена Глебова, Наталья Данилова, Наталия Дмитриева, Людмила Дребнева, Анна Дубровская, Наталья Ерошкина, Жанна Жердер, Елена Зубович, Юлия Зыкова, Елена Катышёва, Галина Киндинова, Людмила Корюшкина, Татьяна Кречетова, Василий Куприянов, Андрей Курицын, Татьяна Лебедева, Валентина Легкоступова, Рубен Лисициан, Евгений Лукошков, Игорь Мазур, Ирина Мануйлова, Игорь Марченко, Лидия Матасова, Ирина Мрежинова, Владимир Николенко, Юрий Нифонтов, Екатерина Образцова, Валентина Панина, Надежда Перцева, Ирина Печерникова, Нина Попова, Светлана Потанина, Ирина Пулина, Екатерина Райкина, Галина Сазонова, Елена Силина, Сергей Симушин, Борис Смолкин, Елена Соловьёва, Елена Стародуб, Виталий Стремовский, Иван Сучков, Семён Сытник, Татьяна Ташкова, Наталья Титаева, Александр Титоренко,ГалинаУлётова, Анатолий Устинов, Татьяна Филатова, Анна Фроловцева, Андрей Чубченко, Светлана Шершнёва, Леонид Мозговой; заслуженный деятель искусств Российской Федерации Павел Любимцев; заслуженный деятель искусств Кабардино-Балкарской Республики, заслуженный работник культуры Российской Федерации Мария Оссовская; заслуженный художник Российской Федерации Виктория Севрюкова; заслуженный артист Кабардино-Балкарской Республики, Республики Ингушетия и Республики Южная Осетия Тимофей Фёдоров; заслуженные артисты Чеченской Республики Наталья Гоголева, Татьяна Епифанцева; почётный деятель искусств г. Москвы Наталья Сомова; Андрей Зайков, Натэлла Канделаки, Валентина Козлова, Людмила Шувалова-Стржельчик.
Также с предложением перезапустить общественный проект «МХАТ им. М. Горького», сосредоточив усилия на поиске действительно профессиональной и талантливой кандидатуры на должность Художественного руководителя Театра путем открытого творческого конкурса, в состав жюри которого войдёт президент Театра народная артистка СССР Т. Доронина, обратилась к Начальнику Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам С.Г. Новикову инициативная группа актёров и зрителей МХАТ им. М. Горького. Публикуем текст обращения.
Уважаемый Сергей Геннадьевич! Считаем свои гражданским долгом донести до Вас наше мнение, касающееся ситуации, которая сложилась в настоящее время в МХАТ им. М. Горького.
Убеждены, бесперспективный проект перестройки МХАТ им. М. Горького, начатый г-ном Бояковым, не состоялся и уже едва ли состоится по ряду причин. Главная из них носит сущностный характер.
Театр – специфическая область, Вы в силу профессии это, конечно, понимаете. А МХАТ внутри этой области – тоже явление уникальное. Если для большинства московских театров в той или иной степени успешно работают обычные финансовые инструменты и схемы формирования общественной репутации, то для театра, о котором идёт речь, они оказываются, зачастую, непригодными, поскольку основой и гарантией успеха культурного феномена МХАТа является прочная опора на репертуар.
Московский Художественный театр с первого дня своего существования позиционировал себя как театр современной жизни – потому репертуар строился на органичном сочетании классики и современной драматургии. Но из последней в работу бралось далеко не всё: основатели Театра проявляли резкую принципиальность в вопросах репертуара и могли не только не взять в работу пьесу, но и прекратить уже начатые репетиции, испортив отношения с автором, если приходили к осознанию, что взятый в работу материал – не мхатовский по форме или по содержанию. «За бортом» в свое время оказались многие пьесы таких далеко не последних современных на тот момент авторов, как Д.С. Мережковский, В.М. Волькенштейн и даже Леонид Андреев.
Благодаря такой жёсткой репертуарной политике МХАТ завоевал и удерживал славу и статус лучшего, фактически, элитарного театра страны, который поднимал интеллектуальный уровень публики до своей высокой внутренней планки, при этом билет в театр было просто невозможно достать. Из-за этого, как известно, достаточно быстро пришлось отказаться от слова «общедоступный» в названии театра: МХАТ становился буржуазным не по содержанию, но по тому количеству денег, которое в него несла публика.
Современный материал, который включил за прошедшие два года в репертуар МХАТа г-н Бояков, состоит из не прошедших строгий отбор названий, не имеющих веса в драматургической сфере. Эти произведения представляют из себя набор обрывочных смыслов и не складываются в единую эстетическую программу театра. При этом «кассовость» постановок г-на Боякова основана исключительно на «звездности» их исполнителей или масштабе потраченных на оформление денег. Однако подобным образом сформированный репертуар может быть у любого среднего московского или провинциального театра. Более того, современные тексты, поставленные при г-не Боякове, вступают в сущностный и мировоззренческий конфликт с классической частью репертуара, что абсолютно не допустимо в таком театре как МХАТ. Ошибочный подход к формированию репертуара приводит к отказу от самой идеи репертуарного театра, лежащей в основе МХАТа, и обеспечивает приток «разношерстной» публики, которая не конвертируется в подлинно театрального зрителя. Театру неизбежно приходится расставаться со своей уникальностью и, вопреки заповедям его основателей, спускаться на несколько ступеней вниз навстречу публике.
