itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Масличная ветвь

Слово протоиерея Александра Шаргунова на Литургии Преждеосвященных Даров в пятницу 3-й седмицы

Пастырская проповедь  Великий пост 
0
811
Время на чтение 5 минут

Мы слышали сегодня за богослужением в книге Бытия о гибели мира от потопа (Быт. 8, 4—21). Но черная туча, заливающая землю водой, начинает постепенно светлеть, ибо хотя страшен гнев Божий, но «не навсегда прогневается» Господь наш, «ниже во век враждует». И мы видим, как является обновленный лик земли, по мере того как убывают воды. В книге Бытия сказано, что Бог «вспомнил» о Ное и о всех зверях, и о всех скотах, бывших с ним в ковчеге. «И навел Бог ветер на землю и воды остановились». «Бог вспомнил» — это сказано о действии благодати Божией по образу нашего восприятия. Ибо ни одно создание никогда не бывает забыто у Бога. Сам Христос говорит об этом: «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария, и ни одна из них не бывает забыта у Бога». Тем более не может быть забыт никогда никто из людей. Память Божия — это вечная память, о которой Церковь провозглашает, молясь за усопших. Память Божия о Ное — это возвращение Божия милосердия к роду человеческому, которому Господь не хочет дать погибнуть.

Мы не можем представить, через какие испытания прошел Ной, когда «плавал по поверхности вод» (Быт. 7, 18). Хотя он и обрел благодать в очах Господа, но прошло много времени и, может быть, ему стало казаться, что он навсегда оставлен в ковчеге. Потому что мы не находим в Писании упоминания, что Бог продолжал говорить с ним. Или хотя бы сказал ему, в течение какого времени он будет заключен в ковчеге, и когда выйдет из него. Самые достойные люди начинают иногда считать себя забытыми Богом, в особенности когда скорби у них тяжелые и продолжительные. Не забудем, что Ной, как учит нас святая Церковь, — прообраз Самого Христа, Которому дано было пережить величайшую богооставленность в приобщении нам до конца нашего ради спасения. И может быть, Ной среди нескончаемого шума вод взывал ко Господу: «Доколе, Господи, забудеши мя до конца?» и «не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю». Вы скажете, что это молитвы святого царя Давида — но они ведь берут начало из самой изначальной глубины! Несомненно одно, что и среди разверзшихся бездн Ной совершал свое плавание в уповании на Господа, до конца вверяя себя Ему. Он знал, что и ветры Господу повинуются, что Он говорит водам: «придите», и они приходят, и говорит им: «уйдите», и они уходят. И вот теперь Господь посылает иссушающий ветер, как пошлет Он его перед Израилем на море Чермном, чтобы воды расступились для исхода народа Божия.

Тот, Кто посылает скорби, силен и дать от них избавление. Оно приходит, как правило, постепенно, подобно тому как приходит рассвет. Хотя Бог может дать его в одно мгновение. Он постепенно дает избавление, чтобы мы ценили каждый Божий день как дар, как возможность принять нам участие, пусть самое малое — и оно драгоценно, — в том, что совершает для нас Господь. И чтобы мы при этом никогда не теряли надежды, что наступит день Господень, как полнота победы Божией, которая нам принадлежит.

Мы видим, как Ной выпускает через окно ковчега ворона и голубя, чтобы удостовериться, что потоп прекратился. Он не мог предвидеть наступление потопа, ему было дано знать об этом по откровению Божию. Но он должен был употребить обыкновенные средства, чтобы увидеть, сошла ли вода с лица земли. Это образ всей нашей духовной жизни — и благодать Божия, и наше участие, причем самое будничное, простое, прозаичное. Мы не можем все время ждать от Бога откровений и чудес. Мудрость и трезвенность духовной жизни заключается в том, чтобы мы не пренебрегали нашими естественными дарованиями — прежде всего совестью и разумом. Однако и совесть, и разум раскрываются в полноте только тогда, когда они устремляются к благодати Божией.

Остановимся более подробно на этой тайне, и увидим, как все в Писании исполнено глубочайшего смысла. Выпущенный Ноем ворон, сказано, «отлетал и прилетал». Покружив в окрестностях, садился на ковчег, но этого было недостаточно для Ноя. Ной выпустил голубя, и он в первый раз возвратился ни с чем, а во второй — со свежим масличным листом в клюве, сорванном с первых деревьев, появившихся над водой. В книге Бытия сказано, что второй раз Ной выпустил голубя через семь дней. В третий раз — еще через семь дней. И вероятно, в первый раз он выпустил его через семь дней после того, как вылетел ворон.

