Как сообщалось, 15 марта Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал на своём сайте результаты опроса «Великий пост — 2021».
Данные опроса проанализировал в телефонном интервью «Русской народной линии» заведующий кафедрой теологии Рязанского госуниверситета им. С.А. Есенина, настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря в поселке Пронск Рязанской области, кандидат исторических наук игумен Лука (Степанов):
Результаты опроса ВЦИОМ вызывают скорбь и недоумение. По совету святых отцов, в частности, преподобного аввы Дорофея приходится больше возложить упование на Господа, чем отдаваться помыслам томительным или думать о том, каким образом нужно срочно исправлять положение.
При всём нашем уповании на милость Божию, люди, особенно облаченные властью или учительным служением, призваны предлагать соответствующие стратегии исправления. Если подобные социологические опросы признаются объективными, то очевидно, есть в этом побуждение к действиям.
Однако далеко не для всех. Для кого-то уменьшение православных, увеличение буддистов, среднестатистических мусульман представляет собой что-то единообразное, религиозное, противостоящее современным либеральным тенденциям и поэтому не воспринимается серьёзной потерей.
Является ли потерей количество людей, которые себя идентифицируют с православием? Не факт. Сами цифры или ответы людей не могут претендовать на совершенную объективность, поскольку некоторые крещёные называют себя христианами, при этом совсем не являются теми, кто, по определению апостола Павла, является «солью земли» или заквашивает общество от гниения благодатью своего единства с Господом, Святым Духом, содействующим их жизни и делам.
Обсуждать итоги опроса как непременно ясное указание или побуждение к грядущим действиям может быть не так уж и необходимо, ведь и без этой статистики мы прекрасно знаем, что система образования по-прежнему остается висящей в воздухе ценностных систем и оторвана от понятий добра и зла в подлинном богооткровенном виде. Дело не в цифрах соцопросов, а в очевидных недостатках и неисправностях нашей системы образования, средств массовой информации, творческой деятельности и других важных областей.
Что мы хотим, если только сейчас осторожненько, с недоумением (неужели так можно?) начинается какое-то противостояние дикому засилью западной грязи и безобразия, которое через социальные сети, через интернет-пространство достигает любого подростка, входящего в современную жизнь.
Школа заботится об интенсивном и продуктивном образовании, кругом вводится «цифра», родители понимают, что никуда не деться без интернет-сопровождения и вместе с первым айфончиком ребёнок погружается в совершенный мрак антихристианского, демонического миросозерцания и мировоззрения. И этим формируется душа и будущее самосознание, которое уже потом проявляется в каких отчетах: «доверяю — не доверяю», «православие – не православие».
С какой стати наша народообразующая вера, спасительная и преображающая человечество сила, будет доступна для наших детей, если в семьях этого нет. Современным родителям в 90-е годы это никто не закладывал, а в нынешней системе образования это абсолютно не предусмотрено. С этим словом, как дурак с писаной торбой, носятся с понятием: главное не допустить цензуры, ни в коем случае у нас цензуры нет. Вот Россия — великая страна, никак мы не допустим цензуру.
Что ж тут хорошего? Цензура — это не слова каких-то формалистов или несчастных дегенеративных бюрократов. Надо рассматривать цензуру, как попечение власть предержащих о содержании влияния на собственный народ, на верноподданных со стороны образовательных пространств, культурного сообщества.
Мы слышим неуемные и бесчинные вопли со стороны деятелей современной культуры о том, что их как художников давят призывом соблюдать нравы, ориентиры и нравственные порядки в собственных произведениях. Считать это серьезными основаниями для дискуссий со стороны власти - безрассудно. Зачем отдаваться под это общемировое и разрушительное согласие с теми, чья деятельность направлена против духовного здоровья, прежде всего, молодёжи?
Мы видим шаги, производимые в нашем Отечестве в направлении твердой установки здорового просвещения детей, молодёжи, взрослых и пожилых людей. Люди в своих возрастных и интеллектуальных градациях нуждаются в определенных особых попечениях. Очевидно, что народ нуждается в катехезации, в обращении к вере, в воспитании чувств и в этом отношении должны действовать все силы государства.
Президентские гранты и конкурсы, которые побуждают творчество и активность со стороны организаций, и общая система образования и научные направления нашего государственного развития и всё то, что доходит до людей через экраны телевизоров, театральные подмостки и кинотеатры, — во всём этом необходима руководящая и направляющая сила. Сразу могут подумать о близости этих слов с коммунистической идеологией. Но то, что когда-то эта идеология держала насильно в единстве наш Советский Союз, являлось некоторым примером того, что идеологическая работа совершенно необходима. Воспитание собственного народа является неотъемлемой частью государственной деятельности. Может быть, главнейшей её частью, в отношении которой стоит прилагать самые большие усилия.
Конечно, о руководящей и направляющей роли духовного наставления нужно думать и возвращать эту роль. Я думаю, в этом отношении есть движение. Государство поддерживает отделения теологии, которая в отношении педагогического сообщества призвана формировать методику просвещения и приобщения к базовым культурным духовным ценностям Православия и нашего Отечества.
Есть немалые достижения, которые страдают только одним недостатком, — локальностью. То в одной, то в другой области видны замечательные примеры взаимодействия власти с Церковью, с образовательным церковным потенциалом, который еще нуждается в развитии. Иногда встречи со священниками становятся в порядке вещей в крупных просветительских и общественных организациях и в ходе школьных мероприятий.
Но это всё ещё не имеет общего, свободного, ясного посвящения, свободной терминологии о том, что наше государство православное по своим ценностям. Наличие национальных меньшинств и других религий не является препятствием быть империей и православным государством.
Надеемся, что эти понятия придут в более осознанное и ясное определение и приложение к душам тех, кто еще только растёт, поднимается, начинает осознавать себя в обществе, в государстве, в нашем Отечестве.
2.
1. Ответ прост.