«Русская народная линия» проводит традиционный опрос авторов по итогам года. «Как бы Вы охарактеризовали 2020 год? Какие события и тенденции Вы выделили бы как главные, определяющие для этого года? Что Вы ожидаете от 2021 года?» - на эти вопросы отвечает в интервью «Русской народной линии» известный русский писатель, сопредседатель Правления Союза писателей России, член Президиума Всемирного Русского Народного Собора, лауреат первой Патриаршей литературной премии Владимир Николаевич Крупин:
Кажется, что 2020 год промелькнул мгновенно. Однако ж одновременно год был огромен и необычен для истории мира и особенно России. Нападки были, прежде всего, на Россию, на наши храмы и православное общежитие.
Я разделил бы 2020 год на две части: Печальные итоги и добрые события.
В первый раздел входит полнейшее непонимание правительством, прежде всего московским правительством, стариков. Я принадлежу к старшему поколению и вопрошаю: неужели старику можно прожить без питания кислородом? Невозможно! Кровь питает головной мозг, кровь получает силы из питания и свежего воздуха. Но старикам был запрещён свежий воздух! Решения принимались за гранью разума.
Также у нас, пенсионеров, отобрали проездные документы. Как же не ездить старикам? Они ездят не потому, что им нравится кататься в метро, а потому, что стараются приобрести на нищенскую пенсию продукты пропитания в тех местах, где дешевле. Но и это было запрещено! Это моральное преступление перед людьми. Нельзя было даже от дома отойти. Я помню, меня два-три раза останавливали. Но, слава Богу, они были человечные, не держиморды, с ними можно было разговаривать.
Наши женщины, девушки стали походить на мусульманок в повязках-масках, а мужчины – на боевиков. Фантасмагория! Разве эти повязки защищают от всепроникающего вируса? Мы получили пандемию в наказание. А как же нас не наказывать за грехи, творимые пред лицом Господа? Ведь что доселе творится в средствах массовой информации!
Меня ни коим образом не убаюкивает отговорка правительства, что в России царит демократия. Какая демократия? У нас бардак из бардаков! Святой праведный Иоанн Кронштадтский сказал, что демократия в аду, а мы живём в России. Россия ближе всех к Богу! Это было нарушено. Вся душа протестовала против этого. Но мы получили заслуженно наказание. В 1918 году позволили расстрелять Царскую Семью. За что нас жалеть?
В кино и театре льётся рекой пошлость зловонная! Смеют оправдывать однополые связи и ЛГБТ-движение. Ну, куда это годится? На телевидении обсуждают личную жизнь – лезут в постели, кошельки. Одним словом – Содом. Мы столько накопили грехов, что вирус грянул в самое время.
Самым страшным в 2020 году для меня были закрытые храмы на Пасху. На дверях нашего храма висел замок. Скорбь овладевала душой. Но я успокаивал себя тем, что вспоминал, как жили наши родители, как они сохранили веру Православную при закрытых храмах. Как они выжили в той атмосфере? Мы у них учились.
Закрытие храмов – самое печальное событие 2020 года.
Но теперь я перехожу к добрым итогам. Я видел, как в ушедшем году увеличилась любовь людей друг ко другу, как возрастала тревога за болеющих, как спешили на помощь. Например, из-за карантина мы с женой были заключены в стенах дома на месяц. Боже мой! Сколько к нам приходило людей! Не описать словами!
И мы старались помочь. Среди наших знакомых умирали, мы заказывали Сорокоусты, страдали, когда отошёл в мир иной наш любимый архимандрит Амвросий, протоиерей Александр Агейкин. И, конечно, ужасная рана – кончина отца Димитрия Смирнова. Незадолго до его смерти мы с ним виделись в храме, он мне подарил календарь. Одним словом, два полюса 2020 года: наплевательское отношение правительства к народу и то, что народ жив! Русские православные христиане живы, здоровы. Ничего с нашей любимой Россией не случится. Как всегда мы выйдем победителями из этого сражения.
1. «Мы получили пандемию в наказание»