«Не всякий, говорящий Мне: "Господи, Господи!", войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7: 21)
Много говорят теперь и пишут о сложностях, лукавстве и опасностях, подстерегающих нас в современном мире, «мире, сошедшем с ума», несущемся к катастрофе. Всё больше признаков указывают на то, что на наших глазах отыгрываются сцены последнего акта исторического спектакля в «театре абсурда». И нам суждено жить в этом искривлённом злом мире, где утрачены надежды и рассеяны иллюзии, на месте которых разрастается «ничто», открывается «бездна» с её всё подавляющим страхом. Хоть как-то, но жить и не потерять своё человеческое обличие – «претерпеть» то, чему быть суждено.
На фоне осуществления запланированного гностическими жрецами и «владыками мира сего» ликвидации остатков Божественного порядка и внедрения тотального подчинения человечества сатанинским силам с их всеобъемлющим цифровым контролем (с целью нашей же якобы «безопасности» и «принуждения к миру») всё больше человек понимают или интуитивно чувствуют, что им остаётся только либо умереть, либо бежать от «благодетелей» и их «умных городов». Вот тут-то и начинает доходить даже до не очень сообразительных, что подразумевалось под настоятельными советами старцев уезжать из крупных городов (Вавилонов) в деревню и создавать там «общинки». Объединяться и жить на земле, если хотите, «спастись».
А что такое «спастись»? Это слово имеет двоякое толкование. Так в земном/временном понимании «спастись» означает убежать от несвободы, скрыться от ига поработителей, просто выжить. Иное значение имеет это слово в горнем/вечном толковании. Поговорим об этом. В последние несколько лет призыв «спастись» звучит всё чаще и громче. При этом, как мне видится, что это такое (в смысле «как?») во всей полноте и глубине не понимают ни те, кто с амвонов храмов призывает ко «спасению», ни те, кто им внимает. Да и внимает поверхностно, не задумываясь о сути, а посему исполняет предписания формально, даже если порой и фанатично.
Так что есть «спасение» и как «спастись»? Так получилось, что большинство понимает это вульгарно, если не сказать, примитивно. Разделяют своё поведение в церковной ограде и деяния в миру и ни на миг не задумываются о том, как жизнь их соотносится с исполнением воли Творца; где смирение, а где теплохладность и т.д. При этом, конечно, большинство будет бубнить заученные аксиомы: вне Церкви спасения нет, к Богу Отцу приходят только через Сына, без соблюдений заповедей не спастись, пьяницы и блудники Царства Божия не наследуют и тому подобное. Но сейчас этого мало. Первое, что требуется сегодня, – это мужество. Потому что, вторя Христу, хочется крикнуть: «Что вы так боязливы, маловерные?»
Цель «спасения» (души, конечно) многие понимают просто: избежать мучений ада и наследовать жизнь вечную – «в Рай попасть». Таким образом, люди даже не задумываются, что Рай был в своё время на Земле, а мире ином есть Царство Небесное, в котором «много обителей». И кто там какое место займёт, если «спасётся», – не нам решать…
Как-то в гостях у людей хороших, но верующих наивно, беседа от бед и проблем России сегодняшней, делах церковных и нашем ко всему этому отношении перешла постепенно к вопросу о «спасении». Для большинства присутствующих вопрос этот не казался каким-то сложным и ответы на него были однозначными, состоявшими в основном из привычных штампов и набора правил, предписанных церковным учением. Всё в чёрно-белых тонах. Но жизнь, протекающая в мире «видимом», многоцветна, к тому же с оттенками. Что есть «любовь», «грех», «покаяние», «история», для чего вообще мы существуем – мало кто задумывается. Или отделываются известными цитатами из святых отцов.
Поэтому пришлось поделиться своими рассуждениями на эти темы. Начал с неоспоримого: необходимо ходить в храмы, исповедоваться и причащаться, получая через таинство «исцеление души и тела» посредством благодати Духа Святого. Потому что без стяжания благодати спасение невозможно. Однозначно! Но достаточно ли лишь блюсти предписанную форму в наше время? Не уверен, если даже приплюсовать «милосердие», «добрые дела» и «смирение». К тому же, надо учитывать сказанное некогда одним духовидцем: в последние времена будут спасаться скорбями да болезнями. (То есть, надо понимать это так, что спасаться будут своим отношением к посылаемым болезням: пассивным либо активным, ропотом на Бога либо благодарением за всё.)
С одной стороны, известно, что Господь, вроде бы, хочет, «чтобы все спаслись». Но здесь есть тонкость: кто эти «все»? Все вообще или «свои» – записанные в «книгу жизни» и априори имеющие такую возможность/потенцию, которую надо постараться, возлюбив Бога всем сердцем и всем разумением своим, реализовать/актуализировать ещё при этой жизни?
