Бог видит сердце

Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю о мытаре и фарисее

В притче Спасителя мытарь стоял вдали в храме, потому что сознавал, как он далек от Бога. На самом деле он был ближе, чем думал. «Близ Господь сокрушенным сердцем», — говорит псалом. Евангелие сегодняшнего дня разоблачает всякую внешнюю видимость и учит нас, как достигнуть прощения Божия.

Многие из нас, наверняка, неправильно представляют внешний вид этих двух людей, пришедших в храм помолиться. Мы, конечно же, видим фарисея стоящим в первых рядах — статного, одетого согласно церковному торжеству и вызывающего антипатию своей величавостью. А мытарь — это, скорее всего, презренный, изможденный нищий в отрепье, умиляющий своей смиренностью.

На самом деле все было по-другому. Мытарь, наживший состояние от далеко не всегда честного сбора податей, наверняка, был богат и хорошо одет. А фарисей, исхудавший от постоянных постов, был, скорее, бедным. Если бы Бог смотрел на внешний вид, Он оправдал бы фарисея с его явными признаками аскезы и отверг бы мытаря с его богатством и неправедностью. Но Бог смотрит на сердце, и Он «богатящияся отпусти тщи» (Лк. 1, 53). В глазах Божиих богатый совсем необязательно такой, как принято считать. Фарисей исполнен самим собой и своими добрыми делами, которыми он хвалится. Он превозносится строгостью своего поста и десятиной, жертвуемой на храм. К тому же он постится больше, чем требуется по закону. Согласно притче, он не получает оправдания по двум причинам. Прежде всего, он не просит его, уверенный, что не нуждается в нем. Он пришел в храм, чтобы исповедать, что он праведный. Во-вторых, он столь полон собой, что не способен принять дар Божий.

Мытарь же не строит никаких иллюзий. Грешник из грешников в глазах своих соплеменников, он почти стыдится, что пришел в храм. И ему нечем гордиться пред Богом. Он «не смел даже поднять глаз на небо». Его молитва — молитва смирения, правды и покаяния: «Боже, будь милостив ко мне грешнику!» Он вверяет всего себя Богу. Он сознает свою полную нищету. И в его сердце изливаются потоки Божия милосердия и прощения.

Не искушаемся ли мы предстоять в молитве пред Богом с нашей видимостью и самоправедностью? Мы бессознательно выставляем то, какими благочестивыми мы являемся, и то хорошее, что мы делаем, рискуя искренне не сознавать себя бедными грешниками, и по существу забываем о покаянии. Как мы читаем молитвы ко святому причащению, которые все как молитва преподобного Серафима Саровского, тысячу дней и ночей стоящего с воздетыми руками на камне: «Боже, милостив буди мне грешному»? Как воспринимаем после каждого прошения на ектении эту непрестанную молитву всей Церкви — молитву мытаря: «Господи, помилуй»? Насколько серьезно готовимся к исповеди — таинству примирения с Богом, которое не может состояться, если не будет у нас мытарева воздыхания из глубины сердечной?

Нам естественно думать, что вернувшись домой, сборщик налогов исправил свою беззаконную жизнь, хотя Евангелие не упоминает об этом. Господь говорит только: «Сказываю вам, что сей вышел оправданным в дом свой». Он вышел оправданным — стал праведным даром Божиим. Он получил дар милости от Бога, Которого он умолил, смирив себя. Так и хочется добавить «до смерти», почти до смерти. Молитва мытаря согласна со смирением Христовым, и потому она услышана. В молитве мытаря, как и в молитве разбойника благоразумного, Господь возвышает нас, потому что мы узнаем Его там, где нас ждет Его милосердие. Он был возвышен, можно сказать, — превознесен. Это предполагает, что речь идет о его конкретной жизни, согласной с его молитвой, через которую ему была дана благодать праведности.

Молитва фарисея, убежденного в своей праведности, была лишь попыткой самооправдания. Он хотел воздать красноречивую хвалу Богу, но воздал хвалу лишь самому себе, возвысив себя над другими. Как мог он быть оправдан, как мог он стать праведным, в то время как возвышенно и громко, хотя сказано «сам в себе», провозглашал, что не нуждается в этом?

Апостол Павел писал христианам Рима: «Человек оправдывается верой без дел закона». Он — фарисей, обратившийся к истинной вере даром свыше, — понял, что надо всецело предать себя Богу и Его любви, явленной во Христе Иисусе. Мы спасаемся даром. Спасение не покупается торговлей, которой занимается евангельский фарисей. Такое видение жизни естественно полностью меняет наши отношения с Богом. Оно заставляет нас молиться по-другому. Наши отношения с другими людьми также должны измениться. Вместо того чтобы сравнивать себя с ними (естественно, в свою пользу) и ставить себя на пьедестал, умаляя других, мы можем узнать в них, как и в самих себе, присутствие терпения и любви Божией. И мы будем благодарить Бога за Его верность нам — более чем за нашу верность Ему, ту, которой мы пытаемся жить, и у нас порой получается хорошо, а порой очень плохо. Мы будем радоваться, более чем нашим достижениям, действию благодати, дару Божию, который дает нам возможность быть христианами изо дня в день.

Мы пришли сегодня в Церковь помолиться. Можем ли мы выйти из нее оправданными?

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Протоиерей Александр Шаргунов
Бог видит сердце
Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю о мытаре и фарисее
20.02.2021
Благодать Божия несоизмеримо больше, чем наши грехи
Слово на начало Постной Триоди
20.02.2021
Что нужно делать, чтобы эта встреча состоялась?
Слово протоиерея Александра Шаргунова на Сретение Господне
15.02.2021
Если нам дано было пережить встречу с Богом
Слово в Неделю 36-ю по Пятидесятнице
14.02.2021
Праздник богословия
Святая Церковь празднует Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого
12.02.2021
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Последние комментарии
Есть ли у Европы шанс выжить?
Новый комментарий от Серёга Чудиса
20.02.2021 19:44
Сделал вторую прививку, самочувствие в пределах нормы
Новый комментарий от Анатолий Степанов
20.02.2021 19:18
Как большевики с «февралистами» дружили
Новый комментарий от Сергей Швецов
20.02.2021 17:55
Россия в романе, в дебатах и в поисках пути
Новый комментарий от Русский Сталинист
20.02.2021 17:51
Храм на Крови
Новый комментарий от Наталья Сидорина
20.02.2021 15:16