«Лучше быть в маске в храме, чем без маски дома»

Митрополит Варсонофий призвал к неукоснительному соблюдению противоэпидемических мер и благоразумию в условиях коронавируса

Собрание игуменов и игумений монастырей епархии под председательством митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия прошло 17 ноября в епархиальном управлении, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии.

Во вступительном слове владыка отметил, что это первое собрание в таком формате. Намечено, что такие встречи будут проходить по крайней мере раз в год, а в случае необходимости - чаще. В епархии шесть монастырей и одно сестричество - на бывшем Леушинском подворье. Старшая сестра монахиня Евфросиния (Олюшина) многое делает для того, чтобы сестричество обрело статус полноценной обители.

Правящий архиерей представил насельника Александро-Невской лавры игумена Филарета (Пряшникова), который назначен исполняющим обязанности настоятеля Никольского Староладожского монастыря: прежний настоятель архимандрит Варфоломей (Чупов), который почти двадцать лет возглавлял Никольскую обитель и немало потрудился для ее восстановления, 30 октября скончался. Кандидатура нового настоятеля должна быть одобрена Святейшим Патриархом Кириллом и утверждена Священным Синодом. Владыка выразил надежду, что возражений не будет: «Желаю вам, отец Филарет, помощи Божией на ответственном послушании. Трудитесь, набирайтесь опыта, советуйтесь с теми, кто его уже имеет», - сказал он.

«Почти все вы многие годы управляете монастырями, многое сделали и продолжаете делать как в плане хозяйствования, восстановления порушенного и строительства нового, так и в духовной жизни, - отметил митрополит Варсонофий. - Но есть к чему стремиться. Время не стоит на месте. Управление монастырем - это целое искусство, тем более - сейчас, когда жизнь людей сильно изменилась в сравнении с прошлым и позапрошлым веками. Игумен или игумения - не просто лицо, облеченное властью по подобию светских начальников. Они должны быть любящим отцом или матерью для монахов, считаться с их недостатками, быть ответственными за воспитание Богом данных чад, терпеливо способствовать их духовному возрастанию. Конечно, большим подспорьем являются опытные духовники, старцы, под крылом которых в прежние времена вырастали целые плеяды замечательных монахов. К сожалению, сейчас таких духовников мало, лишь в редких монастырях их можно встретить. Важен для монахов и личный пример игумена или игумении, ведь монастырь - это большая семья, где значение имеют не слова, но поступки. Как успех семейной жизни зависит от того, будут ли супруги сами что-то отдавать друг другу, а не ждать, чтобы им давали, точно такая же зависимость в монашеской семье. Важно, чтобы ты любил, а не ждал любви от других. В этом и заключается смирение - мать всех добродетелей. По-человечески это трудно, но приносит добрые плоды. Созидать монастырскую жизнь всегда было непросто, а тем более в наше время, когда общество насквозь пронизано материализмом, индивидуализмом, раскрепощением страстей, ложно именуемым свободой, а главное - отсутствием стремления к духовному труду. На людей церковных накладывается этот отпечаток».

«Духовная жизнь в монастырях должна соответствовать традициям древних обителей, где послушание и молитва идут рука об руку, одно без другого не мыслится, - продолжил владыка. - У нас все монастыри общежительные, куда приходят люди со своими достоинствами и недостатками, влияя друг на друга. По словам святителя Иоанна (Шаховского), «чтобы начать жить полной общей жизнью с другими, надо прежде всего побороть в себе эгоизм, стать истинным братом или сестрой для других, и чтобы другие стали для тебя братьями и сестрами». Не может быть единство и общности душ человеческих на почве материальных ценностей. Материализм как начало эгоистичное разделяет и обособляет. История показывает, что монастыри разрушались, когда делались слишком хозяйственными (в ущерб духовной жизни). Лишь по мере преодоления эгоистических склонностей человек способен войти в настоящее единство с другим человеком и с Богом. Несмотря на негативное влияние мира на жизнь монахов, монастыри по милости Божией несут свое посильное служение. Находятся люди, желающие «ангельского жития», которые, оставив земные интересы, выбрали трудную цель - спасение души. Как и во всяком организованном обществе, в монастырях наряду с духовной жизнью и непрестанной молитвой много внимания уделяется хозяйственной деятельности, строительству и восстановлению зданий, созданию необходимой для жизнедеятельности материальной базы. Не меньшая роль отводится приему и размещению паломников. Не раз говорил: принимайте гостей с любовью и вниманием».

«В древности монастыри были центрами книжного образования и учености, будь то в Европе или у нас на Руси. В отличие от большинства людей того времени, монахи умели писать и читать, некоторые знали иностранные языки. Хотя сегодня времена другие, но к монашествующим по-прежнему относятся с неизменным уважением и даже восхищением, удивляясь, что и в наше время есть люди, которые ради высоких духовных идеалов отказываются от мирской жизни, лишают себя светских радостей. К монахам относятся и как к людям святой жизни, умеющим разрешать духовные проблемы. Чтобы вести людей в соответствии с Евангелием, нужно многое знать и понимать. Не случайно Святейший Патриарх Кирилл с большим вниманием относится к вопросам богословского образования монахов, чтобы обители не были рассадниками суеверий и апокалиптических страхов», - подчеркнул правящий архиерей. 

