Сегодня, 19 марта, в России отмечается День моряка-подводника, установленный приказом главнокомандующего ВМФ Российской Федерации от 15 июля 1996 года «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности», и 115-летие подводного флота России.
Экипажи подлодок являются гордостью ВМФ России, и в знаменательный день Северный флот не остался в стороне от праздника, сообщает ФАН. В Североморске военнослужащие пришвартовали легендарную подводную лодку К-21, а затем на причале началось торжественное мероприятие. Телеканал «Звезда» поделился видеофрагментом с мероприятия.
Отмечать данный праздник на суше является редкостью для моряков-подводников, поскольку многие находятся на боевом посту. Даже в такой знаменательный день субмарины продолжают дежурить в море или на базах, а моряки тренируются согласно расписанию и оттачивают свое мастерство и навыки.
Главнокомандующий ВМФ России Адмирал Николай Евменов поздравил подводников с их профессиональным праздником, сообщает пресс-служба Министерства обороны.
В тексте поздравительной телеграммы Главкома ВМФ, направленной в адрес подводников Северного, Тихоокеанского, Черноморского и Балтийского флотов, сказано:
«Уважаемые товарищи!
От имени Военного Совета Военно-Морского Флота поздравляю Вас с профессиональным праздником – Днем моряка-подводника!
Ежегодно, 19 марта Военно-Морской Флот отмечает День моряка-подводника. Уже 115 лет подводные силы России ведут свою славную историю. В нелёгкие для страны годы подводный флот создавался и ставил первые боевые вехи побед на море. Русско-японская война, разруха Гражданской войны и Великая Отечественная Война не раз проверяли крепость духа и мужество русских и советских подводников. Но и под мирным небом, в толще воды Мирового океана, подводники Советского Союза не раз смотрели смерти в лицо. Своим, мало кому известным подвигом, эти люди смогли удержать Мир на краю ядерной бездны, не дали "холодной войне" превратиться в "горячую".
Современный подводный флот – это воплощение передовой кораблестроительной мысли, революционных идей в области создания подводных аппаратов, он создан титаническим трудом ученых и конструкторов, инженеров и рабочих оборонных и судостроительных предприятий.
Россия, ее народ всегда гордились и гордятся своими моряками-подводниками, преклоняясь перед их патриотизмом, несгибаемой волей, мужеством и сплоченностью.
За годы Великой Отечественной войны подводники совершили более 1200 боевых походов. Итогом их боевой деятельности было потопление более 100 боевых кораблей и 300 транспортов противника, общим тоннажем свыше 1 млн. брутто - регистровых тонн.
Свыше шести тысяч подводников были награждены орденами и медалями, а 21 подводник удостоился звания Героя Советского Союза.
Навечно в памяти поколений останутся имена Фисановича, Маринеско, Щедрина, Травкина, Гаджиева, Видяева, многих других подводников, покрывших себя неувядаемой славой в суровые годы Великой Отечественной войны и одержавших блистательные победы над сильным и коварным врагом.
Эпоха атомного подводного флота стала ярким этапом становления национальной подводной школы, временем самого впечатляющего развития подводных сил отечественного ВМФ, превратившихся в главный род сил флота.
Достаточно вспомнить, что 1965 году на учениях Северного флота, в море было развернуто 48 подводных лодок, на маневры "Океан -77" вышло 59 единиц, на учениях "Океан-80" в Атлантике действовали более 50 подводных лодок, в том числе 21 ракетный подводный крейсер стратегического назначения.
За образцовое выполнение заданий Верховного Главнокомандования и умелое руководство флотом, в период с 1965 по 1985 годы звания Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда удостоены более 50 адмиралов и офицеров подводников.
С особым чувством горечи и скорби мы вспоминаем моряков, не вернувшихся в родные базы в мирное время. В истории Военно-Морского Флота навсегда останутся имена тех, кто до конца выполнил свой воинский долг, кто из отсеков подводных лодок шагнул в бессмертие, для кого океан стал последней купелью.
Для российского подводника подвиг - не миг, это вся его служба, а понятия долг, честь и Отечество - не громкие слова, а смысл его жизни. Все лучшие качества бережно приняли от ветеранов нынешние витязи подводных глубин.
Сегодня российские подводники настойчиво совершенствуют боевое мастерство и морскую выучку, хранят преданность Флоту, верность Военно-Морскому флагу и любовь к морю, надежно обеспечивают защиту океанских глубин Отчизны.
Большой вклад в патриотическое воспитание молодежи, повышение авторитета флота и престижа военной службы вносят ветераны-подводники.
