В последние годы заметно вырос интерес отечественной телеиндустрии к периоду отечественной истории с 15 по 17 века. Сам по себе этот интерес весьма похвален, ведь то время было очень важным этапом становления и развития Российского государства, очень долго недооценённым отечественной историографией.
Так, телеканал «Россия» продемонстрировал нам целых три сериала о той эпохе «София», «Годунов» и «Грозный». Из них только «Годунов» явил собой развёрнутое повествование, растянувшись на два сезона, остальные заняли всего по восемь серий. И это не лучшим образом сказалось на них.
Если жизнеописание Софьи Палеолог можно уместить в такой короткий хронометраж (хотя, к тому сериалу имеется масса других претензий), то показать глубину личности и эпоху Ивана Грозного за восемь серий по сорок пять минут невозможно в принципе.
И это притом, что сами оценки личности Ивана Грозного колеблются из крайности в крайность, и являются лакмусовой бумажкой политического курса страны и общественных настроений. О таких людях, как Иван Грозный, Пётр Первый, Иосиф Сталин в нашей историографии принято говорить либо как о героях и спасителях, либо как о монстрах.
Создатели сериала «Грозный» постарались пофилософствовать на тему обеих этих оценок, показать образ царя Ивана Васильевича в рамках этой дихотомии.
При этом, избавиться от затёртых шаблонов, связанных с образом Ивана Грозного в искусстве, не получилось. А, может, и не пытались, испугавшись быть непонятыми.
Так, например, сорокалетний царь показан дряхлым стариком. Этот образ старого параноика - излюбленное клише условно «либеральных» кинофильмов о Иване Грозном.
Также шаблонно показаны опричники, которых в те времена, к слову, никто так не называл. Нам опять демонстрируют некую свору головорезов, основное занятие которой - просто разорять абстрактные деревни. Эта сцена демонстрируется несколько раз, непонятно с какой целью.
Когда хотелось бы увидеть попытку авторов осмыслить такие сложные события времён опричнины, как поход на Новгород и история митрополита Филиппа (Колычева). Последнего мы в сериале «Грозный» даже не увидим.
Основные события сериала крутятся вокруг попыток бояр посадить на трон Владимира Старицкого с целью продолжения удельного княжения при номинальном царе. Это, конечно, важный момент из истории правления Ивана Грозного, но концентрация на нём одном делает картину неполной.
Взятие Казани и Астрахани нам не показали. Видимо, авторы решили не рисковать. Ибо по масштабности трудно переплюнуть С.Эйзенштейна и его классическую картину о Иване Грозном начала 1940-х.
Из битвы при Молодях показан лишь небольшой фрагмент, не рассказывающий о ходе всего сражения. Важно, что в фильме не говорилось, что Дмитрий Хворостинин был опричным воеводой. Ведь это подрывает штамп о злых опричниках-мародёрах.
При всех попытках сделать красивую картинку, очень заметно, что создатели не располагали должным бюджетом. Масштабных сцен практически нет.
При этом даже в дешёвом сериале «Иван Грозный» 2009 года при всей убогости натуры взятие Казани всё же показывают.
Вероятно, создатели в качестве основного посыла сериала «Грозный» пытались продемонстрировать сложный внутренний мир царя, не акцентируясь на исторических вехах. Дескать, если хотите голую историю, посмотрите Эйзенштейна или, на худой конец, Эшпая. Но факт тот, что ничего нового о личности Ивана Грозного новый сериал не сообщает. Лишь пляски вокруг того, что уже давно известно.
Факт тот, что популяризация отечественной истории - действительно очень важная задача. Но могут ли подобные сериалы вызывать интерес, который в идеале должен быть массовым? Да, с историчностью костюмов, локаций, событий в отечественных сериалах плохо, но всё-таки лучше, чем в зарубежных. Взять хотя бы затёртые до дыр «Великолепный век» и «Викинги». Но зарубежные сериалы вряд ли смотрят ради погружения в историю. Скорее, для смакования интриги, на чём они и закручены.
Лично моё мнение, про эпоху Ивана Грозного следовало бы снять документальный сериал с художественными вставками, как можно детальнее воссоздающий ту эпоху.
Алексей Ощепков, историк, Пермское отделение «Русского Собрания»
8. Ответ на 5, Владимир Николаев:
7. Ответ на 5, Владимир Николаев:
6. Ответ на 4, Русский Сталинист:
5. Ответ на 4, Русский Сталинист:
4. Ответ на 3, Владимир Николаев:
3. Ответ на 2, Владимир Николаев:
2. Ничего нового о личности Ивана Грозного новый телефильм Алексея Андрианова не сообщает
1. История - не учительница, ... но строго спрашивает за незнание своих уроков
Спасибо большое автору сей рецензии. Действительно, каким-то неведомым образом авторы всячески проходят мимо главного; всё крутятся вокруг да около, пытаются напрячь внимание зрителя, но... по гнилым рецептам - интриги, перчик... Вот в суете-то суть и проглядели!
Взять то же наказание Великого Новгорода - ведь это целый пласт истории! Вольный город желал стать панами Речи Посполитой! В 1475 г. Иоанн III сам приезжал успокоить новгородцев. Но лишь спустя почти столетие, в 1570 г. внук Иоанна III - Иоан IV Грозный жестоко и окончательно усмирил гордую республику... Масон Карамзин тогда постарался, напридумывал чуть ли 15,000 невинно убиенных жестоким царём! Кочует его злая пасквильная "сказка" и по сей день.
Мне самому более таких сериалов гораздо больше говорит другой замечательный фильм -"Царское Дело" Бориса Лизнёва - здесь озвучены письма Иоанна IV, и это говорит гораздо больше всякой голливудской мишуры.