Святые отцы говорят, что это свидетельствует о почитании Ноем в ковчеге дня, посвященного Господу, и о вере его в наступление дня Господня. День Господень, мы знаем, в Священном Писании — это день Страшного Суда и день всеобщего воскресения. И каждый воскресный день называется в Священном Писании днем Господним. Голубь — образ благодатной души, которая, не находя ни места покоя, ни мира, ни удовлетворения ни в чем, что есть на земле, возвращается ко Христу и к Церкви Его как к своему ковчегу. Ворон, говорят святые отцы, образ жизни по плоти — те, кто сообразуется с миром сим и питается только земной пищей. Это тоже необходимо, но это не может удовлетворить человека Божия. И подобно тому как Ной простер руку свою и взял голубя к себе в ковчег, Христос бережно хранит и принимает с любовью тех, кто летит к Нему, ища небесного покоя. Масличную ветвь — символ мира — приносит не ворон, хищная птица, но кроткий и смиренный голубь. Голубиная кротость, говорят святые отцы, возводит душу к небесному покою и к истинной радости. И мы понимаем радость Ноя, как будто Ной, подобно Аврааму, увидел день Христов и возрадовался, учась у Того, Кто кроток и смирен сердцем.

Мы можем встретить у святых отцов и другое толкование. Закон был послан вначале, подобно ворону, но он не принес вести о спасении. Бог посылает благую весть как голубя, в виде которого Дух Святой сходит на водах Иорданских. И все любящие Бога принимают Христово Евангелие как масличную ветвь, возвещающую о прекращении навеки потопа, и исполняются надеждой о близящейся для рода человеческого победе над смертью. Чудо в том, что эта масличная ветвь и утонувших во время потопа может спасти. Апостол Петр говорит, что Христос, сойдя во ад, находящимся в темнице проповедовал «некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению во дни Ноя во время строения ковчега». «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, — добавляет апостол, — чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию жили по Богу духом». Святой Иустин мученик говорит в связи с этим, что Господь, Святой Бог Израилев, вспомнил о Своих умерших — снова мы слышим об этой вечной памяти, — чтобы возвестить им благую весть о спасении. Церковь верует, что все, кто принял эту весть, получили спасение. Все из тех, кто погиб нераскаянными во время потопа.

Не может быть спасения без покаяния. Но как могут покаяться те, кто никогда не встретился с любовью и святостью Божией? Кто как разбойник благоразумный никогда не имел возможности быть рядом со Христом? Если нет другого имени, которым бы надлежало человекам спастись, что сказать о тех, кто никогда не слышал этого имени? Ной проповедовал им о правде и о суде. И вот теперь они в аду предстоят перед Богом, предлагающим им масличную ветвь. Ни один человек, когда-либо живший на земле, не будет лишен возможности увидеть Христа и предложения ему Божия спасения. Нет такого места во аде, которого бы не достигала благодать Божия. Отвергающие ее уподобятся бесам. А встретивший однажды Христа на земле — неужели он сможет после этого не идти за Господом крестным путем любви, милосердия и покаяния?

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Не символ, а свидетель.

Ворон и голубь - не символы, а свидетели опыта. Опыта появления Нового закона (не путать с Новым Заветом) в мире, в живом мире. Ворон улетал и прилетал ровно потому, что происходило введение Нового закона в естество животного мира. Мы знаем голубя как мирную птицу, а ворона как хищника в том числе. Но до появления Нового закона ворон не был хищной птицей. Но стал им по окончательному оформлению Нового закона в мире. И, став хищником, не имел нужды, как птица, в пище, которую ему давал Ной, ибо стал питаться падалью, по Новому закону в своем естестве. Так же самое и голубь. Семь - число совершенного мира, мира по Творению. Голубь не стал хищником. Более того, сам мир, по своему числу семь, сохранил в себе исходный потенциал Творения, но в формате Нового закона для естества. Не смотря на то, что мир стал хищным и жертвенным, сила Закона обеспечивала истину. Поэтому, как говорится, что и Христос пришел не нарушить Закон, а исполнить Закон. И исполненный закон дал , Богом - человеку, Новый Завет. Господь не отменил Новый закон, но исполнил. И дал этим исполнением Новый Завет. Закон есть меч, который принес Господь. Потому, что требует своего исполнения. Но Новый закон - ведет к Новому Завету. Например, меч Нового закона, в своем требовании, есть тот же меч, который дан Ангелу охраняющему путь к раю. Меч обращающийся. То есть, меч обращающегося в самом себе естества. Естество обращающееся в самом себе, вопреки самому себя и ради истины развития и получения благодати от Духа... Таков Новый закон, который мы знаем как закон мира лежащего во зле. Он же - закон материального мира. Он же - закон мира, который провозглашен Наукой как единственный мир. Отсюда - меч двадцатого века: от неполноты знания Нового закона. Точнее, от неполноты, выдаваемой за полноту. Ворон от Науки есть фашизм в двадцатом веке. Не потому, что ворон, а потому, что ворон от Науки. Немецкий идеализм дал русскому сознанию возможность постигнуть Новый закон мира. Однако, Россия, как и Германия, оказалась под чарами лжепророка Науки. Но не Науки как таковой, а ее стадии познания мира, в которой она не вышла к границе за Потопом, к Творению мира, остающегося , до сих пор, тайной. Поэтому, Наука должна принять Потоп как факт Нового закона, и Творение мира как факт до него. По пути немецкого идеализма пошел немецкий фашизм. А путь немецкого идеализма - путь, введение в Дух. И по этому пути должны пойти русские, но пошли сами немцы. Опять же, надо четко различать братство цивилизаций, культур так же само, как в человеке один талант помогает развиваться другому таланту, как в едином обществе множество произведений искусств составляют общую культуру.
Игорь Бондарев / 02.04.2021, 07:46