В этот знаменательный день примите, дорогие товарищи, самые искренние и теплые слова признательности за Ваш ратный труд, мужество и героизм. Отечество гордится своими сыновьями –моряками-подводниками!
Поздравляю Вас с праздником, желаю Вам, Вашим родным и близким крепкого здоровья, бодрости духа и оптимизма, благополучия и новых славных побед во имя России, во славу Российского флота!»
Коллектив Адмиралтейских верфей в день 115-летия подводного флота России возложил цветы к памятному знаку «100-летие подводных сил России», сообщает Korabel.ru.
Без малого сто лет Адмиралтейские верфи являются флагманом отечественного подводного кораблестроения. Серийное строительство подводных кораблей на предприятии началось в 1932 году. За это время со стапелей верфей сошло более 400 подводных лодок и глубоководных аппаратов, многие из которых являются уникальными и до сих пор не имеют аналогов в российском и мировом кораблестроении. Предприятие стало пионером в поставках субмарин за рубеж. С конца 1960-х до 1990-х годов прошлого столетия Адмиралтейские верфи специализировалось на строительстве атомных подводных лодок проекта 671 РТ, РТМ. Здесь в 1968 году началось производство атомных подводных кораблей третьего поколения проекта 705 – «Альфа» по классификации НАТО.
С середины 1990-х годов основной деятельностью Адмиралтейских верфей стало строительство дизель-электрических подводных лодок. Сегодня предприятие по праву считается центром неатомного подводного кораблестроения России. В настоящее время в постройке находится две серии подводных лодок для ВМФ России. «Магадан» – третья подводная лодка проекта 636.6, строящаяся для Тихоокеанского флота – будет спущена на воду в конце марта текущего года.
Предвестником современного направления деятельности старейшего судостроительного предприятия России стало «потаенное судно», построенное в Главном Адмиралтействе в 1721 году плотником Ефимом Никоновым. Факт его строительства занимает особое место в истории военно-морской техники: именно тогда впервые в мировой практике был изготовлен и испытан автономный обитаемый аппарат со шлюзовым отсеком, который имел на вооружении зажигательные ракеты.
Дата для проведения профессионального праздника выбрана не случайно, говорится в материале РИА Новости. 19 марта (6 марта по старому стилю) 1906 года подводные лодки в русском флоте были выделены в самостоятельный класс боевых кораблей. Об этом свидетельствует приказ по Морскому ведомству № 52 от 24 марта (11 марта по старому стилю) 1906 года, подписанный морским министром, в котором говорится: «Государь Император [Николай II], в шестой день марта сего года, Высочайше повелеть соизволил… включить в классификацию судов военного флота разряд подводных лодок». Этот день считается официальной датой рождения подводных сил российского флота.
На рубеже XIX–XX веков практически все ведущие державы только приступили к строительству подводного флота.
Хотя в России в XIX веке было построено несколько экспериментальных подводных лодок и даже серия из 50 сверхмалых субмарин, предназначавшихся для обороны морских крепостей, все же конструирование и постройка подводных лодок, как одно из важнейших направлений военного судостроения, зародилось в стране в первом десятилетии XX века.
Первой российской боевой подводной лодкой, вошедшей в состав флота, был «Дельфин» («Миноносец № 113»), постройка и испытания которой были завершены в 1903 году. Первые подводные корабли в России называли миноносцами, или полуподводными судами. Настоящее название – подводная лодка – было установлено только в 1906 году.
Впервые подводные лодки как новый разряд кораблей, еще не получивший официального признания, приняли участие в боевых действиях в русско-японской войне. Серия подводных лодок из 13 единиц, так называемая «рыбья серия» (по названиям «Дельфин», «Скат», «Налим», и т.д.), в 1904 году была переброшена по железной дороге на Дальний Восток для участия в войне с Японией. Наличие русских подводных лодок в составе сил, предназначенных для обороны Владивостока, заставило противника отказаться от действий против русской военно-морской базы.
Формирование первого соединения подводных сил – бригады подводных лодок в составе Балтийского флота – относится к 1911 году. Бригада базировалась в Либаве (ныне Лиепая, Латвия) и состояла из 11 подлодок, плавучих баз «Хабаровск» и «Европа».
В ходе Первой мировой войны (1914-1918) подлодки использовались для борьбы на морских коммуникациях. К концу военных действий сформировался самостоятельный род флота – подводные силы, который мог решать задачи как тактического, так и оперативного характера.
Начальным этапом в истории советского подводного кораблестроения стали 1920-1926 годы, когда на одном из черноморских заводов была осуществлена сборка нескольких малых подводных лодок, закупленных за рубежом в годы Первой мировой войны.