Без опоры на репертуар бессмысленной оказывается и идея развития досуговой инфраструктуры Театра: занятия йогой, книжные лавки, лекции, кафе – вне идейной связи с репертуаром они точно так же могут привлечь лишь случайного прохожего, ищущего однократного развлечения, но не широкого зрителя, готового платить за билет высокую цену на регулярной основе. Таким образом, необходимо констатировать, что общественный проект перестройки МХАТ в настоящее время претерпевает неудачу, Театр потерял своего постоянного зрителя, при этом не нашёл нового и, как нам представляется, не смог достичь тех индикативных показателей, которые закладывали в него коллеги из вашего Управления. Также необходимо особо отметить, что Театр продолжает вызывать раздражение у профессиональной театральной общественности.
Никто не станет спорить с тем, что традиция не есть консервация, но есть прорастание в современность и органичное соединение с ней накопленного опыта, отлитого в классические формы. Нар.арт. СССР Т.В. Доронину часто упрекали в том, что она не брала в работу многие современные пьесы, считая их «репертуарной трухой». Вполне возможно, эти пьесы таковыми и являлись, но оставим этот вопрос для разрешения историкам театра. Но факт очевиден: без объяснений сняв из репертуара успешно шедшие в полных залах пьесы своего «идейно-эстетического оппонента» Юрия Полякова, поставленные при Дорониной, Бояков не смог предложить публике взамен ни одной современной пьесы, хотя бы равноценной по литературному уровню, зрительской востребованности и по сборам.
Необходимо подчеркнуть, в своё время Дорониной удалось сделать главное: она сохранила МХАТ для потомков. Она как ангел-хранитель, совершила поистине великое дело: донесла до людей нашего поколения «Синюю птицу» Станиславского, этот «волшебный ключ» от всей идеи МХАТа. Г-н Бояков и этим ключом воспользовался неумело: сделал из «Синей птицы» шумный и кричаще-яркий спектакль. Вероятно, будучи плохим знатоком истории МХАТа, он не только сам не смог оценить вверенного ему сокровища, но и не создал вокруг себя команду профессионалов, которые бы превратили этот уникальный спектакль в источник благосостояния Театра.
Идея МХАТа и «волшебный ключ», хоть и заброшенный в пыльный угол и почти потерянный г-ном Бояковым, все еще ждет своего хозяина. МХАТу нужен достойный преемник, человек большого масштаба и уникальных творческих компетенций, который не только бережно понесет великую традицию искусства МХАТа – но и продолжит её.
Нам, актерам и зрителям, поддерживающим В.В. Путина в его стремлении патриотического воспитания молодежи, бережного сохранения исторического наследия и культурного достояния России, представляется, что необходимо ещё раз перезапустить общественный проект «МХАТ им. М. Горького», сосредоточив усилия на согласовании кандидатур на должность художественного руководителя Театра с президентом Театра нар.арт. СССР Т. Дорониной и Министерством культуры Российской Федерации, организовав творческий конкурс.
Список актёров и зрителей, подписавших обращение: Зыкова Юлия Алексеевна, засл. арт. России; Матасова Лидия Леонидовна, засл. арт. России и Карелии; Титоренко Александр Иванович, засл. арт. России; Чубченко Андрей Александрович, засл. арт. России; Катышева Елена Владимировна, засл. арт. России; Болохов Юрий Евгеньевич, актер; Бирюков Алексей Юрьевич, актер; Дубовицкая Ольга Николаевна, актриса; Зайков Андрей Вячеславович, актер; Карташов Григорий Сергеевич, актер; Карташев Павел Анатольевич, режиссер; Кондратьева Екатерина Юрьевна, актриса; Наумов Антон Николаевич, актер; Сытник Станислав Семенович, актер; Шереметьев Яков Дмитриевич, сценарист; Абрамова Нина Александровна; Бабков Максим Михайлович; Бельковец Владимир Евгеньевич; Большаков Иван Вениаминович; Большакова Людмила Геннадьевна; Бурмистров Сергей Михайлович; Бурмистрова Елена Константиновна; Васютин Михаил Юрьевич; Волобуев Вадим Алексеевич; Голицына Ольга Викторовна; Гришаева Карина Валерьевна; Гусева Анастасия Александровна; Духтанов Виталий Анатольевич; Духтанова Татьяна Георгиевна; Духтанова Римма Александровна; Завьялова Ольга Львовна; Зайкова Татьяна Вячеславовна; Королёв Сергей Викторович; Королёва Ирина Викторовна; Короткова Екатерина Александровна; Короткова Ирина Александровна; Костюченко Алексей Алексеевич; Кретова Марина Федоровна; Лазарев Владимир Алексеевич; Мизюк Елена Леонидовна; Михайлова Марина Викторовна; Муратова Елена Валерьевна; Новосельцева Наталья Владимировна; Поливач Дарья Алексеевна; Поряев Алексей Александрович; Поряева Анастасия Викторовна; Поряева Екатерина Александровна; Речистер Юлия Семеновна; Савина Татьяна Анатольевна; Савушкина Евгения Александровна; Савушкина Татьяна Васильевна; Семенова Екатерина Леонидовна; Сенькина Кристина Алексеевна; Сытник Инна Валерьевна; Талисманов Владимир Сергеевич; Тулякова Галина Ивановна; Цветкова Светлана Ринатовна; Чигир Яна Сергеевна; Шереметьева Ольга Валерьевна; Шонин Максим Сергеевич; Мономенова Мария Андреевна.
Следим за развитием ситуации и надеемся на возрождение русского театра – МХАТ им. М. Горького.
Подготовила Мария Андреевна Мономенова, член Союза журналистов России