Россия начала выход из Договора по открытому небу (ДОН), сообщает РИА Новости.
Решение США покинуть соглашение «под надуманным предлогом» нарушило баланс интересов участников и подорвало роль ДОН «как инструмента укрепления доверия и безопасности». «Российская сторона выдвинула конкретные, соответствующие фундаментальным положениям Договора, предложения по поддержанию его жизнеспособности в новых условиях. С сожалением констатируем, что они не получили поддержки со стороны союзников США», — добавили на Смоленской площади.
Подчеркивается, что Москва приняла решение выйти из договора из-за «отсутствия прогресса» в устранении помех для его работы в новых условиях. После завершения всех внутригосударственных процедур по выходу Москва направит уведомление депозитариям.
Договор по открытому небу подписали в 1992 году, он стал одной из мер по укреплению доверия в Европе после холодной войны. Соглашение действует с 2002 года и позволяет странам-участницам открыто собирать информацию о вооруженных силах и мероприятиях друг друга. Участниками договора до последнего времени были 34 государства. В конце мая президент США Дональд Трамп заявил о выходе своей страны. Поводом для этого, по утверждению Вашингтона, стали неоднократные нарушения со стороны России.
В частности, США обвинили Москву в том, что она пользуется «Открытым небом» как инструментом «военного принуждения». Россия неоднократно отвергала обвинения США. В ночь на 22 ноября прошлого года США завершили процедуру выхода.
Пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков заявил, что решение Вашингтона делает договор нежизнеспособным.
Официальный представитель МИД России М.В.Захарова ответила на вопрос СМИ о начале внутригосударственных процедур по выходу России из Договора по открытому небу, сообщает сайт МИД России.
«Выход США из Договора по открытому небу (ДОН) коренным образом изменил конфигурацию, заложенную при формировании режима открытого неба, и нарушил баланс интересов государств-участников. С самого начала мы предупреждали о серьёзных последствиях такого шага и для ДОН, и для европейской безопасности в целом. Участие США в Договоре и возможность наблюдения за американской территорией было одним из важнейших условий его вступления в силу. Именно с учётом этого фактора наш парламент в 2001 г. ратифицировал ДОН, давая тем самым согласие на наблюдательные полёты над всей территорией России. Последствия для европейской безопасности также очевидны – нанесён удар по одной из её опор. Государствам-участникам ОБСЕ из Вашингтона дан сигнал – эта опора не важна и ею можно просто пренебречь», - подчеркнула дипломат.
Она отметила, что для придания «благозвучия» своим шагам Вашингтон обвинил Россию якобы в недобросовестном выполнении Договора. «Мы неоднократно дезавуировали все американские нападки и давали аргументированные ответы. Наши же вполне обоснованные претензии США упорно игнорировали. Так, в 2015 г. США вообще отказались допустить российский самолёт наблюдения Ан-30Б в пункт въезда/выезда на своей территории. С учётом того, что имеющий бóльшую дальность полёта самолёт наблюдения
Ту-154М-Лк1 в это время находился в ремонте, такой отказ означал полное закрытие их территорий для российских наблюдательных полётов. США более 13 лет затягивали с формулировкой правил проведения полётов над своими удалёнными островным территориями и тем самым закрывали их от миссий наблюдения. В нарушение Договора США установили максимальную дальность полётов над территорией Гавайских островов из расчёта не с аэродрома открытого неба, а с аэродрома дозаправки и противоправно сократили наблюдательные возможности на 260 км», - продолжила официальный представитель МИД России.
«В 2017 г. американской стороной были отменены остановки для ночного отдыха экипажей российских самолётов наблюдения на аэродромах дозаправки Робинс (Robins) и Элсворт (Ellsworth). С учётом норм предельных нагрузок на экипаж это грубо нарушило права России по выполнению наблюдательных полётов. В 2017 г. США включили дальность транзитного полёта над водами открытого моря в максимальную дальность наблюдательного полёта. Тем самым они существенно уменьшили эффективность наблюдения своей территории. При всех этих грубых нарушениях Договора со стороны США Россия продолжала выполнять свои обязательства по ДОН», - отметила она.