Он сообщил, что в соответствии с циркулярным письмом управляющего делами Московской Патриархии в Санкт-Петербургской митрополии будут организованы богословские образовательные курсы для монашествующих. Всего в епархии 152 монашествующих, из них слушателями курса станут 33 человека. С февраля 2021 года обучение на очных трехгодичных курсах базовой подготовки в области богословия начнут 69 насельников и насельниц монастырей трех епархий митрополии из четырех. Для удобства будет создано несколько площадок упомянутых курсов, в том числе при самих монастырях, с привлечением преподавательского состава.

Владыка коснулся важной стороны жизни обителей - ремонтно-восстановительных работ. Если в Санкт-Петербурге монастырские постройки имеют хотя бы достойный внешний вид, то в Ладоге многие монастырские здания находятся в плачевном состоянии. Потребуется много сил и времени, чтобы все привести в надлежащий вид. Монастырские здания - памятники архитектуры, они имеют охранный статус, реставрация должна финансироваться из бюджета региона и страны, но даже если что-то и делается, то в небольших масштабах. Епархия, к сожалению, не располагает средствами для проведения столь дорогостоящих работ, особенно сейчас, в период ограничительных мер из-за коронавирусной инфекции. Редким обителям «везет», как повезло Коневскому Рождество-Богородичному монастырю, который дождался широкомасштабной реставрации. К 800-летию со дня рождения святого Александра Невского запущена долгосрочная программа реставрации храмов и объектов Александро-Невской лавры. Владыка выразил надежду, что что-то успеют сделать к дате празднования. 

Правящий архиерей еще раз напомнил о необходимости соблюдения противоэпидемических мер, призвал выполнять принятую в марте инструкцию Священного Синода, в которой учтены требования Роспотребнадзора. Монастыри находятся в зоне риска быстрого заражения как места большого скопления людей, к тому же монашествующие живут вместе в закрытом пространстве. К сожалению, отметил владыка, есть те, кто не хочет носить маски, считая, что они ничего не дают. Он посоветовал говорить таким протестующим, что в храме на богослужении лучше быть в маске, поскольку из-за таких людей могут вообще закрыть храмы: «Весной наши прихожане в полной мере испытали, каково быть без богослужения. Дай нам Бог благоразумия», - сказал митрополит Варсонофий.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

19. Ответ на 13, Валерий:

Валерий, спасибо за столь искреннюю и "сильную оценку" моего субъективного мнения: я не теолог, а простой человек, следующий природной склонности людей к общению и взаимопониманию. Буду надеяться, что мои прегрешения перед Всевышним не столь ужасны, как вы их представляете. И Вас призываю избегать радикальных суждений, чтобы не согрешить против ИСТИНЫ.

Лев / 20.11.2020 08:17

18.

Ответ на 15: Уважаемый собеседник по имени "грешник Вова", добродетельный "Андрей" отказался давать свои оценки "литературным трудам" собеседников, считая себя "незрелым" для этого по возрасту. Думаю, что вы не страдаете такой застенчивостью и предлагаю вам дать свою оценку моей работы (См.: Л.А. Гореликов, Пророчества апостола Иоанна и судьба России // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.18047, 28.05.2013). Действительно ли Апокалипсис ведет речь о событиях в России ХХ века?

Лев / 20.11.2020 07:49

17.

Андрей, не считай себя незрелым для благих дел: совесть дается от Бога, а не от возрасти. Придется просить "грешника Вову": он не боится ответственности...

Лев / 20.11.2020 07:34

16. Ответ на 14, Лев:

Если вас не затруднит, то ознакомьтесь с этой небольшой работой и выскажите свою оценку обнаруженных мной соответствий.

Извините, не возьмусь. Для этого нужен кто-то постарше, поопытней. На форуме бывают такие люди, может кто согласится. Единственное, что могу сказать – не одно поколение христиан находило какие-то соответствия со своей жизнью в Апокалипсисе.

Андрей Х. / 19.11.2020 06:52

15. Ответ на 9, Лев:

Конечно, я своим встреванием в вашу инициативу,- в очередной раз согрешил. Не горжусь этим, только констатирую.. Категории "лучшее" и "благо" все-таки различаются.. Ковид - на благо нам уже тем, что заставил некоторых вспомнить о вере, а кого-то об национальных акциях на основе веры.. Сознаюсь, что поругал себя за перечисление этих пунктов.. Достаточно было спросить вас только про мнение вашего духовного отца на этот ваш позыв... Своё участие в каких-то акциях я обязательно согласовываю с духовником...

