Имя розы, или Закон включенного третьего

Развернутый комментарий к экспертизе А.Г. Дугина

Бывший СССР 
0
1112
Время на чтение 8 минут

«Сидя на вершине горы, наблюдать за схваткой двух тигров»
(Китайская пословица)

С легкой руки Аристотеля, сформулировавшего закон исключенного третьего, мы живем в мире бинарной логики: «да – да, нет – нет, а что сверх этого, то от лукавого». Мы привыкли считать, что мир – это такая вселенная Гегеля, перманентный холивар дихотомий, единство и борьба противоположностей. Добро борется со злом, свет – с тьмой, истина с ложью, эксплуатируемые с эксплуататорами и т.д. И что победа одного полюса, в полном соответствии с законами диалектики, знаменует отрицание побежденного начала, которое, однако, не гибнет бесславно и окончательно, но, зализав раны и почистив перышки, восстает на новом витке диалектической спирали, дабы посрамить своего победителя.

Такая логика прочно утвердилась в европейском сознании, – настолько прочно, что мы в эту бинарную веру обратили даже компьютеры: 0=0, 1=1, а все другое – комбинация 0 и 1. Но единственна ли такая логика? А главное, все ли аспекты нашей жизни ей подчинены?

Оказывается, что далеко не все. Более того, неевропейский, неаристотелев мир не считает для себя нужным следовать этой логике. Например, китайцы по-своему счастливо живут в мире троичной логики (заметим в скобках, что первые советские ЭВМ «Сетунь» тоже были выполнены в троичной (триггерной) логике, которая гораздо эффективнее бинарной (релейной) логики). В КНР во время холодной войны была популярна притча: пока два тигра дерутся в долине (СССР и США), умная обезьяна (Китай) сидит на дереве и попросту ждёт, пока оба тигра ослабят друг друга, после чего обезьяна станет победителем.

Вся новейшая история нас настойчиво подталкивает к одной и той же мысли: «в борьбе двух сил неизменно побеждает третья» – но мы упорно не желаем взять ее на вооружение, слепо веря в олимпийский лозунг о том, что в единоборстве побеждает сильнейший.

В самом деле, в начале XX века за российский политический олимп боролись два силы: монархическая сила старалась ее удержать, а либеральная – свергнуть. На краткое время либеральные силы победила: «Но их бедой была победа, за ней открылась – пустота». В итоге победила третья сила – маргинальные большевики, которых никто не принимал в расчет. В свою очередь, по итогам Гражданской войны победили не большевики-ленинцы или большевики-троцкисты, а державшаяся в тени «сталинская гвардия», выдвинувшая свою версию Красного проекта, лишь закрепившись во власти. В Веймарской республике за места в рейхстаге шла ожесточенная борьба между социал-демократами (СДПГ) и либералами (НДП). Победили считавшиеся политическими фриками фашисты (НСДАП). СССР в послевоенное время продолжал главным своим врагом считать фашизм, антифашизм был смыслом и содержанием его идеологической борьбы. В КГБ крайне враждебно относились к диссидентам-почвенникам (и вообще к любым проявлениям «русского национализма»), тогда как к либералам в послеоттепельное время относились как к чему-то несерьезному, считая его субкультурой типа «стиляги» или «хиппи». Хиппи внезапно победили, превратившись из нечесаных бунтарей в чопорных яппи.

В чем же дело? Почему в политическом и историческом поле не работает отлично зарекомендовавшая себя в математике и естественных науках формальная логика, а работает малопонятная китайская казуистика? А всё дело в принципиальной незамкнутости политических систем и принципиальной неопределимости политических субъектов, выскакивающих на политическую арену без «отборочных туров» в самый последний момент, как черт из табакерки.

Порой, впрочем, третья сила набирает силу не сама по себе, но подобно Голему взращивается одной из сил для борьбы с главным противником, для отвлечения внимания на себя. Которая, улучив момент, однажды срывается с поводка и затевает собственную игру. Зубатовская охранка снисходительно относилась к социал-демократам, резонно видя в них оппозицию повальной моде на либерализм. Фашизм в Германии и Италии почти открыто культивировался английским империализмом для противодействия «коммунистической заразе». Янукович откровенно потворствовал развитию бандеровского движения на Украине, в котором наивно видел антитезу БЮТ.

