Ещё один месяц прошел, а в делах об убийствах русских парней почти никакого продвижения. 1 июня 2019 года в поселении Путилково близ Москвы выходцами из Армении был убит Никита Белянкин, 7 июня 2019 года в Южном Бутово Москвы – выходцами из Таджикистана Сергей Чуев, 13 июня 2019 года в селе Чемодановка под Пензой – цыганами Владимир Грушин.
Месяц назад писал, что Фемида зависла. До сих пор (прошло более полутора лет) убийцы не просто не наказаны, но не видно даже перспектив судебным процессам над ними. Центральные СМИ даже не напоминают о резонансных преступлениях. Совершенно очевидно, что затягивание процессов над убийцами русских работает на преступников и их адвокатов. Расчёт на то, что за прошедшее время притупится общественный резонанс, авось всё забудется и на этом фоне убийцам можно будет дать символические сроки, а некоторых из них и вообще оправдать.
По убийству Сергея Чуева в прошлом материале говорил, что было лишь сообщение от августа 2020 года, что в Зюзинском суде «стартовал» процесс по этому делу. Почему только через год стартовал? И что там происходит с августа месяца этого года? Об этом – почти ничего в СМИ. Так до сих пор и есть, за декабрь этого года ничего не изменилось. Тишина. Чем там занимаются судьи и обвинение по этому делу? Непонятно. Зато есть полная уверенность в бурной деятельности адвокатов преступников, выгораживающих вместе с таджикской диаспоройсвоих подопечных, успешно доказывающих необходимость переквалификации убийства на более легкие статьи. Так судебный процесс может докатиться и до оправдания преступников.
По убийству Владимира Грушина и иным преступлениям в Чемодановке месяц назад информировал, что в Пензе, где идёт суд, местных журналистов не пустили на заседание суда. При этом в зал заседаний спокойно прошли несколько слушателей, не являющихся участниками процесса, – представителей цыганской диаспоры. Я вопрошал: разве не ясно, кому приоритет, какую атмосферу создают на процессе, к чему «склоняются»?
И вот сообщение от 4 декабря этого года. Пензенский областной суд объяснил недопуск журналиста «7х7» 1 декабря на судебное заседание и одновременный допуск цыган. Всему вина – эпидемиологическая обстановка, маленький зал и «интересы подсудимых». Об этом сообщил председатель облсуда Виктор Трифонов. «Высокое обоснование», главное – чувствуется забота о журналистах.
«Суд счел возможным допустить в судебное заседание с целью соблюдения интересов подсудимых ограниченное число слушателей, не более трех лиц, являющихся представителями цыганской диаспоры Пензенской области», – говорится в ответе на редакционный запрос «7х7». И ещё по данным председателя облсуда, цыгане первыми попросили пустить их на заседание. Хотя редакция «7х7» несколько раз, начиная с мая месяца,направляла в областной суд ходатайства с просьбой допустить корреспондентов на заседание. В ответ приходили отказы. Дело рассматривает коллегия из трех федеральных судей (Виктор Ховрин, Вячеслав Судариков и Владимир Симонов). Редакция «7х7» обратилась в квалификационную коллегию судей Пензенской области с просьбой проверить законность действий председательствующего судьи Ховрина. Также сообщается, что в зале суда нет условий для соблюдения социальной дистанции между участниками процесса. Однако в аудитории, рассчитанной на 50 мест, вместе с 28 обвиняемыми, их адвокатами, судьями, прокурором, службой конвоя и представителями цыганской диаспоры (слушателями) присутствует около 100 человек. Но хотя бы для одного журналиста – места не находится.
А из последнего по этому делу, сообщают, что Пензенский областной суд продлил до 6 апреля арест 28 подсудимым по делу о массовой драке в селе Чемодановка. До апреля следующего года вознамерились продолжать разбираться, а там, поди, ещё продлят.
По убийству Никиты Белянкина зато «большой прогресс». В прошлый раз писал, что об этом деле за весь 2020 год практически ничего нельзя было узнать. Теперь появилось сообщение аж целого ТАСС от 15 декабря. «Московский областной суд приступил к слушанию уголовного дела в отношении девятерых участников массовой драки в Красногорском районе Подмосковья, где летом прошлого года был убит бывший спецназовец ГРУ Никита Белянкин». Как мило – «слушание… по отношению девятерых участников массовой драки». Участники, значит. Даже не «обвиняемые».
И тут же в сообщении почему-то предоставляется слово адвокату одного из подсудимых. «После оглашения прокурором обвинительного заключения… наши подзащитные снова заявили не только о несогласии с квалификацией предъявленных им обвинений, но и вовсе их отвергли, они не понимают, почему, например, им вменяется хулиганство за то, что они хотели образумить выпивших…», – цитируют слова адвоката. Во-первых, – почему главное государственное информагентство даёт слово адвокатам, а не обвинению? Во-вторых, – «хулиганка», значит. Получается, что уже давно переквалифицировали с убийства на хулиганство? Убитый есть, а убийц нет. И то хулиганы доказывают, что они и не хулиганили. Во всяком случае, на это настраивает сообщение ТАСС. И еще приводятся слова адвоката, что обвиняемые «сожалеют о гибели» Никиты Белянкина. «Гибель», значит, произошла.
Можно представить, что творится на этих трех процессах в разных судах России. Душещипательные выступления адвокатов, представление в виде «невинных овечек» всех причастных к убийствам. Диаспоры, разумеется, до процессов проводили работу, а во время процессов продолжают обработку всех и вся. Какими путями выходили, как и кого обхаживали – можно лишь предполагать и догадываться. Вероятно, ведут работу и среди родственников и знакомых (которые могут давать показания) убиенных.
Говорят, что эти резонансные убийства находятся на контроле правозащитного центра Общества «Царьград» или правозащитного центра ВРНС. Но в 2020 году я не обнаружил никаких заявлений, заключений и даже информационных сообщений со стороны этих структур по поводу процессов над убийцами Никиты Белянкина, Сергея Чуева и Владимира Грушина.
Интересно, 2021 года хватит, чтобы все-таки осудить убийц русских?
Андрей Витальевич Сошенко, публицист, общественный деятель