«Когда США вышли из Договора и сняли с себя обязательства по приёму наблюдательных полётов над своей территорией, тенденция к разрушению Договора приобрела необратимый характер. Но и в этих условиях Российская Федерация предприняла максимум возможных усилий по спасению Договора и предложила оставшимся государствам-участникам предоставить твёрдые гарантии соблюдения ими своих обязательств о непередаче американцам данных, получаемых во время наблюдательных полётов над российской территорией. Одновременно мы запросили в соответствии с Договором подтвердить готовность обеспечить возможность наблюдения всей их территории, включая находящиеся там американские военные объекты. Мы развернули кропотливую работу с партнёрами по урегулированию российских озабоченностей. Рассчитывали на конструктивный подход со стороны стран Запада, которые так громогласно заявляли о своей приверженности ДОН. Однако политическая ориентация на США для них оказалась более значимой, чем сохранение важного инструмента общеевропейской безопасности», - подчеркнула Захарова.
«От прямого ответа уклонились, упирали на то, что соответствующие обязательства якобы уже содержатся в самом Договоре и предложили продолжить обсуждение в рабочих органах ДОН. Всё это выглядит как искусственное затягивание вопроса в ситуации, когда – по нашей информации из разных источников – Вашингтон в ходе контактов с европейскими союзниками требует от них взять обязательство делиться с американцами данными наблюдения за территорией России. Создавшаяся ситуация для нас абсолютно неприемлема, так как по сути у всех членов НАТО сохранялась бы возможность наблюдать за всей территорией России, а территорию лидера альянса – США – от российского наблюдения закрыли. С учётом изложенных обстоятельств руководством страны было принято решение о начале внутригосударственных процедур по выходу России из ДОН», - заключила Мария Захарова.
После выхода России из Договора по открытому небу (ДОН) ничего радикально не изменится, средства космической разведки позволяют получать большой объем информации, заявил глава международного комитета Совфеда Константин Косачев.
«Радикально ничего не изменится, средства космической разведки позволяют получать большой объем информации. Этот объем не будет 100%-ным, но от каких-то крупных потрясений имеющиеся средства контроля будут страховать», - сказал парламентарий в пятницу в эфире телеканала Совета Федерации «Вместе.РФ».
Он отметил, что после выхода из договора США, затем и России он утрачивает смысл.
Законодатель посетовал, что выход из Договора по открытому небу является еще одним шагом назад от тех мер и договоренностей, которые вырабатывался странами по выходу из холодной войны. «Мы имеем в перспективе напряженный период в международных отношениях, но это не наш выбор», - сказал политик.
Запуск процедуры выхода России из Договора по открытому небу – адекватная реакция на односторонний разрыв документа со стороны США, заявил глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий.
«Запуск процедуры выхода России из Договора по открытому небу – адекватная реакция на односторонний разрыв ДОН со стороны США и бездействие европейских партнеров в вопросах предоставления гарантий России о непередаче данных о наблюдательных полетах над территорией РФ американской стороне», - сказал Слуцкий журналистам.
Парламентарий напомнил, что Россия неоднократно призывала остальных участников Договора подписать заявление с конкретными юридическими обязательствами о непредоставлении информации по итогам работы миссий открытого неба, но этого так и не произошло.
«В подобных условиях Россия не позволит вести расчетливую игру в одни ворота и не будет рисковать своими интересами национальной безопасности», - добавил парламентарий.
Слуцкий с сожалением отметил, что это вынужденная ответная реакция, поскольку нарушение целостности договора подрывает доверие в вопросах безопасности среди всех его стран-участниц.
Отсутствие наблюдательных полетов, которые проходили в рамках Договора по открытому небу, Россия может компенсировать за счет наращивания возможностей спутниковой разведки, а также за счет деятельности СВР и ГРУ, заявил РИА Новости российский военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.
«В практическом плане для России очень важно компенсировать отсутствие инспекционных полетов над территориями иностранных государств, в частности государств-членов НАТО, усилением возможностей в области ведения всех видов космической разведки, и, прежде всего, оптико-электронной и радиотехнической», - сказал Коротченко.
Это, по его словам, позволит заблаговременно реагировать на планы военного строительства и модернизации вооруженных сил тех стран, которые Россия относит к числу потенциальных противников. Кроме того, необходимо нарастить «возможности получения информации о планах и замыслах иностранных государств и другими методами, реализуя возможности СВР России и Главного управления Генерального штаба ВС РФ (известного, как ГРУ)», считает эксперт.
«США уничтожили этот договор, выйдя из него первыми, поэтому в данном случае Россия просто фиксирует сложившийся статус-кво, что договор больше не работает и действовать не будет. Вина за это полностью лежит на стороне Вашингтона», - добавил Коротченко.