Давайте теперь методологию «включенного третьего» наложим на современную политическую карту мира.

А.Г. Дугин в последней экспертизе «Либеральный мир раскалывается надвое. В США рождается либерал-большевизм» описал интересный феномен разложения модели либеральной демократии в США. Либерализм, не имея идеологических врагов вне себя (поскольку альтернативные идеологии – консерватизм, фашизм, коммунизм, – повержены в геополитическом и историческом аспектах), перешел в режим саморазрушения, перенося огонь на свои же окопы. В этом самоубийственном акте видится манифестация архетипического уробороса (змеи, кусающей себя за хвост): самоедство есть финал-апофеоз затянувшегося спектакля «Модерн», спектакля, где нет и не может быть положительного героя.

В американском истеблишменте за два века сложилась уникальная и чрезвычайно устойчивая демократическая смена, основанная на попеременном лидерстве республиканцев и демократов. Устойчивость обязана либеральной демократии как общей, консенсусной платформе: Дугин сравнивает две доминирующие партии США с крыльями орла, символизирующего либеральную демократию в момент своего триумфа. Война была символической, большей частью постановочным шоу, малопонятным для стороннего наблюдателя. Этакая война Алой и Белой Розы.

Однако сейчас мы наблюдаем глубокий кризис либеральной модели – либеральный мир раскололся надвое, поляризовался на два враждебных полюса. Либерального консенсуса больше нет, каждое из крыльев узурпировало гордое звание либерализма в свою пользу. При этом левое крыло, демократы, обзывают противников «фашистами», а республиканцы – «коммунистами».

Дугин обозначает позицию демократов как «либерал-большевизм», а позицию республиканцев как «либерал-национализм». В новых терминах не следует искать содержательного сродства с историческим большевизмом или национализмом, – речь, скорее, о формальном сходстве. Мы имеем дело с феноменом превращенной формы Маркса, когда форма, отчуждаясь от своего содержания, замещает и даже извращает последнее. Демократов именно в таком понимании объединяет с большевиками их политический радикализм, их неразборчивость в выборе средств, их безапелляционная уверенность в собственной правоте, их безумная вера в прогресс и глобализацию («мировую революцию»)… Республиканцы, напротив, ведут себя как классические буржуазные националисты: они предельно консервативны, апеллируют к национальным ценностям, исповедуют изоляционизм, взывают к патриотизму и моральным чувствам…

Правильнее называть первых «либерал-радикалами», а вторых – «либерал-консерваторами», но аналогия с большевизмом и национализмом позволяет их соотнести на привычной нам политической оси: «большевики» – это ультралевая часть спектра, «националисты» – инфраправая часть. Важно понимать, что на самом деле и те, и другие – «свидомые» либералы, просто республиканцы – это арьергард, они исповедуют «классический» либерализм, Либерализм 1.0; тогда как демократы – авангард, адепты «ультрапрогрессивного» либерализма, Либерализма 2.0. Борьба старого и нового редко протекает бесконфликтно, но в моменты кризиса она приобретает бескомпромиссные формы холивара. При этом позиция «реакционеров» всегда заведомо проигрышная – «уходящая натура» не столько борется с «гостем из будущего», сколько цепляется за прошлое, пытается оттянуть будущее. «Да, – говорят трамписты, – цифровой концлагерь, ЛГБТ и BLM неизбежны. Но давайте… не сегодня. Давайте еще денек побудем реднеками, любителями рынка, дробовика и кантри, атлантами имени Айн Рэнд».

Сила байденистов заключена в том, что помимо финансовых и информационных рычагов, им есть с чем обратиться «к городу и к миру», они – «гегемоны смыслов», они – носители пусть и извращенной, но ультрапрогрессивной идеологии трансгуманизма, привлекательной для поколения, выращенного в ризоме цифрового спрута FAGMA. Слабость трампистов состоит в том, что у них нет суверенной идеологии, – есть лишь бессильный ресентимент, чувство сожаления и ностальгическая аффектация по былому величию Америки.

В любом случае однополярный момент, начавшийся 30 лет назад, заканчивается институциональным оформлением двух враждующих полюсов. Причем в полном соответствии с логикой империализма, сбрасывающего всю тяжесть и остроту конфликта на периферию, указанная поляризация начинает разворачиваться по всему миру, требуя от либералов тотальной «переприсяги». В России мы видим полное смятение, разброд и шатания в некогда сплоченном стане либералов: «пятая колонна» слепо марширует за Байденом, «шестая колонна» уныло плетется за Трампом. Очевидно, следует ожидать отчаянной схватки между ними за место под солнцем.

