Ассоциация производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» (Руспродсоюз, РПС, объединяет более 400 предприятий) обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой проверить рост стоимости пластиковой упаковки, который достиг 10-15%. Об этом говорится в письме ассоциации, копия которого есть в распоряжении ТАСС.
«Одним из факторов, влияющем на себестоимость товаров, является стоимость упаковочных материалов. С конца 2020 года по текущий момент участники РПС получают от поставщиков пластиковой упаковки предупреждения о росте цен на их продукцию и новые прайс-листы. В среднем на пластиковую упаковку и пленку повышение составляет 10-15%», - отмечается в документе.
Как сообщили в ассоциации, столь значительное повышение цен поставщики объясняют ростом стоимости приобретаемого ими сырья: гранул для производства полиэтилена. По представленной ими информации, несмотря на то, что гранулы производятся в России и их себестоимость не должна зависеть от курса иностранных валют, с июня прошлого года стоимость полимеров выросла на 25-30% и в январе достигла 115 тыс. рублей за тонну против 78 тыс. рублей за тонну в июне. «С учетом изложенной информации, с целью недопущения дестабилизации ситуации на продовольственном рынке просим в рамках полномочий Федеральной антимонопольной службы проверить обоснованность повышения цен на упаковку по всей цепочке поставок», - говорится в письме.
Как пояснил ТАСС зампред правления Руспродсоюза Дмитрий Леонов, доля упаковки в себестоимости продуктов варьируется в зависимости от категории. По его словам, обычно она составляет до 7%, но в некоторых случаях достигает 30% и более процентов. Он также отметил, что упаковка иностранного производства обычно дороже из-за наличия таможенной пошлины, которая составляет 6,5-9,5% в зависимости от типа пленки. «Так, стоимость импортного полиэтилена в декабре 2020 года составляла 98 тыс. рублей за тонну, тогда как стоимость отечественного находилась на уровне 89 тыс. рублей за тонну, хотя на экспорт российские поставщики предлагают пленки ниже внутренних цен», - отметил он.
По мнению Леонова, в ситуации, когда поставщики балансируют на грани рентабельности и не имеют возможности покрыть возросшие издержки за счет собственных средств, удорожание упаковки автоматически скажется на росте себестоимости многих категорий продуктов. «На наш взгляд, необходимо для снижения стоимости упаковки убрать таможенные пошлины и восстановить конкуренцию на рынке между отечественными и международными производителями, либо обязать производителей упаковки выровнять внешние и внутренние цены. Тогда наши типографии будут иметь возможность получить незапечатанные материалы и произвести упаковку для пищевой промышленности по конкурентной цене», - считает он.
Как сообщили в пресс-службе антимонопольного ведомства, ФАС России получила указанное обращение и рассмотрит его в установленном порядке. При обнаружении признаков нарушения антимонопольного законодательства служба примет меры антимонопольного реагирования.
Ситуацию прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» известный экономист, кандидат экономических наук, доцент МГУ Андрей Кобяков:
Одна из главных причин повышения цен — это девальвация рубля, поскольку все ссылаются на рост стоимости сырья и всё время говорят о том, что, дескать, причиной девальвации являются зарубежные поставщики, логистика, контейнеры. Речь идёт о том, что это поставки, прежде всего, из-за рубежа, но, несомненно, отечественный производитель подстраивает свои цены под рублёвый эквивалент долларовых цен.
Заметим, что рост цен на продовольствие и на базовые металлы — это тенденция последнего года. По сути дела, этот процесс идёт с лета 2020 года, когда закончилась первая вспышка коронавируса. Тогда мы столкнулись с очень серьезными тенденциями на мировых рынках. Поэтому это всё наводящиеся процессы.
Я абсолютно убежден, что существует очень много случаев недобросовестного поведения производителей, и здесь можно только посоветовать активизировать работу Федеральной антимонопольной службы. Считаю, что некоторые элементы регулирования цен неизбежны. Сказать, правильно это или неправильно, в таких обстоятельствах трудно, но, тем не менее, я уверен, что элементы ценового сговора на рынке тоже существуют. За эти годы они никуда не исчезали, поэтому это тоже не лишне.
Главный вывод заключается в том, что Центральный банк и Правительство не должны были бы допускать подобного снижения курса рубля. Поскольку, повторяю, несмотря даже на все самые благие пожелания исполнения намерений, связанных и с регулированием цен, и с антимонопольными расследованиями и проч., объективная тенденция заключается в том, что удешевление рубля всегда будет приводить к росту цен на внутреннем рынке в России.
Хочу заметить, что это во многом рукотворное явление. Потому что изначально оно может быть курсом валют из-за ценовой войны на рынке, которая, как мы знаем, была в марте-апреле 2020 года. В мае был уже заключён новый договор между странами ОПЕК+, но, тем не менее, после этого цены на нефть выросли, а рубль почему-то не растёт.
Главная причина этого заключается в том, что Минфину выгодно оскудевшую валютную выручку обращать в бюджетные доходы, чтобы она имела большее выражение в рублях. Им выгодно, чтобы рубль был слабый, а валюта дорогая. Как только цены на нефть упали — упал и рубль, но почему-то обратного не происходит. Подобная ситуация наблюдается уже не первый раз за последние 10 лет.
Я абсолютно чётко усматриваю в этом сознательное поведение ключевых финансовых органов Правительства и Центробанка. Если раньше ещё Набиуллина была против девальвации, по крайней мере, противником сильной девальвации, поскольку это противоречило целям её ведомства, которое отвечало за регулирование цен, но, после того как им удалось в 2020 году цены как-то стабилизировать, она ослабила свою позицию в этом отношении. Поэтому здесь существует консенсус между ключевыми финансовыми организациями государства.
Я считаю, что ничего нельзя будет сделать, пока они не позволят укрепить рубль.
2.
1. Национальная государственная народная православная валюта --рубль--не нужна не православной по духу власти.