Даже знающих почти все молитвы и цитирующих наизусть места Священного Писания верующих порой вводит в ступор основополагающий и простой, вроде, вопрос: а для чего всё это, весь этот мир, вся эта «суета сует»? Отвечать на него даже священники не особо любят потому, что открывается суровая правда. Правда, суть которой очень проста: весь наш мир и человечество в нём существуют лишь для того, чтобы через соответствующий отбор, прохождение испытаний восполнилось на Небесах «число отпавших ангелов». Пока этого не случится – «земля продолжит крутиться», и будет осуществляться Промысл Божий, и будет формироваться Тело Христово – Церковь Его (как в небесной, так и в мирской – воинствующей – частях своих). В этом смысл Истории. О чём прекрасно написал философ Л.П. Карсавин в книге «Философия истории»: «Вполне в сфере наших общих предпосылок мы выдвигаем центральное значение личности Иисуса Христа и понимаем исторический процесс как развитие Христовой Церкви».
Случайного в этом мире ничего нет! А в Промысле Божием каждому отводится своя роль/миссия (крест по силам его, отказ от которого есть грех сугубый!), каждому даётся какой-то дар Свыше, чтобы осуществить предназначенное именно ему. Поэтому каждый человек ценен для Создателя по-своему, поэтому талант свой каждый должен не зарывать, а преумножать! А вот использование «дара» не по назначению не приветствуется. За эту вольность могут крепко «дать по рукам» – и это только для начала! «Отыграть роль» нужно постараться до конца, красиво и не сфальшивить. И надо понимать, что роль прописана лишь в общих чертах, поэтому требуется импровизация. И эта задача нелёгкая. Для этого и требуется мужественность и терпеливость, нужно быть «делателем» и даже искусным «игроком», а не только «созерцателем», тем паче «мечтателем»; возлюбившим Бога превыше всего «соработником» на ниве Господней, а не ждущим чудес «расслабленным». А на чём зиждется эта любовь, кроме любования красотой Истины, ощущения обволакивающего Добра и покоя? На радостном подчинении Его Воле, что возможно только при абсолютном доверии к Нему: положись на Бога во всём, и Он всё управит! А в минуты сомнений пусть не смолкает в вас молитва: ибо не как я хочу, но как Ты!
Кстати, мы не подвергаем сомнению, что Господь всемилостив и, вопреки распространённым выражениям типа «Господь покарал», никого не наказывает. Но существуют объективные и непреложные законы духовного мира, регулирующие наше бытие и жёстко реагирующие на их нарушение, отсюда – «наказание». Это своеобразные «правила игры», действующие независимо от того, понимаем ли мы это. К сожалению, нас держат за «детей» наставники наши, и нам приходится доходить до знания этих законов эмпирически, набивая шишки. Но «доходит» не до всех и не с первого раза. А кто-то до конца дней своих наступает на одни и те же «грабли».
В подчинении Правде нет места страху и сомнению, нет никакого умаления «свободы воли» человека, а есть освобождение от чрезмерных забот о мирском, от рабства греху; есть то стремление к Свету, которое способно превратить «раба» в «сына». И в этом есть торжество Правды!
Свобода воли есть свобода выбора, в котором нет места принуждению. А вот как идти путём прямым и правым, подсказывает искреннему человеку его сердце через голос совести (глас Божий в нас), а не «страх Божий», который удерживает нас от шагов неверных, от падения. Поэтому и должны быть помыслы наши чистыми (чистые сердцем Бога узрят), дела, угодными Богу, а поступки, отвечающими Его замыслам о нас и ожиданиям. Оправдать эти «ожидания» есть истинный «успех».
Всё это вроде так просто и ясно, но только в рассуждениях (гладко было на бумаге, да забыли про овраги), а не в реалиях нашего времени с его бешенными темпами, перевёрнутыми ценностями и навязанными условиями существования. Когда «волки в овечьей шкуре» практически закабалили мир окончательно и уже не стесняются демонстрировать свой оскал. Здесь нужна не только «железная» сила воли, но и мудрость необыкновенная. И вожди нужны и пастыри, но не слепые и не трусливые. А где их взять? Кто укажет путь? Кто поведёт за собой остатки «стада»? (При молчаливом соглашательстве современных иерархов с глобальным порабощением, принятии экуменизма, «смирении» перед действием тайных сил, которые проявляют себя явно и нагло.) «Просите и дастся вам»… Не оставляет Господь без ответа мольбы «верных». Если нужно – «и камни возопиют». Что мы и наблюдаем, но очерствели сердца наши и потому «овцы христовы» «слушают, но не слышат», «смотрят, но не видят»… Ждут «знамений с неба».