грешник Вова / 19.11.2020 12:06

14.

Андрей, благодарю за подробный ответ и рекомендацию литературы в постижении "христианской истины". Наиболее ясную оценку будущего мирового сообщества в свете христианской идеологии дает Апокалипсис: 30 лет назад во время "Августовского путча" я вдруг обнаружил некоторые прямые совпадения предсказаний пророчества с событиями российской истории ХХ века (См: Л.А. Гореликов, Пророчества апостола Иоанна и судьба России // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.18047, 28.05.2013 / http://www.trinitas.ru/rus/doc/0017/001a/00171124.htm). Если вас не затруднит, то ознакомьтесь с этой небольшой работой и выскажите свою оценку обнаруженных мной соответствий.

Лев / 19.11.2020 08:44

13. Ответ на 11, Лев:

Кирам, БОГ правит ЦЕЛОСТНЫМ МИРОМ, а ТРОН управляет частью материальной реальности: это соотношение ВЫСШЕГО и низшего, где низшее должно равняться на высшее с учетом наличных обстоятельств. Разные исповедания возносят молитвы по-разному, но обращаются к одному и тому же БОГУ как ТВОРЦУ всего мира и наставнику человечества. Это единение в понимании мировой реальности позволяет исповедникам разных религий находить общий язык в определении правды и справедливости, истины и заблуждения, примиряя людей в созидании будущего.

Такого махрового ЭКУМЕНИЗМА на РНЛ ещё не было! Под предлогом всеобщего религиозного благоденствия, правды и справедливости, истины и заблуждения, для примирения людей и созидания будущего - вливается этот экуменический яд в умы неискушенных неофитов под этой ШИРМОЙ борьбы с пандемией. Кому молимся уважаемый Лев? Антихристу? Для православных христиан - ЦЕРКОВЬ ОДНА. Все, что вне Её, т.н. "конфессии" - то от лукавого, либо ересь, либо конкретный сатанизм. "ЕДИН БОГ, ЕДИНА ВЕРА, ЕДИНО КРЕЩЕНИЕ" (Феодосий Киевопечерский). С НАМИ БОГ!

Валерий / 19.11.2020 06:26

12. Ответ на 10, Лев:

а спасение россиян не может быть для одних с исключением других

Если речь идет о спасении от коронавируса - я полностью с вами согласен.

Если о спасении души, то тут не все так просто. Православная Церковь учит: "Для спасения души нужно: познание истинного Бога и правильная вера в Него; жизнь по вере и соответствующие ей добрые дела." Следовательно очень важна вера в Троичность Бога и в Богочеловечество Иисуса Христа. Об этом подробно написано в книге "Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви", которую легко можно найти в интернете.

Андрей Х. / 18.11.2020 09:30

11. Ответ на 7, Kiram:

Кирам, БОГ правит ЦЕЛОСТНЫМ МИРОМ, а ТРОН управляет частью материальной реальности: это соотношение ВЫСШЕГО и низшего, где низшее должно равняться на высшее с учетом наличных обстоятельств. Разные исповедания возносят молитвы по-разному, но обращаются к одному и тому же БОГУ как ТВОРЦУ всего мира и наставнику человечества. Это единение в понимании мировой реальности позволяет исповедникам разных религий находить общий язык в определении правды и справедливости, истины и заблуждения, примиряя людей в созидании будущего.

Лев / 18.11.2020 07:40

10. Ответ на 6, Андрей Х.:

Спасибо, Андрей, за разъяснение. Но мы живем в одной стране с мусульманами, иудеями, буддистами и представителями иных верований: а спасение россиян не может быть для одних с исключением других. Поэтому молиться надо всем, но в своих храмах и своими молитвами: главное, уверовать в общее спасение...

Лев / 18.11.2020 07:25
Коронавирус — биологическое оружие или эпидемия?
«Только церковные таинства могут помочь ощутить единство с Богом»
Священникам рассказали о правилах посещения коронавирусных больных и совершении таинств в «красной» зоне
03.12.2020
Когда COVID ни при чем
Отчего смертность в России становится все более «избыточной»
03.12.2020
Встреча в Сологубовке.
Тема беседы: «Вирус»
03.12.2020
«Наша армия в трудную минуту готова незамедлительно прийти на помощь»
По словам Владимира Путина, в течение этого года военные строители построят 30 центров для больных коронавирусом
03.12.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
«Человечество втягивается в "светлое цифровое будущее"»
Новый комментарий от Андрей Козлов
03.12.2020 12:07
Коммунисты сохранили в народе способность верить
Новый комментарий от Владимир Николаев
02.12.2020 11:57
Добровольный мученик и гордец
Новый комментарий от Андрей Козлов
02.12.2020 11:33
«Избавиться от затёртых шаблонов не получилось»
Новый комментарий от Владимир Николаев
02.12.2020 07:47
Вечная память
Новый комментарий от Владимир Николаев
02.12.2020 05:04