Кто же победит в невиданном состязании «либерал vs либерал»? Вы не поверите, но победит… либерал! Собственно, либерал 2.0 уже почти победил, и если у него совсем не отшибло чувство самосохранения, то непосредственно в США конфликт будет затухать, а либералы 2.0 будут ударно строить цифровой концлагерь.

А кто проиграет, спросит пытливый читатель? И проиграет тоже… либерал! Проиграют оба два, либерал 1.0 и либерал 2.0. Поскольку победит, как нетрудно догадаться, – «третья сила». Которая сейчас почти незаметна.

Третья сила проявляет себя спорадическими победами в Иране, в Китае, на Кубе, во Вьетнаме и Северной Корее – везде, где артикулируется нелиберальная повестка. Этот голос слаб и непоследователен (ибо нельзя победить либерализм, впуская капитализм. его материальную подложку). В России третья сила еще более слаба и маргинализирована, ее голос совсем не слышен в официальном политическом дискурсе, где идет пустопорожняя перебранка пятой и шестой колонн друг с другом. Но такая сила есть и имя ей – евразийство. А значит, у России есть шанс отстоять свое место в новом, радикально нелиберальном мире.

Публицист-евразиец Эмиль Байрамов в статье «Американские башни» назвал «американскими башнями» две ведущие политические силы Америки. Эта метафора как нельзя точно описывает их печальное будущее. Гордость Америки, величественные небоскребы-близнецы Всемирного торгового центра, в одночасье рухнули под атакой «третьей силы». Американские башни либерализма обречены на гибель и разрушение, ибо: «Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то» (Мк. 3:24). Вопрос лишь в том, кто явится этой третьей силой? Алая и Белая Розы сорваны и почти увяли – каков же цвет, каково же имя новой розы?

Костерин Андрей Борисович, редактор портала «Новый социализм – XXI век», г. Владимир

Впервые опубликовано.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. ))

Хотел выгравировать журавля, а получилась утка.

Хотел нарисовать тигра, а получилась собака...

Китайская пословица

Это Вас Дугин подводит )

3. Или по Гегелю.

Всеобщее, особенное, единичное. Где всеобщее - Всемирная История. Особенное - от начала двадцатого века и до сегодня. Единичное - Россия.
Игорь Бондарев / 26.12.2020, 06:58

2. отлично написано!

bryzgalov-kv / 25.12.2020, 05:30

1. Всемирное.

Закон двойного отрицания есть закон триединства. Или, та самая умная обезьяна. Или та же диалектика отрицания отрицания. "Неверно, что не-А, если и только если верно А". Здесь коммунизм и фашизм - "неверно, что не-А", а эквивалентность их - "если и только если верно А". Что же такое "А"? "А" - это весь мир вообще и в частности - исторический мир христианства. Это же закон должен рассматривать сотворение мира. Творение больше Евразии. Это не только мир, как планета, но и мир как История. А Евразия лишь часть мира и Истории. Впрочем, при желании, можно перейти от евразийства к всемирному. Имя же розы не либерализм в изводах, а история России двадцатого века как отображение всемирной Истории, от сотворения мира. Впрочем, и здесь, при желании, можно и нужно провести линию от либерализма к целой Истории, ибо либерализм свойственен России в двадцатом веки и будет, все равно, рассмотрен в концепции отображения всемирной Истории в истории России двадцатого века.
Игорь Бондарев / 24.12.2020, 04:39
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Костерин
Высока у подвига цена
К 90-летию учреждения звания Героя Советского Союза
17.04.2024
Сокровенная глубинка
Рецензия на фильм политолога Л.В. Савина «Глубинка»
21.03.2024
Евразийский тривиум
Краткое введение в евразийство
09.03.2024
Ab Eva
Вирша на 8 Марта
07.03.2024
Коренной перелом
2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве
02.02.2024
Все статьи Андрей Костерин
Бывший СССР
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
«Нет ничего более приятного, чем наблюдать за результатами своей работы»
Фоторепортаж о праздновании 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали
24.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 10:32
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24