В этом году в Неделю по Богоявлении мы слышим в Евангелии на утрени самые прекрасные слова, которые определяют отношение Бога к человеку и человека к Богу. После тройного вопрошания Христа, апостол Петр отвечает Ему: «Господи, Ты все знаешь. Ты знаешь, что я люблю Тебя». Единственное, что ему остается, это признать, что Господь знает все. Он отвергся Своего Господа трижды, и он знает, что это тройное вопрошание — тройное восстановление его в апостольском достоинстве. Но в своем покаянии он не может ничего сделать, кроме как опереться на Господа, на Него одного: «Господи, Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя!» Мы стоим перед тайной Превечного Бога, Который есть все для апостолов, все для нас. Способны ли мы сказать Господу: «Господи, Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя»? Оттого что мы христиане, чада Божии, можем ли мы войти в предельную глубину самих себя, чтобы услышать, что спрашивает нас Господь?
Не существует других слов, чтобы выразить дивную тайну отношения человека к Богу. И как глубоко и далеко должно идти пастырство! Петр должен умереть, чтобы стать подлинным пастырем своих овец. Это чудо совершится по образу Единого Пастыря. «Истинно, истинно говорю тебе, когда ты был молод, то препоясывался сам, и ходил, куда хотел. А когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь».
Любовь ко Господу ведет только ко Кресту и смерти. В тот самый момент, когда Петр говорит о любви, и когда Господь делает его пастырем Своих овец, почти зримо обозначается между ними Крест Христов и крест мученической смерти Петра. Господь сказал же это, давая разуметь, какой смертью Петр прославит Бога.
Будем молиться Господу, чтобы слова «Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя» стали нашей жизнью. Чтобы мы следовали за Господом. Скажем дерзновенно, как Петр, как Иоанн Богослов, как все святые, потому что нет другого пути придти ко Господу, кроме того, какой открывает нам Слово Божие: «Следуй за Мной!» Иди дорогой Креста, и ты узнаешь любовь Того, Кто возлюбил до конца, до бесконечности, до Креста и Воскресения.
Мы должны увидеть Крещение Господне в свете Крестных страданий. Если Христос видит всю Свою жизнь в свете Креста и Воскресения, то и мы должны видеть всю нашу жизнь в любви, исходящей от Креста и Воскресения Господа. Мы должны пребывать в этой тайне каждый день нашей жизни до самой смерти. Мы должны жить нашим крещением — это необходимо, потому что в нем заключена действенная сила. Совершенно новая, потрясающая сила, исходящая от Отца в Сыне и сообщающая нам Дух Святой. Мы должны явить ее присутствие, всецело устремляясь к Богу, к Его замыслу любви о роде человеческом, — благодатью, принятой нами во Христе Иисусе.
Крещение помогает нам войти в тайну предания себя воле Отчей, всецелой самоотдачи, принесения всей нашей жизни Господу. Этого ждет от нас Господь. Если мы крещены в смерть Христову, мы будем крещены в Его Воскресение. Воистину, мы узнаем то же Воскресение, что и у Него, — последнее следствие крещения, как свидетельствует Церковь — наше телесное воскресение во Христе и со Христом. Мы узнаем ту же тайну любви, что и Он, по благодати Его. Потому что Он дает нам все, чтобы войти в эту полноту любви. И этой полнотой любви войти в полноту Бога.
Приближается время новых испытаний Церкви. Но это путь Христов. Да возрадуется душа наша о Господе, крестившемся во Иордане, отдавшем Себя на смерть вместо нас, чтобы и мы могли — вслед за нашими святыми мучениками и всеми святыми — предавать себя до конца воле Господней в бесконечной любви Его.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России