С позиции философии хозяйства Россия предстает как сакральная данность и трансисторическая экзистенция (от лат. Exsistentia – существование). Ей, непонятой умом, только верою разумеваемой, России, согласно концепта академика В.И. Даля вменено государство как «царство, империя… земля, страна под управлением Государя».
Благодаря информационно-поисковому тезаурусу (от греч. thesaurós – сокровище) – словарю-путеводителю по государству для обозначения целостного представления о нем можно позиционировать государство по Л.А. Тихомирову как «высшую форму общежития» [3, 36]. Идея государства по Тихомирову – это «политическая аксиома». Тихомиров утверждал, что «в государстве люди находят высшее орудие для охраны своей безопасности, права и свободы (именно Творцом=Домостроителем Вселенной данной свободы, а не человеческой вседозволенности. – Т.Ю.)» [3, 37]. Священное Писание предлагает рассматривать идею государства значительно глубже как земное отражениеНебесного миропорядка.
Лингвистически слово государство в русском языке происходит от древнерусского слова Государь (в Древней Руси и затем в Московском Царстве, а позже и в Российской Империи так называли Великого Князя, Царя и/или Императора), которое в свою очередь происходит от древнеславянского слова Господарь (Хозяин). В силу этого в русском языке слово государство семантически означает господарство (хозяйство=домострой). Тезаурус государства=господарства показывает, что слово Господарь производно от слова Господь (Господин). Под понятием Государь понимается прежде всего такое богоустановление как Царь (Помазанник Божий), являющийся согласно богословию образа земным образом небесного Первообраза. Таким образом, сама глубинная этимология русского слова государство открывает божественное происхождение истинного государства, построяемого Господом через Государя. Прав академик В.И. Даль утверждающий, что именоваться истинным (глубинным) государством имеет право только то, что строится исключительно Государем и находится под его высочайшим управлением.
Определив благодаря тезаурусу небесную идею Государства Российского как Вышней (сакральной) заданности, можно далее трудиться над осмыслением светской дефиниции государства как данности. Таким парадигмальным определением секулярного (в том числе и современного) государства и/или квазигосударства автором статьи может быть предложено следующее: «государство» – это политическое общественное устройство на той или иной территории (страны), политико-культурно-социально-экономико-территориальное независимое устройство народовластия, которое обладает системой управления и/или принуждения, подчиняющей себе его народонаселение.
Историк, философ из Литвы В.В. Иванов справедливо отметил: «На необъятных просторах Восточной Европы (восточной части Великой Тартарии. – Т.Ю.), среди православных христиан-славян, государство было построено на принципах жёсткого единовластия, где монарх, по воле Божьей вершил свою власть над народом, издревле приверженным служению не личным своекорыстным амбициям, но Богу, и только в этом смысле подчинялся Царю и Императору, сохраняя собственную честь перед Богом» [6]. С ортодоксальной неопатристической точки зрения Государь Император должен функционировать как инструмент распределения на Земле властной божественной благодати как свыше-властной «умной энергии» (Святитель Григорий Палама), которая лишь одна и выстраивает народ в истинное государство=империю.
Начало строительства на Руси, в России Государства Российского обусловлено появлением институции Государя.
В мировой исторической науке считается общепринятым методом производить датировку зарождения города и/или государства по наиболее ранним датам, находящихся в письменных источниках. Тот же принцип в отечественной исторической науке применяется и к датированию дня рождения Российского государства (21 сентября 862 г.). Ведь, согласно летописному упоминанию в «Повести временных лет» прп. Нестора Летописца Князь Рюрик был не только призван стать Князем Русских князей (Великим Князем), он там – впервые поименован Государем, что, следовательно, ознаменовало появление Государства Российского.
Как отражено в исторических трудах М.В. Ломоносова, именно с приходом с западно-славянских земель на Ладогу славянского князя Рюрика, принадлежавшего императорскому роду, потомка Римского Императора Августа, было положено начало отечественного государственного домостроительства – Дома-Руси-России. Таким образом, Государство Российское зачалось посредством появления на Руси Августейшего Государя, которому вменено «правити в правду», и строился Дом-Россия со времени восшествия на великокняжеский престол Государя-Господина-Хозяина-Домостроителя благодаря труду своих верноподданных людей. Такова триалектика феномена истинного государства, посредством которого отражается связь народа с Творцом через Царя. Государь является носителем власти Бога на Земле.
Государство строит Господь посредством земного Государя и верноподданных его людей. Синергийный эффект достигается тогда, когда воля Творца и царя земного соединяются, по примеру ветхозаветного царя Давида, а не разъединятся как в случае с царем Саулом. Только тогда мы имеем дело с истинным глубинным государством. Следовательно, российскому народу еще только надлежит осмыслить, верою разуметь свой вековечный идеологический триумвират – Бог, Царь, Россия [4, 134-135], в котором спасительным соединительным средостением между Творцом и Его народом является царская благодать.
Таким образом, этимология древнерусского слова государство=господарство (хозяйство=домострой) как производного от слов Государь, Господарь, Господь, а также более чем тысячелетняя история Государства Российского, свидетельствуют о Государстве Российском как земном Небе по М.В. Ломоносову и/или Вселенной, согласно концепту Императрицы Екатерины II [5, 253-256].
Действительно, Государство Российское не было и никогда не будет моноэтническим (филетическим, т.е. идеологически-националистическим) псевдогосударством, но было и будет многонациональным государством – империей. И ныне в нем живут более ста народов и народностей. Даже согласно статье 3 нынешней Конституции РФ 1993 г., Россия – это государство с многонациональным народом [1, 4].
