Бог видит сердце

Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю о мытаре и фарисее

Пастырская проповедь 
0
1454
Время на чтение 4 минуты

В притче Спасителя мытарь стоял вдали в храме, потому что сознавал, как он далек от Бога. На самом деле он был ближе, чем думал. «Близ Господь сокрушенным сердцем», — говорит псалом. Евангелие сегодняшнего дня разоблачает всякую внешнюю видимость и учит нас, как достигнуть прощения Божия.

Многие из нас, наверняка, неправильно представляют внешний вид этих двух людей, пришедших в храм помолиться. Мы, конечно же, видим фарисея стоящим в первых рядах — статного, одетого согласно церковному торжеству и вызывающего антипатию своей величавостью. А мытарь — это, скорее всего, презренный, изможденный нищий в отрепье, умиляющий своей смиренностью.

На самом деле все было по-другому. Мытарь, наживший состояние от далеко не всегда честного сбора податей, наверняка, был богат и хорошо одет. А фарисей, исхудавший от постоянных постов, был, скорее, бедным. Если бы Бог смотрел на внешний вид, Он оправдал бы фарисея с его явными признаками аскезы и отверг бы мытаря с его богатством и неправедностью. Но Бог смотрит на сердце, и Он «богатящияся отпусти тщи» (Лк. 1, 53). В глазах Божиих богатый совсем необязательно такой, как принято считать. Фарисей исполнен самим собой и своими добрыми делами, которыми он хвалится. Он превозносится строгостью своего поста и десятиной, жертвуемой на храм. К тому же он постится больше, чем требуется по закону. Согласно притче, он не получает оправдания по двум причинам. Прежде всего, он не просит его, уверенный, что не нуждается в нем. Он пришел в храм, чтобы исповедать, что он праведный. Во-вторых, он столь полон собой, что не способен принять дар Божий.

Мытарь же не строит никаких иллюзий. Грешник из грешников в глазах своих соплеменников, он почти стыдится, что пришел в храм. И ему нечем гордиться пред Богом. Он «не смел даже поднять глаз на небо». Его молитва — молитва смирения, правды и покаяния: «Боже, будь милостив ко мне грешнику!» Он вверяет всего себя Богу. Он сознает свою полную нищету. И в его сердце изливаются потоки Божия милосердия и прощения.

Не искушаемся ли мы предстоять в молитве пред Богом с нашей видимостью и самоправедностью? Мы бессознательно выставляем то, какими благочестивыми мы являемся, и то хорошее, что мы делаем, рискуя искренне не сознавать себя бедными грешниками, и по существу забываем о покаянии. Как мы читаем молитвы ко святому причащению, которые все как молитва преподобного Серафима Саровского, тысячу дней и ночей стоящего с воздетыми руками на камне: «Боже, милостив буди мне грешному»? Как воспринимаем после каждого прошения на ектении эту непрестанную молитву всей Церкви — молитву мытаря: «Господи, помилуй»? Насколько серьезно готовимся к исповеди — таинству примирения с Богом, которое не может состояться, если не будет у нас мытарева воздыхания из глубины сердечной?

Нам естественно думать, что вернувшись домой, сборщик налогов исправил свою беззаконную жизнь, хотя Евангелие не упоминает об этом. Господь говорит только: «Сказываю вам, что сей вышел оправданным в дом свой». Он вышел оправданным — стал праведным даром Божиим. Он получил дар милости от Бога, Которого он умолил, смирив себя. Так и хочется добавить «до смерти», почти до смерти. Молитва мытаря согласна со смирением Христовым, и потому она услышана. В молитве мытаря, как и в молитве разбойника благоразумного, Господь возвышает нас, потому что мы узнаем Его там, где нас ждет Его милосердие. Он был возвышен, можно сказать, — превознесен. Это предполагает, что речь идет о его конкретной жизни, согласной с его молитвой, через которую ему была дана благодать праведности.

Молитва фарисея, убежденного в своей праведности, была лишь попыткой самооправдания. Он хотел воздать красноречивую хвалу Богу, но воздал хвалу лишь самому себе, возвысив себя над другими. Как мог он быть оправдан, как мог он стать праведным, в то время как возвышенно и громко, хотя сказано «сам в себе», провозглашал, что не нуждается в этом?

Апостол Павел писал христианам Рима: «Человек оправдывается верой без дел закона». Он — фарисей, обратившийся к истинной вере даром свыше, — понял, что надо всецело предать себя Богу и Его любви, явленной во Христе Иисусе. Мы спасаемся даром. Спасение не покупается торговлей, которой занимается евангельский фарисей. Такое видение жизни естественно полностью меняет наши отношения с Богом. Оно заставляет нас молиться по-другому. Наши отношения с другими людьми также должны измениться. Вместо того чтобы сравнивать себя с ними (естественно, в свою пользу) и ставить себя на пьедестал, умаляя других, мы можем узнать в них, как и в самих себе, присутствие терпения и любви Божией. И мы будем благодарить Бога за Его верность нам — более чем за нашу верность Ему, ту, которой мы пытаемся жить, и у нас порой получается хорошо, а порой очень плохо. Мы будем радоваться, более чем нашим достижениям, действию благодати, дару Божию, который дает нам возможность быть христианами изо дня в день.

Мы пришли сегодня в Церковь помолиться. Можем ли мы выйти из нее оправданными?

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. СОЛЬ ОБУЯЛА!

Мы пришли сегодня в Церковь помолиться. Можем ли мы выйти из нее оправданными?

Сложный вопрос, когда в церкви процветает фарисейство - добро, замешанное на зле. Ходит мирянин в церковь, делает добрые дела, держит посты, исповедуется, причащается не один десяток лет, а потом оказывается почему - то в аду. За что же такая несправедливость? С НАМИ БОГ!
Валерий / 21.02.2021, 17:42
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Восстанет народ на народ и царство на царство
Евангелие среды (Лк, 104 зач., 21, 5—7, 10—11, 20—24)
18.12.2024
Радость о Господе среди скорбей
Слово в день памяти святителя Геннадия Новгородского, преподобного Иоанна Дамаскина и великомученицы Варвары
17.12.2024
Зло еще не раскрылось до конца
Евангелие вторника (Лк, 106 зач., 21, 12—19)
17.12.2024
Грех как норма и первородный грех
Самое страшное, что сейчас происходит, — исчезновение человеческого в человечестве
16.12.2024
Для кого смерть — приобретение?
Евангелие понедельника (Лк, 102 зач., 20, 27—44)
16.12.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Все статьи темы
Последние комментарии
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от Константин В.
18.12.2024 10:03
Снегурочка и Баба Яга как традиционные ценности
Новый комментарий от Ленчик
18.12.2024 09:25
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Константин В.
18.12.2024 09:25
Ползучая интервенция
Новый комментарий от Сергей из НН
18.12.2024 09:18
Он не прятался за спинами, шёл с открытым забралом
Новый комментарий от Русский танкист
18.12.2024 09:04
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Виктор Фролов
18.12.2024 08:43
«Опомнись, наконец, славянский брат»
Новый комментарий от ms
18.12.2024 07:50