В 1930-1939 годах флот СССР пополнился 20 большими, 80 средними, 60 малыми подводными лодками и 20 подводными минными заградителями. К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов имелось 218 подводных лодок, из них 211 советской постройки. За годы войны их экипажами было потоплено около 100 боевых кораблей и уничтожено свыше 200 транспортов.
В послевоенные годы началось интенсивное развитие предприятий, строивших подводные лодки. Одновременно с этим были развернуты работы и по созданию новых пунктов базирования подводных лодок на всех флотах, прежде всего на Северном и Тихоокеанском.
В 1958 году в боевой состав флота вошла первая советская атомная подводная лодка (АПЛ) «К-3» («Ленинский комсомол»), а через 10 лет ВМФ располагал уже более чем 50 атомными подводными лодками. Внедрение на подлодки ядерных энергетических установок дало им неограниченную автономность плавания.
В 1967 году в состав ВМФ вошли первые ракетные подводные крейсера стратегического назначения (атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими ракетами).
С оснащением подводных лодок баллистическими и крылатыми ракетами – носителями ядерного оружия, появлением на подводных лодках ядерных энергетических установок подводные силы вышли в океан и стали главной ударной силой ВМФ, обладающей высокой мобильностью, скрытностью, способностью решать оперативно-стратегические и стратегические задачи.
Десятилетия глобального противостояния в мировом океане в период «холодной войны» стали завершающим этапом становления национальной подводной школы, временем развития подводных сил отечественного ВМФ превратившихся в главный род сил флота, который в настоящее время является важнейшим аргументом страны в укреплении безопасности на море.
Основу современных подводных сил ВМФ России составляют современные атомные стратегические и многоцелевые подводные лодки, вооруженные баллистическими ракетами морского базирования и крылатыми ракетами. В состав сил включены также и дизель-электрические (неатомные) подводные лодки.
Подводные силы как ударная сила флота обладают рядом свойств, определяющих их преимущество в вооруженной борьбе на море: скрытность действий, способность вести боевые действия в любых районах мирового океана, способность наносить мощные ракетно-ядерные удары по важным в военном отношении объектам противника и наиболее эффективно вести боевые действия против боевых надводных кораблей, подводных лодок, транспортов и судов противника. Они обладают способностью действовать подо льдами Арктического бассейна и малой зависимостью от гидрометеорологических условий в районе боевых действий.
Организационно подводные лодки входят в состав всех флотов. Наиболее мощными группировками подводных сил обладают Северный и Тихоокеанский флоты.
Сегодня подводные лодки различных классов продолжают нести боевое дежурство и боевую службу в рамках системы обеспечения национальной безопасности России. Наличие современного подводного флота позволяет России оставаться в числе крупнейших морских держав. Поэтому создание подводных лодок продолжается и сегодня. Развернуто серийное строительство неатомных подводных лодок проектов 636.3 и 677, а также атомных подводных лодок проектов «Борей» и «Ясень». Эти лодки составят основу подводных сил и отвечают самым современным требованиям к таким качествам, как скрытность, маневренность и вооруженность.
Наряду со строительством подводных лодок четвертого поколения уже ведутся работы над созданием АПЛ пятого поколения.
В подводных силах России также идет обновление и неатомной составляющей – строятся дизель-электрические подводные лодки проекта «Варшавянка». За незаметность «Варшавянку» в НАТО называют «черной дырой в океане». Значительная огневая мощь и высокая скрытность позволили проекту стать одним из лучших в мире среди неатомных субмарин.
В дальнейшем основным проектом для российского неатомного подплава станут субмарины типа «Лада» (проект 677), которые в дальнейшем предполагается оснастить анаэробными (воздухонезависимыми) силовыми установками. Они относятся к четвертому поколению неатомных субмарин и отличаются высокой степенью автоматизации и низким уровнем шумности. По уровню скрытности 677-й проект на порядок превосходит все предыдущие серии дизельных подводных лодок. Кроме того, субмарина имеет скромные размеры, позволяющие использовать ее как на мелководье, так и на больших глубинах.
Параллельно со строительством подводных лодок новых поколений развивается система поисково-спасательного обеспечения действий подводных сил ВМФ России.
В День моряка-подводника в главных базах и пунктах базирования флотов проходят торжественные мероприятия, на которых отдается заслуженная дань уважения всем поколениям подводников.
Традиционно День моряка-подводника отмечают не только военные, но и конструкторы, строители подводных лодок, судоремонтники – все, кто обеспечивает строительство, ремонт и поддержание боевой готовности подводного флота.