Исторически наше истинное государство было, есть и будет Третьим Римом, третьей и последней ступенью единого Правотворящего Рима, и четвертого – не будет [4]. Единый Рим – это духовная, а не материальная сфера, в которой люди противостоя миру, «во зле лежащему», выполняя волю Творца. Уже доводилось писать, что «миссией Первого Рима было собирание народов и создание Римского права. Миссией Второго Рима – Константинополя и в целом Ромейской Империи Константинопольского периода стало духовное просветительство – «оглашение» прежде всего благодаря трудам трех Святителей: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова. Миссией России=Третьего Рима является становление Священной Российской Империи как завершающей стадии духовной эволюции человечества прежде того, как оно вступит в иное качество бытия. В последние времена именно России предстоит явить миру Закон, по которому он будет жить» [4, 137-138]. Уже сегодня наша отечественная ломоносовская наука, русская философия, философия хозяйства и даже квантовая физика (Ф.Я. Шипунов, П.П. Гаряев и др.) убедительно подтверждают энерго-информационно истину и силу Закона Божия, поскольку человеку разумному невозможно отменить Его.
Что можно считать истинным богатством Москвы (Московии, России) – Третьего Рима? О первейшем богатстве Государства Российского, тогда уже Российской Империи, нас просветил наш отечественный энциклопедист, гений мировой науки, академик трех национальных академий (Российской, Болонской и Шведской), основатель всех российских наук, в том числе экономической=домостроительной науки, М.В. Ломоносов в своем письме И.И. Шувалову (куратору Императорского Московского университета) «О размножении и сохранении российского народа» (1761 г.). Ломоносов прекрасно осознавал божественную модель мироздания, его устройство и управление. Только гений, ведающий, что наука ведёт к Богу, принимал и понимал, что в домостроительном плане Творца=Источника жизни «кирпичиками» строящегося Дома России являются люди, именно поэтому сохранение и размножение российского народа он позиционировал как истинное богатство России – Третьего Рима, о росте которого (а не валового внутреннего продукта) необходимо заботиться. Еще в 1761 г. Ломоносов разработал целостный проект об истреблении праздности; исправлении нравственности людей; просвещении народном, а не только дворянском; охране здоровья народа; улучшении земледелия – главной отрасли российского домостройства (термин Ломоносова); росте внутреннего изобилия благ; повышения уровня жизни. Свой концепт российского домостройства Ломоносов выразил кратко так: «Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей» [2, 310].
Именно в этой актуальной программной знаковой статье=проекте «О сохранении и размножении российского народа» М.В. Ломоносов – один из трех основателей Императорского Московского университета в 1755 г., автор Устава Императорского Вольного Экономического Общества (с концептом домостройства) – раскрывает основные экономические=домостроительные функции Российской империи. Из этого ломоносовского труда следует, что обретение внутренней пассионарности российским народом в настоящее время сопряжено с принятием мистической (с греч. – глубинной) сути Государства Российского и реализацией его важнейших жизненно необходимых экономических=домостроительных функций.
Период домостроительства в России, созидания Дома России согласно Замыслу Творца, был прерван в результате цивилизационного слома 1917 г. С этого момента начинается эпоха антропогенного доморазорительства, «таяния» и «ржавления» истинного государства. Антропогенное доморазорительство проявляется в форме разворота (от самодержавной монархии к республике) как поворота (например, к Советской сталинской империи), выворота и развертывания. Согласно концепта Ю.М. Осипова имеет место на современном этапе «разворот России к России: как поворот России от глобализма к партикулярному международному интегратизму, как выворот новой России из глубинной России, как развертывание новой России усилиями самой же России».
Таким образом, определив сакральную мистическую суть Государства Российского как истинного глубинного государства, его богатство и миссию на протяжении с 862 по 1917 гг., закономерно позиционировать его как продукт Домостроителя Вселенной – Источника бытия, а не антропогенного доморазорительства, начавшегося после цивилизационной ломки 1917 г. с его квазигосударством и/или государством-корпорацией. Действительно, именоваться и быть истинным (глубинным) государством имеет право только то, что строится исключительно Государем и находится под его высочайшим управлением.
Юдина Тамара Николаевна, доктор экономических наук, член-корреспондент РАЕН, действительный член АФХ
Литература:
1. Конституция Российской Федерации. – М.: «Проспект», 2001. – 48 с.
2. Ломоносов М.В. Избранная проза/ Сост., вст. статья и комм. В.А. Дмитриева. – М.: Сов. Россия, 1980. – 512 с.
3. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. – М.: ГУП «Облиздат», ТОО «Алир», 1998. – 672 с.
4. Юдина Т.Н. Россия как идеология и трансисторическая идея в контексте телеологии, метафизики и философско-хозяйственного концепта // РОССИЯ И ИДЕОЛОГИЯ (опыт практического философско-хозяйственного концептуализма). Научное электронное издание/ под ред. Ю.М. Осипова, Е.С. Зотовой, Н.П. Недзвецкой. – М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2020. – С.132-139.
5. Юдина Т.Н. Новый Домострой. Конституирующая универсальная перспективная экономическая система России. – М.: ТЕИС, 2015. –448 с.
6. Иванов В.В. Философия посткарантинного государства. Новые посткризисные государства должны будут строиться на принципах народовластия – [Электронный ресурс] // URL: https://ruskline.ru/news_rl/2020/04/22/filosofiya_postkarantinnogo_gosudarstva – (дата обращения: 22.04.2020).