Всё чаще разносится: «Покайтесь, ибо конец мира близок!» (чтобы достучаться хоть до некоторых, даже святые являются ныне достойным, чтобы успели по-настоящему покаяться). Без покаяния не будет «спасения». А в чём и как каяться, мало кто может объяснить доходчиво и правильно, причём не по-книжному и холодно-рассудочно, а по опыту жизни во Христе; не как строгий судия, а как добрый пастырь, отец, огорчение которого от твоих блужданий и твоего окаянства, от ощущения, что Его подводишь, сердце начинает «плакать». А ведь именно такое состояние сердца и есть подлинное «раскаяние». А чем от него отличается «покаяние»? Покаяние, как я уразумел за многие годы, есть не только раскаяние в грехах и уклонение от них в дальнейшем, но и исправление на деле, а не на словах только, своего пути. А это ой как тяжело!
Легко поучать: «Не греши!» Не сложно это и пообещать. Но вот узреть свои грехи бывает непросто. Равно как и «вытащить бревно из собственного глаза» (главную занозу души), которое привык не замечать упорно. А объяснить доходчиво, что есть главное, порой некому, потому что некоторые христиане (несмотря на наличие большого числа пособий по выявлению грехов) «за деревьями не видят леса» и на деле – «обсасывают комара, но проглатывают верблюда». Прискорбный факт. Проблема же в том, что «духовное возрождение» России обернулось теплохладным пышнодействием, благолепием формы, а не содержания. Священники (особенно из новых) зачастую не служат Богу, а «работают» клириками, выполняя свои обязанности формально, заученно, механически. Мало в ком из них светится любовь, к тому же опасность проникновения в Церковь врагов Христа, в том числе «восточного обряда», становится реальной.
Говорят нам: «не грешите», исполняйте заповеди Божии. Не только десять основных, но и заповеди «блаженства» из Нагорной проповеди Спасителя. Правильно! Но к сожалению, мало кто верно понимает их смысл, а такую, к примеру, как «блаженны изгнанные правды ради, ибо их есть Царство Небесное» никак не относят к себе лично.
Что касается понятия «грех». Это ведь не только нарушение духовных законов, запретов и следование страстям, но и кое-что ещё. Что имеется в виду? Несколько лет тому назад старый знакомый ошарашил меня, когда произнёс: «А ты знаешь, что изначально "грех" означал буквально "непопадание в цель"? Что и происходит, когда, согрешив, сбиваешься со своего пути». То есть, при пренебрежении своим путём, уклонении от уготованной Свыше участи, в Царство Небесное не попадёшь! Осознание этого и «исправление» и должно стать главной заботой, а остальное – «прилагаемым» к этому. Отсюда и слова Спасителя, которые любят настойчиво повторять нам истинные пастыри: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам».
Поэтому «покаяние» суть не только осознание своих грехов и избавление от них, но и «исправление» своего пути, возвращение к должному – на «стезю Господню». Принятие своей «доли», какой бы она ни была (раньше простые люди говорили так: Бог рога даст – носи и благодари!) без лишних вопросов и терзаний, ибо «неисповедимы пути Господни». Каждому – своё! Возвращение на путь свой невозможно без слёз радости и звучащего внутри: благодарю Тебя, Господи!
Итак, чтобы идти путём своим, нужны мужество, стойкость, трезвость. И дерзновение (которого не хватает сегодня, как мне подсказали, даже монахам), и готовность взять всю полноту ответственности на себя, принимать решение самому. По наитию. Но это не «самость» гордеца, а самостоятельность повзрослевшей и оформившейся в личность «души живой». И тогда по-иному зазвучит напутствие, приписываемое преподобному Серафиму Саровскому: спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи. А эти «многие» не те ли, судьбы которых переплелись с твоей, с выполняемым тобой «долгом», прописанной для тебя «ролью»? Возможно ли такое и возможно ли так «спастись»? Не знаю, но ни на секунду не сомневаюсь в том, что «невозможное человеку возможно Богу».
Участились смерти – началась «жатва»? Похоже на то. Судя по всем признакам, начались «времена последние», и скоро откроется «человек погибели», дорогу которому ускоренно мостит «глубинное государство», подводя навязчиво к необходимости формирования мирового правительства, с его глобальным «цифровым концлагерем» и меткой – «числом зверя». Приняв такую «метку», оставшимся на тот момент в живых – не спастись! Не спастись потому, что этим актом они отрекаются от Бога прилюдно, отрекаются от «живота вечного». Поэтому настал момент выбора, время не бояться «убивающих тело, душу же убить не могущих», не молчать о творящемся беззаконии и обмане – «молчанием предается Бог!». А восстать против зла, презрев все опасности, быть готовым; быть готовым на жертву – положить душу свою за Правду! Возлюбить смерть, памятуя о том, что за веру мученический конец – это от Иисуса Христа венец!
Как было в начале Христианской эры – на Голгофе, так будет и в «конце времён», и «последние станут первыми», если только уподобятся «разбойнику правому».
Александр Фёдорович Огородников, публицист, член Союза писателей России