Сегодня в Институте Хо Ши Мина СПбГУ прошёл мастер-класс на тему «Использование технологий "цветных революций", квазирелигиозных экстремистских движений для дестабилизации ситуации на постсоветском пространстве: опыт осмысления», сообщает корреспондент РНЛ, принявший участие в мероприятии.
В мастер-классе приняли участие: Ольга Юрьевна Стрекалова, подполковник юстиции, с.н.с. Московского государственного лингвистического университета; протоиерей Александр Пелин, руководитель рабочей группы Общественной палаты России по медиации, межнациональных и межрелигиозных конфликтов, председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии, директор АНО «Центр этнорелигиозных исследований», кандидат богословия; Владимир Николаевич Колотов, д.и.н., профессор, директор Института Хо Ши Мина СПбГУ; Александр Михайлович Прилуцкий, д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой истории религий и теологии РГПУ.
С основным докладом выступила подполковник юстиции Ольга Стрекалова.
Эксперт напомнила, как в начале 90-х годов в нашу страну хлынули сектанты, после того как была провозглашена свобода вероисповедания. В то времена регистрация религиозных групп, в том числе малых, происходила в уведомительном порядке. В результате в России появилось огромное число псевдорелигиозных групп.
Впоследствии на государственном уровне произошло осмысление. Государство обратило внимание на то, что деятельность некоторых религиозных групп деструктивна. В нашей стране действовали т.н. религиозные группы, находящиеся в подчинении центрам, расположенным за рубежом. Основная деятельность таких структур сводилась к сбору данных. Фактически имел место шпионаж.
Постепенно законодательство совершенствовалось, что позволило сделать борьбу с сектами более эффективной. Государство начинает применять нормы в отношении псевдорелигиозных организаций, оказывающих негативное воздействие. В частности, ужесточено наказание за призыв к сепаратизму и разрушению РФ. Отныне санкция предусмотрена не только за насильственные действия.
Подполковник юстиции коротко охарактеризовала наиболее опасные секты, до сих пор действующие в России.
Запрещённая в РФ псевдорелигиозная секта «Церковь саентологии» устанавливает над своими адептами тотальный контроль с помощью сбора на них компромата. Саентологов интересуют главным образом люди, обладающие деньгами и политической властью. И если в 90-х годах политики не стеснялись своей причастности к секте, то ныне членство в структуре тщательно скрывается. Эксперт сообщила, что среди действующих российских политиков есть члены секты.
Широко распространена другая запрещённая в России секта — «Свидетели Иеговы». Вербовка в секту происходит по методу «бомбардировка любовью». Эта организация отрицает государство и государственность как таковую, призывает не подчиняться законам. Неудивительно, что почти все государства жёстко реагируют на деятельность этой секты на своей территории.
Сами сектанты причисляют себя к христианам. Но секта не является христианской, поскольку иеговисты верят не в Бога, а в саму организацию, которую возглавляет «бог».
По словам эксперта, секты и экстремизм взаимосвязаны. Сектанты используют веру как способ управления, влияния на поведение людей и механизм формирования образа жизни и мировоззрения. Вера используется ими как «мягкая сила», которая представляет собой весьма эффективный инструмент воздействия. Иеговисты ассимилируют общество под себя, формируют представление о секте как о группе милых, безобидных людей. Постепенно происходит привыкание общества к этой секте как к нормальному явлению.
Запрещённая в России квазирелигиозная организация «СССР» занимается возрождением т.н. «веры предков». Структура крайне негативно относится к Православию и исламу, называя их злом. «СССР» - одна из тех нерелигиозных организаций, которые внедряют по сути религиозную (псевдорелигиозную) идеологию.
В целом, убеждена Ольга Стрекалова, секты преследуют исключительно одну цель — обогащение своих лидеров. Эту идею особо ярко выразил создатель секты сайентологов Рон Хаббард: «Хочешь разбогатеть - придумай свою религию». Адептов лишают квартир, отрывают от семьи, подрывают у них доверие ко всем авторитетам. Завербованные в секту люди должны верить только секте. Приверженность секте формируется в том числе с помощью НЛП.
Распространению сект в России способствует секулярное воспитание, уход сектантов в подполье, а также взаимодействие сект. Как это не странно, секты, несмотря на существующие между ними разногласия, способны к совместным действиям.
По мнению подполковника юстиции, ситуация в стране накаляется, сектантские организации ещё больше радикализируются, в сектах ведутся разговоры о необходимости насильственного свержения государственной власти.
Борьба государства с сектами стала намного эффективнее. Однако, несмотря на запрет некоторых сект, их адепты не считают свои организации экстремистскими и по-прежнему исповедуют внушённые им идеи.
Как с этим бороться? Как переубедить этих людей? Как объяснить им, что они совершили ошибку? – задалась этими вопросами докладчица.
Отвечая на вопросы присутствующих, эксперт призналась, что на данное время нет статистики численности сектантов в России. Но есть методы, позволяющие установить приблизительное количество. Однако оценки экспертов разнятся.
Протоиерей Александр Пелин выразил тревогу в связи с участившимся использованием религиозного фактора политическими акторами.
Александр Прилуцкий отметил, что в религиоведении предпочитают не использовать понятие «секта» ввиду неясности этого термина, который неизменно вызывает споры. Теолог считает наивным мнение, что проблему экстремизма можно решить исключительно полицейскими мерами. Люди уходят в секты в поисках «рая». Нестабильная социальная реальность провоцирует соответствующий ответ.
Противодействие уходу людей в сектантские организации без создания комфортной среды повседневности малоэффективно. Государству следует демонстрировать заботу о людях, не ограничиваясь борьбой с сектами.
По мнению профессора Владимира Колотова, проблема экстремизма носит глобальный характер. И связано это с трудностью объяснить людям, вовлекаемым в секты, пагубность этого поступка. Когда идёт война за ценности, компромиссы невозможны. Ученый с сожалением признал, что до сих пор не найдено серьёзного решения обсуждаемой проблемы.
2. Поправка -
1.
http://katyusha.org/view?id=16199