1.

Совесть и разум всегда устремлены к благодати Божией. Всегда. У всех. Это, собственно, и есть совесть и разум - стремление к благодати Божией. И никаких "если". Такова субстанция совести и разума. Есть память обычная, и есть память вечная. Когда говорится, что Бог вспомнил, то это - вечная память. То есть - возвращение к исходному изначальному, райскому совершенному. Именно это было дано Ною и животным в ковчеге - изначальное их состояние по раю. По изначальному Творению. Потому, что после Потопа мир начинается снова. Но в других условиях мира, для которых действует новый закон - закон Удерживающий мир от гибели в Потопе. В мире появился Новый закон ( не путать с Новым Заветом). И в этих условиях естество человека уже не совсем то естество, которое было от начала, в раю. В новом естестве появляется закон удерживающий естество. А в раю такого удержания естества не было, и люди дошли до невероятного. Именно после Потопа и с появлением закона удержания в естестве, совесть человека и естество перестали быть одним и тем же. Ибо совесть не есть выше Духа. И разум не выше Духа. Но они - стремятся к нему. И не сами по себе, а по воле чувств. Поэтому, совесть в своем стремлении к благодати Бога легко может превратиться. Потому, что она не есть Сам Дух, а есть лишь желание человека к истине. Это наше естество души - желать истину, ибо человек создан по образу Бога. Но в этом желании истины человек может стать врагом Богу и Духу и истине. Так же само, как Люцифер стал врагом Бога. Речь идет о гордыне духа. Просто присвоить истину себе. Вот поэтому, в мир, после Потопа и вводится Новый закон ( не путать с Новым Заветом). Закон для онтологии мира; закон для естества человека и живой природы. Но только для живой природы и, как об этом еще говорят, - для ноосферы мира. Все же есть большая разница говорить о совести и разуме в условиях мира до Потопа и после Потопа. Но этой разницы не видят и не учитывают.
Игорь Бондарев / 02.04.2021, 06:59
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Грех Каина
Слово в среду 2-й седмицы Великого поста
27.03.2024
Дар Божий
27 марта — празднование Феодоровской иконы Божией Матери
26.03.2024
Как оказались мы в Православной Церкви?
Евангелие Недели 1 Великого поста (Ин, 5 зач., 1, 43—51)
24.03.2024
Где торжество Православия в сегодняшнем мире?
Слово в Неделю Торжества Православия
23.03.2024
Враг старается осквернить святыню поста
Слово в день памяти святого великомученика Феодора Тирона
23.03.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Ориентир Великого поста
22 марта — память 40 мучеников Севастийских
22.03.2024
Где огонь, который Христос пришел принести на землю?
Слово после чтения Великого канона преподобного Андрея Критского в четверг
21.03.2024
На последнем Суде
Слово после чтения Великого канона преподобного Андрея Критского в среду
20.03.2024
Богослужение особой духовной красоты
Сегодня — первая литургия Преждеосвященных Даров
20.03.2024
Все статьи темы
Великий пост
Молитвы. Литургия. Псалмы
Программа – Великий Пост с архипастырем. Часть 4
26.03.2024
Как нам, православным, относиться к трагедии в «Крокусе»?
О полемике, развернувшейся в православном сегменте сетей
25.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:56
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 13:29
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54